Центр художственной гимнастики Ирины Винер в Лужниках, арх. ТПО PRIDE

Сила света: о светодизайне в городской среде

Светодизайн в городской среде – это гораздо больше и сложнее, чем просто освещение и выбор подходящего дизайна осветительных приборов. С помощью света можно менять атмосферу, подчеркивать архитектурные задумки, «успокаивать» пространство и наоборот — придавать ему яркий, «театральный» характер. О том, как можно использовать безграничные возможности света, мы поговорили с основательницей бюро «Культура Света» Юлией Жарковой на примере самых разных проектов компании — от очень камерного до масштабного.

светодизайнер, руководитель бюро Бюро «Культура Света»

Безусловно, общественное пространство нуждается в освещении. Но общее освещение — не конечная цель, а скорее фон для каких-то более интересных эффектов, которых можно добиться, например, с помощью световых акцентов — как в проекте двора клубного дома «Цветной, 32», дизайн которого разработало Бюро UTRО, а светодизайн — «Культура света». Компактный внутренний двор должен был создавать впечатление приватности, уединенности и покоя, но его небольшая площадь сделала работу практически ювелирной: значительных эффектов удалось добиться буквально с помощью пары осветительных приборов. 

Главным визуальным и световым акцентом стал светильник-«торшер», подчеркивающий особую, клубную, почти домашнюю атмосферу. Он был создан по эскизам дизайнеров Бюро UTRO из готового основания-светильника и сделанного на заказ абажура. Вечером вокруг торшера разливается большое пятно яркого теплого света, которое подчеркивает особенности окружающего пространства и создает некую иерархию восприятия: центром двора стали именно «домашние» атрибуты — светильник и деревянная скамья-диван рядом с ним
Главным визуальным и световым акцентом стал светильник-«торшер», подчеркивающий особую, клубную, почти домашнюю атмосферу. Он был создан по эскизам дизайнеров Бюро UTRO из готового основания-светильника и сделанного на заказ абажура. Вечером вокруг торшера разливается большое пятно яркого теплого света, которое подчеркивает особенности окружающего пространства и создает некую иерархию восприятия: центром двора стали именно «домашние» атрибуты — светильник и деревянная скамья-диван рядом с ним
Еще одна зона двора — уголок уединенного отдыха с легкой уличной мебелью и кустарниками вокруг — выхватывается из легкого полумрака с помощью почти незаметного глазу прожектора, создающего особый «театральный» драматический эффект и оставляющий «в тени» не столь значимые части пространства
Еще одна зона двора — уголок уединенного отдыха с легкой уличной мебелью и кустарниками вокруг — выхватывается из легкого полумрака с помощью почти незаметного глазу прожектора, создающего особый «театральный» драматический эффект и оставляющий «в тени» не столь значимые части пространства
Так в небольшом дворе малыми, почти акупунктурными вмешательствами создается особая атмосфера и настроение
Так в небольшом дворе малыми, почти акупунктурными вмешательствами создается особая атмосфера и настроение

Большие, градостроительно значимые объекты должны быть не просто хорошо подсвечены, но и читаться издалека: возможно, даже не целиком, а наиболее узнаваемымими деталями и силуэтами. Пример того, как эффектно внешний свет «лепит форму» в архитектуре — подсветка Центра Художественной гимнастики в Лужниках, с уже ставшим знаменитым силуэтом гимнастической ленты на фасаде. Проект здания был разработан архитекторами ТПО «Прайд», а архитектурным освещением занималась «Культура света», почти три года работавшая в тесном контакте с архитекторами, инженерами, техническим заказчиком и строителями и пройдя с ними все стадии проектирования от концепции до монтажа освещения.

Ядром этой концепции и технически самым сложным его решением стала подсветка золотистой ленты кровли. Материал ленты-навеса имеет значительную зеркальную составляющую и его свойство таково, что невозможно подсветить навес просто прямой подсветкой: все равно с определенных ракурсов он остается темным.

Объяснить эти особенности без показательной демонстрации сложно: чтобы убедить заказчика, пришлось создавать макет главного фасада и красить кровлю золотой краской с металлическим блеском. И уже на встрече, используя один телефон с фонариком в качестве прибора прямого света, а второй — для освещения «территории» перед фасадом, — доказывать, что козырек освещен гораздо ровнее и воспринимается светлым с разных ракурсов, если подключить отраженный от территории свет.

Итоговый проект имеет двойное освещение: прямое и отраженное. Прямое сделано грунтовыми светильниками с овальной оптикой, длинной стороной развернутой вдоль фасада. В проекте использованы светильники мощностью 36 Вт, которые имеют поворотную оптическую часть для окончательной юстировки приборов на этапе монтажа
Итоговый проект имеет двойное освещение: прямое и отраженное. Прямое сделано грунтовыми светильниками с овальной оптикой, длинной стороной развернутой вдоль фасада. В проекте использованы светильники мощностью 36 Вт, которые имеют поворотную оптическую часть для окончательной юстировки приборов на этапе монтажа
За создание отраженной подсветки отвечают светильники консольного типа на опорах 9 м, установленные перед фасадом. При расчетном шаге 15-20 м они смогли обеспечить хорошую равномерность освещения
За создание отраженной подсветки отвечают светильники консольного типа на опорах 9 м, установленные перед фасадом. При расчетном шаге 15-20 м они смогли обеспечить хорошую равномерность освещения
Фасад, обращенный в сторону Третьего Транспортного Кольца, освещают встроенные в мощение линейные приборы с оптикой «wallgrazing» мощностью 14 и 21 Вт. За счет установки линеек практически в сплошную линию, козырек хорошо освещен прямым светом, и Центр художественной гимнастики хорошо читается даже с дальних расстояний
Фасад, обращенный в сторону Третьего Транспортного Кольца, освещают встроенные в мощение линейные приборы с оптикой «wallgrazing» мощностью 14 и 21 Вт. За счет установки линеек практически в сплошную линию, козырек хорошо освещен прямым светом, и Центр художественной гимнастики хорошо читается даже с дальних расстояний

Еще один пример  многогранного подхода к освещению общественных пространств — подсветка стены стадиона «Юных Пионеров» в ЖК «Царская площадь». Сам проект интеграции исторических мозаик в новое общественное пространство придумали девелоперы из MR Group, архитекторы бюро SPEECH и Wowhaus, а светодизайном занималась «Культура света». На месте строительства нового ЖК сохранялась стены с историческими советскими мозаиками, которые почти были обречены на снос. Тем не менее они остались в проекте, став «лицом» его общественных пространств. 

Архитекторы сделали из стены с мозаиками пешеходную галерею с экспозицией об истории легендарного стадиона, в двух нишах расположены отреставрированные мозаики, еще в двух стоят столы для настольного тенниса, по две ниши заняты детским и спортивным оборудованием;  здесь же обустроено два амфитеатра
Архитекторы сделали из стены с мозаиками пешеходную галерею с экспозицией об истории легендарного стадиона, в двух нишах расположены отреставрированные мозаики, еще в двух стоят столы для настольного тенниса, по две ниши заняты детским и спортивным оборудованием; здесь же обустроено два амфитеатра
Светодизайнерам нужно было разработать дизайн освещения, чтобы создать в этом сложном, многогранном протяженном пространстве приятную и комфортную атмосферу, продлить время пользования галереей, подчеркнуть архитектурные детали, создать интересные акценты
Светодизайнерам нужно было разработать дизайн освещения, чтобы создать в этом сложном, многогранном протяженном пространстве приятную и комфортную атмосферу, продлить время пользования галереей, подчеркнуть архитектурные детали, создать интересные акценты

Световое решение построено на нюансах оттенков белого света: очень теплые, янтарные акценты плюс общий теплый световой фон в функциональных зонах. А для архитектурного освещения мозаичных панно был выбран холодный оттенок белого света, чтобы лучше передать цвета мозаики. Все светильники максимально незаметно интегрированы в конструкции, «выхватывая» в проекте самое интересное и архитектурно значимое и делая акценты на мозаиках, которые хранят историю этого необычного места.

читать на тему: