Макет проекта реконструкции гаража Мельникова в Музей транспорта © «Меганом»

Транспорт как средство доставки контента и глобальное средство коммуникации

Оксана Бондаренко, директор Музея транспорта Москвы, который готовится открыться в здании гаража авторства Константина Мельникова на Новорязанской улице, рассказала в ПР93/94 о музейной концепции, источниках вдохновения и роли транспорта в XXI веке.

деятельность: Создатель и организатор ряда кросскультурных проектов в городских и общественных пространствах Москвы, Парижа, Нью-Йорка. Руководила городской коммуникационной платформой транспортной инфраструктуры «Привет, Москва!»; совместным коммуникационным проектом «Интенсив XX» между Третьяковской галереей и Московским метрополитеном, направленным на популяризацию искусства ХХ века из коллекции Третьяковской галереи на Крымском Валу. Являлась директором Фонда поддержки Третьяковской галереи. С сентября 2019 года — директор Музея транспорта Москвы.

Константин Мельников не случайно считается одним из главных архитекторов ХХ века. Грузовой гараж его авторства на Новорязанской улице — настоящий шедевр русского авангарда 1920–1930 годов. При проектировании перед Мельниковым стояла задача создать объект на довольно ограниченной по территории треугольной площадке. Поэтому была выбрана форма подковы, с непосредственным выездом автомобилей на Новорязанскую улицу в обе стороны через килевидные выступы фасада. Как известно, металлические фермы перекрытий крыши, позволившие реализовать архитектурный замысел, разработал знаменитый своими гиперболоидными конструкциями инженер Владимир Шухов. В итоге прямоточная схема движения позволяла автомобилям въезжать и выезжать из гаража без использования заднего хода.

Гараж на Новорязанской улице сегодня
Гараж на Новорязанской улице сегодня

Нам бесконечно повезло, что власти города приняли решение передать это уникальное здание Музею транспорта Москвы. Таким образом будет сохранена историческая направленность произведения архитектуры, построенного по заказу Московского коммунального хозяйства, и открыт доступ к нему всех желающих. В коллекции музея сегодня находится почти 400 уникальных объектов, многие из которых сохранились в единственном экземпляре. Но именно здание является для нас главным экспонатом.

Оно подчиняет своей логике, диктует экспозиционный контекст, обязывает создавать формат, который гораздо шире банальной выставки техники. И основная задача — максимально бережная реставрация, которая позволит представить исторические корпуса в том виде, в котором их задумывали Мельников и Шухов.

Совместное творение Константина Мельникова и Владимира Шухова, пока что почти не тронутое ремонтами и реконструкциями, по сей день производит потрясающее впечатление
Совместное творение Константина Мельникова и Владимира Шухова, пока что почти не тронутое ремонтами и реконструкциями, по сей день производит потрясающее впечатление

Предстоит аккуратная и кропотливая работа по очищению территории от поздних пристроек, осмысление пространства, реставрация и гармонизация с городским ландшафтом. Для создания концепции этого проекта собралась творческая группа с участием архитектурного бюро «Меганом» и студии Lorem Ipsum. Надеемся, что нам удастся связать кальное сооружение так, что от этого выиграют все. Коллекция получит новую территорию, а здание — новый актуальный контекст.

Проект реконструкции © «Меганом»
Проект реконструкции © «Меганом»
Проект реконструкции © «Меганом»
Проект реконструкции © «Меганом»

Транспорт в ХХI веке — уже не только катализатор новаторских изменений и открытая общественная среда, занимающая большую часть нашей жизни. Он превратился в глобальное средство тотальной коммуникации, стал гидом, источником информации и впечатлений о городе. Эти факты мы использовали при создании концепции будущего Музея транспорта Москвы как мультиформатного культурного центра, формирующего общественное пространство. И здесь в первую очередь мы ориентируемся на Музей Виктории и Альберта, а также проекты лондонского перформативного театра Punchdrunk. Наш центр будет состоять из территорий, связанных единой идеологией и смысловым назначением, с временными выставками и культурной политикой, направленной на объединение людей. Классическое функциональное устройство будет совмещено с современным инструментарием доставки контента.

Проект включения музея в городскую ткань и превращения прилегающей территории в «городскую арт-гостиную»
Проект включения музея в городскую ткань и превращения прилегающей территории в «городскую арт-гостиную»

При этом мы хотим сделать музей с атмосферой городской гостиной, где все знакомо, комфортно и интересно. Любопытен также опыт создания общественно значимых культурных комплексов, ставших драйверами социальных изменений в своих регионах, — Barbican в Лондоне, Центр «104» в Париже, Pioneer Works в Нью-Йорке. Пространство музея вокруг гаража будет дополнено экопарком с арт-объектами, что позволит создать уникальную для Москвы культурную институцию — единственный в своем роде мини-парк современного искусства, сочетающий природный ландшафт, скульптуры и цифровые инсталляции. Это будет место притяжения для жителей столицы и пункт обязательного посещения для туристов. Люди станут свидетелями, как уникальный, но малоизвестный объект исторического наследия Константина Мельникова займет достойное место на культурной и архитектурной карте города.

читать на тему: