Фото © Дмитрий Трепольский

Световая идентичность: как формируется вечерний образ городов

Вечерний облик города не менее важен для восприятия пространства, чем его дневная версия. И если при свете солнца среду создает архитектура и общественные пространства, то ночью образ города формирует все, что светится — вывески и витрины, гирлянды и световые украшения, фонари и освещения фасадов. За то, будет ли вечерний город гармоничным и комфортным для человека и экологии или превратится в яркую какофонию из разноцветных ламп, отвечают городские власти и профессиональное сообщество: инженеры, архитекторы, светотехники и дизайнеры световых решений. Специально для ПР дизайнер освещения, партнер светотехнической компании L1 GROUP и автор telegram-канала «Про свет» Иван Федянин рассказал о том, как свет влияет на человека и архитектуру и как управлять этим нематериальным инструментом не только с эстетической и функциональной, но и рациональной точек зрения.

Светодизайнер с опытом работы более 15 лет. Партнер группы компаний L1

Искусственное освещение в жизни города

Столетиями после захода солнца города были погружены в полутьму: улицы и жилища освещались тусклым светом огня масляных, а позже керосиновых и газовых фонарей. В конце XIX века ситуация радикально изменилась: с развитием электричества человечество нашло решение проблемы темноты и научилось создавать искусственный свет совершенно разной яркости, цвета и формы. По историческим меркам это произошло совсем недавно, но сегодня мы уже не можем представить быт, который основывался на природном цикле восхода и захода солнца.

Улицы городов стали безопаснее и удобнее, продолжительность активного дня человека значительно увеличилась, а для архитектуры открылись новые возможности — она стала не только видимой после захода солнца, но и смогла интегрировать искусственный свет в свой облик как отдельный способ взаимодействия с пространством. В современной городской ткани тёмное здание без света в окнах и архитектурного освещения воспринимается скорее тревожно, чем обыденно.

Фото © Дмитрий Трепольский
Фото © Дмитрий Трепольский

Сегодня искусственное освещение помогает сформировать гармоничный облик города за счет правильного распределения не только архитектурных, но и световых акцентов в вечерней городской панораме. Такие световые доминанты выделяют масштаб, культурный или исторический контекст зданий. Наприимер, в Москве к таким зданиям относятся сталинские высотки, комплекс «Москва-Сити», Храм Христа Спасителя, дом Пашкова и другие архитектурные символы столицы. Они привлекают внимание, формируя уникальный архитектурный силуэт города и направляя потоки пешеходов.

Городское освещение делает город более комфортным и безопасным. Это позволяет снизить количество ДТП и повышает субъективное ощущение защищенности вечером и ночью. Продуманные световые решения вечернего освещения, в том числе, способствует разнообразному культурному взаимодействию: ночные экскурсии, фестивали, прогулки по рекам и каналам не будут привлекательным в темноте, которую человек подсознательно воспринимает опасной. Как следствие, город становится экономически более активным, а для туристов — привлекательным.

Фото © Дмитрий Трепольский
Фото © Дмитрий Трепольский

Что формирует световую идентичность?

У каждого города есть свой сложившийся вечерний образ. В одних городах преобладает оранжевый свет, где-то улицы освещены холодным тоном, а где-то частью вечернего образа становится темнота. В количественном отношении, первое место среди всех видов городской подсветки занимает освещение дорог и пешеходных зон — фонари и световые мачты. Расставить акценты и создать праздничную атмосферу помогают гирлянды и временные световые инсталляции, а архитектурная подсветка рисует силуэты зданий на вечерней панораме мегаполиса, задавая ему образ динамичного города, который никогда не спит.

Зданиям, находящимся на центральных площадях, главных дорогах и пешеходных улицах, как правило уделяется больше внимания. Особенно это касается тех объектов, которые считаются городскими достопримечательностями — над их освещением обычно работают профессионалы.

Важно учитывать, что существенный вклад в световую идентичность вносят местные жители и локальный бизнес, стремясь привлечь внимание своей аудитории. Стоит только оглядеться вокруг, чтобы увидеть гирлянды на окнах, неоновые вывески в витринах, украшенное огоньками дерево рядом с кафе или магазином.

Часто этот процесс проходит не под контролем городских властей. При этом в разных регионах можно увидеть свой почерк бытовых световых украшений. Например, в южных городах России стволы пальм и деревьев почему-то принято подсвечивать зеленым тоном, а в скандинавской культуре люди зимой выставляют на подоконниках огни теплых тонов или свечи. А в Индии недостаток уличного освещения практически полностью компенсируется ярким светом огромного количества магазинов и лавок, вереницей расположенных на первых этажах.

Все это тоже становится частью вечернего образа города.

Фото © Olga Lioncat
Фото © Olga Lioncat

Как работают со световой идентичностью в мире

В мировой практике можно выделить два подхода, которые условно можно обозначить как «Европейский» и «Азиатский». Первый — более сдержанный. Он акцентирует внимание как на историческое наследие, архитектуру и даже отдельные декоративные детали зданий, так и на воздействие света на человека. Освещение центральных районов европейских городов сдержанное и тактичное: оно работает с исторической культовой архитектурой, поддерживает и подчеркивает ее внешний облик, становясь ее естественным продолжением. Освещение европейских городов часто неяркое, а для целых районов выбирается единая температура света — как правило, теплых оттенков. Так в городе формируется единая световая среда.

Фото © Aleksandar Pasaric
Фото © Aleksandar Pasaric

В азиатских странах популярен другой подход. Обилие яркого света в этой части мира исторически ассоциируется с благополучием и праздником. В азиатском регионе исторически свет рассматривался прежде всего как инструмент привлечения внимания. Сама архитектура, особенно если говорить о современных зданиях, располагает к более смелым световым решениям. Кроме того, большинство современных технологий освещения и самих компонентов изготавливаются на китайских производствах. Это обеспечивает минимально возможную стоимость и короткие сроки изготовления, а мы видим огромное разнообразие в проектах освещения азиатских городов.

Фото © Aleksandar Pasaric
Фото © Aleksandar Pasaric

Российский подход к городскому освещению

Находясь в центре Евразии, Россия в этом отношении, как и во многих других, впитала в себя обе тенденции. Центральные районы крупных городов часто демонстрируют продуманный подход и стремятся выбрать свой «язык» вечернего освещения. В дизайне дозированно используют более теплые по тону и менее яркие источники света.

На уровне местного управления у многих городов есть свои регламенты и свод правил, которым необходимо следовать при реализации световых решений, но выполнение этих норм порой с трудом контролируется.

Важно понимать, что любые регулирующие инструменты, такие как световые мастер-планы или другие, менее всеобъемлющие регламенты, могут существенно помочь архитекторам и проектировщикам. Ведь документы такого рода должны, в том числе, устанавливать допустимый диапазон цветности ламп, ограничивать применение цветного или динамического освещения, яркость освещения в определенных участках города. То есть разумные ограничения позволяют четко понимать, в каких рамках и как действовать в той или иной ситуации.

Фото © Иван Роздняков
Фото © Иван Роздняков

Для соблюдения этих регламентов и создания качественного освещения заказчики стали чаще приглашать в проект дизайнеров по свету. Сегодня мы наблюдаем позитивный тренд к осознанному отношению к освещению, в том числе среди девелоперов и архитекторов. Появилось понимание, что здоровая и визуально привлекательная световая среда на порядок улучшает качество девелоперского продукта и его конечную стоимость. А наличие в проекте профессионала из этой области застраховывает как заказчика, так и город от нежелательных эксцессов светового оформления фасадов и общественных пространств.

Фото © Дмитрий Трепольский
Фото © Дмитрий Трепольский

Современные решения для создания качественной световой среды

Чтобы сформировать гармоничный и эстетически привлекательный образ ночного города, важно понимать основные законы влияния света на психику и самочувствие человека. Например, яркий свет в белом и синем спектре — свет полуденного солнца — помогает собранности и концентрации, в то время как цветовая температура более теплых оттенков, какую мы видим на закате, может способствовать расслаблению. Поэтому установка соразмерных человеку невысоких фонарей с желто-оранжевым светом в пешеходных зонах делает эти пространства более привлекательными для горожан, люди охотнее отправляются на прогулку по паркам и бульварам с такой подсветкой.

Не менее важно, чтобы городское освещение было строго дозированным, не засвечивало пространство на многие метры вокруг и тем самым не нарушало экосистему. Чрезмерный свет в мегаполисах вреден не только людям, о чем ежегодно напоминают ООН-Хабитат и ВОЗ, — от него страдают насекомые и животные, сокращается биоразнообразие, а значит ухудшается состояние природной среды.

Архитектурное освещение тоже требует деликатности и сдержанности, ведь слишком яркие или неправильно установленные источники света могут исказить задумку архитекторов. Не говоря уже о том, что прожекторы, лучи которых попадают в окна жилых домов, мешают сну и в долговременной перспективе вызывают проблемы со здоровьем.

Качественно спроектированное освещение города позволяет минимизировать негативное воздействие на человеческий организм. Это включает в себя использование более теплых, желто-оранжевых источников света (до 3500 Кельвинов), которые более комфортно воспринимаются человеком: они имитируют успокаивающие цвета утреннего рассвета и вечернего заката, что позволяет поддерживать естественные колебания циркадных ритмов, отвечающих за слаженную работу биологических часов организма.

Фестиваль света в Лионе, Франция © visitlyon.com
Фестиваль света в Лионе, Франция © visitlyon.com

Кроме этого, в городском освещении мы часто видим интеграцию световых приборов с функцией диммирования, которая позволяет регулировать яркость и интенсивность света в вечернее и ночное время. Благодаря этому появляется возможность сделать освещение более кастомизированным под конкретное время, сезон и задачу.

Свет также направляет потоки людей, задает пешеходные и экскурсионные маршруты в городе. Например, вечером любого дня в Москве можно совершить приятную прогулку по одному из бульваров Кольца, останавливаясь по пути, чтобы рассмотреть важные архитектурные достопримечательности города, такие как сталинские высотки или купеческие особняки.

Характерен в этом отношении пример французского Лиона, который благодаря ежегодному фестивалю света стал флагманом световой культуры Европы. Художники и дизайнеры тщательно готовят свои инсталляции и выступления, критики следят за фестивальными новинками и тенденциями, но главное, в город с населением порядка 500 тысяч человек раз в  год приезжает около 2 миллионов туристов. Аналогичная ситуация в финской столице во время проводящегося с 1995 года фестиваля Lux Helsinki: население удваивается за счет прибывших на мероприятие туристов. 

Такие инициативы создают рабочие места, пополняют бюджет и в конечном счете развивают города. А значит, внимание к световому убранству вашего дома, района или города непременно окупится, главное правильно воспользоваться всеми доступными на современном этапе развития индустрии средствами.

читать на тему: