Валерий Лизунов: «Новаторства у современных китайских дизайнеров гораздо больше, чем традиционности»

Что такое восточная мудрость применительно к дизайну, что значит сегодня выражение «made in China» и роботы-доставщики, которые умеют ездить в лифте: Валерий Лизунов – основатель и руководитель московского архитектурного бюро ARCHPOINT — посетил выставку CIFF-2023 в Гуанчжоу и поделился впечатлениями.

Проект Россия: Валерий, с какими ожиданиями ехали на выставку, оправдались ли они? Что удивило? Были ли какие-то открытия лично для вас?

Валерий Лизунов: На выставке в Китае я побывал впервые. Никаких ожиданий не было, скорее, любопытство. Для меня было открытием, что вообще существуют китайские дизайнеры, на выставке оказалось достаточно большое количество павильонов. И все на очень высоком уровне — дизайн, концепции. Это порадовало. Ощущение, что не зря съездил, много нового почерпнул, кроме того, познакомился лично с некоторыми довольно известными китайскими дизайнерами, будем сотрудничать.

ПР: Что сегодня актуально, какие тренды можно взять на вооружение? По какому пути идет современная восточная дизайнерская мысль?

ВЛ: Есть самые разные направления. Например, один дизайнер представил довольно интересный монументальный дизайн: столы и стулья, сделанные из цельного металла, весят полтонны, не сдвинуть. Сначала я отнесся к нему критично. А потом начал размышлять и понял, что это определенная философия, восточная мудрость. Растущее дерево тоже не передвинешь под человека, хочешь использовать — подстраивайся сам. Начинаешь задумываться не о функции, а о смысле. Вообще о многом, и о себе и своем месте в мире.

Заметил, что китайцы часто используют материалы — медь, кожу, дерево — в каком-то мега-натуральном варианте. Получается все такое тяжелое, большое, настоящее. При этом очень высокий класс обработки и качество изделий, придраться совершенно не к чему.

Еще китайские дизайнеры — виртуозы по части вторичного использования любых материалов, от пластика и керамики до стекла и асфальта. Был на выставке стенд, который наглядно показывал, что можно делать из переработанного вторсырья, и как с ним экспериментировать. И что это может быть очень круто.

Ощутим тренд возврата к ретро, классике. Причем классике не восточной. Чего-то ярко выраженного азиатского не было, разве что тонкими мазками, чтобы было видно, что они не отрываются от своих корней, но при этом придерживаются общемировых трендов. Например, узоры на каких-то элементах мебели или узнаваемый китайский веер в декоре ширмы. Новаторства у современных китайских дизайнеров гораздо больше, чем традиционности.

ПР: Ушла ли Поднебесная от клише «сделано в Китае» как от некоего символа ширпотреба?

ВЛ: Я думаю, что уничижительное значение фразы «made in China» давно не актуально. А побывав на выставке, убедился в этом. Китай делает все, включая так называемый ширпотреб, на таком высоком уровне, что многим до него еще расти и расти. Конечно, есть фабрики, у которых что-то с дизайном не ладится, но все равно, все выглядит высокопрофессионально, качественно.

Да, много фабрик, которые копируют европейские образцы, но, опять же, на высоком уровне. Как правило, это выглядит не подобием европейского дизайна, а именно европейским дизайном. Это можно заметить и в строчке, и в использовании качественных материалов, и в обработке древесины, и в покрытии, которое не выглядит дешево.

Была на выставке компания, которая занимается обработкой камня — они работают с европейскими архитекторами, принимают заказы от дизайнеров с мировым именем. Мое внимание привлек высочайший уровень обработки, разговорились. Оказалось, что сам камень они привозят из Италии.

ПР: До Китая вы ездили на выставку в Стокгольм, и отметили, что скандинавы стали ближе к итальянцам, начали использовать дорогие отделочные материалы в своей мебели. Есть ли что-то похожее у китайских дизайнеров?

Если смотреть в целом — то да. Китайцы стараются приблизится к европейским стандартам, это факт. Используют дорогие ткани, не синтетику, дорогие финишные покрытия. Достаточно сдержанные и гармоничные сочетания цветов, сбалансированные формы. Такие вещи выражаются в мелочах: складки, сочетание камня с кожей, кожи с деревом и так далее. И это выглядит очень здорово, дорого, красиво.

ПР: Как китайские дизайнеры работают со светом, есть ли особенности?

ВЛ: Очень много концептуального, интересного света. Например, светильник, который будто сделан из обугленной деревяшки. Когда на него дуешь, он светится. Или светильник с лампочкой, в цоколе которой налита вода — если лампочку потрясти, получаются красивые блики. Еще одна работа с бликами — диск из мятого стекла, когда он крутится, световые пятна идут по стене. В общем, масса интересных находок, которые я почерпнул для себя.

ПР: Будут ли востребованы в России эти идеи?

ВЛ: На сто процентов уверен, что это будет востребовано в России. Во-первых, многие позиции в разы дешевле, чем в Европе. Во-вторых, при сегодняшних возможностях доставки, я уверен, тропы будут протоптаны очень быстро. Более того, еще находясь в Китае, я уже начал предлагать какие-то интересные варианты своим заказчикам, так сказать, по горячим следам.

ПР: Назовите топ-5 самых интересных для вас идей, предметов, материалов и т.д.

Первое — это мебель, сделанная из цельного куска металла. Философия и необычный дизайн.

Второе — высочайшего качества обработка камня.

Третье — уникальный ассортимент качественной мебели OutDoor.

Четвертое — работа со светом, о которой я говорил выше.

Пятое — не связано с выставкой, но очень меня впечатлило: доставка еды в номера отеля роботами, которые не просто перемещаются по дорогам, но и самостоятельно ездят в лифте, и огромное количество электрических скутеров, на которых перемещаются в Китае практически все. Заказал себе и детям такие.

читать на тему: