Обложка исследования «Комфортный город»

Вам к психологу. Исследование RTDA о том, как проектировать психологический комфорт в городе

Можно ли разложить на объективные составляющие такое понятие, как психологический комфорт жизни в большом городе, и при этом выявить его объективную связь с физическими качествами архитектуры и городской планировки? Отвечает RTDA.

Представление о том, что эмоциональное состояние и поведенческие паттерны людей в большей или меньшей степени определяются материально-пространственной средой, довольно широко распространено — и особенно хорошо воспринимается, когда речь идет о негативном влиянии. На «некрасивую» архитектуру, «неудобные» города и «плохих» архитекторов с легкостью списывают стресс, девиантное поведение и аномию. Эта корреляция кажется очевидной — видимой глазом — но так ли она однозначна? Вспомним всемирно известную страшилку про модернистскую архитектуру — жилой комплекс Прюитт-Айгоу в Сент-Луисе. Его превращение из успешного примера социального жилья в опасное гетто, во множестве источников объясняемое бесчеловечной архитектурой, на деле оказывается результатом непоследовательной политики в сфере доступного жилья и расовой дискриминацией в американском обществе (подробнее об этом, например, в замечательном документальном фильме The Pruitte-Igoe Myth). Может быть, человек склонен переоценивать свое зрение, дающее 90% представления о внешнем мире? Может быть, не стоит фиксировать взгляд лишь на внешних характеристиках и повнимательнее приглядеться к интересам экономических субъектов, политической конъюнктуре и культурному фону?

Прюитт-Айгоy © The State Historical Society of Missouri

В этом смысле достойна внимания каждая добросовестная попытка вычленить реальные ошибки и достижения того или иного архитектурного или градостроительного решения — разумеется, с погружением в широкий контекст, привлечением авторитетных теоретиков и специалистов в когнитивной психологии. Только так можно нащупать и объяснить цепочку реакций, возникающих у человека в ответ на внешние импульсы, которые выливаются в поведенческие акты — от подчеркнутого пренебрежения до протеста и вандализма или, напротив, активного участия в сохранении и развитии предметной среды. Не стоит забывать и о подвижности представлений об удобстве и комфорте, меняющихся с течением времени и в непредвиденных ситуациях. Скажем, важность уличного благоустройства, удобных офисов и общественного транспорта, еще полгода назад казавшаяся нам неоспоримой, в новой реальности эпидемии и обеднения граждан, лишившихся доходов в доброврольно-принудительной самоизоляции, кажется совершенно неактуальной.

Дезинфекция улиц в Москве во время пандемии © МИА «Россия сегодня», фото Максим Блинов
Дезинфекция улиц в Москве во время пандемии © МИА «Россия сегодня», фото Максим Блинов

Итак, из чего же складывается психологический комфорт в таком большом городе, как Москва, и как можно попытаться достичь его средствами архитектуры и градостроительства? Ответ на эти вопросы предложила компания RTDA в исследовании «Комфортный город», выполненном к одноименной ежегодной конференции по заказу Москомархитектуры.

Исходной точкой исследования стал социологический опрос, проводившийся в форматах интервью экспертов и дискуссионных фокус-групп. Архитекторы, градостроители, урбанисты и городские активисты, включенные в городскую повестку, рассказывали, что они вкладывают в понятия «комфортная городская среда» и «психологический комфорт».

Планировщики городского пространства и эксперты, занимающиеся его изучением, сошлись на пяти критериях комфорта городской среды. Это вполне понятные категории безопасности, физической и социальной доступности, экологичности, разнообразия досуга и возможности социального взаимодействия. При этом участники дискуссионных фокус-групп давали более узкое толкование комфорта, фактически подменяя его благоустройством. Если обобщить мнения информантов о комфорте и дискомфорте городской среды, получается следующая картина:

Что касается психологического комфорта, то ни эксперты, ни фокус-группа не смогли дать его однозначного толкования, и это можно понять: психология — сфера индивидуальная. Тем не менее, судя по ответам, психологическое состояние прочно связано с общими представлениями о комфортной городской среде. Ключевые элементы психологического комфорта — это ощущение личной безопасности, гостеприимности, дружелюбности пространства для конкретного человека, соответствие интересам некой социальной группы, с которой человек себя соотносит. На психологический комфорт влияют и отношения с другими людьми на конкретной территории: нет ли чувства несправедливости, статусных различий между человеком и окружением, вероятности развитие конфликтов, столкновения интересов. Помимо этого, психологический комфорт зависит от того, насколько человек имеет возможность оказывать влияние на преобразования и психологически вовлечен в процесс обустройства. Этим в большой мере определяется еще один фактор психологического комфорта — принятие перемен: пассивно и отстраненно или активно содействуя.

Улица после реконструкции по программе «Моя улица» © mos.ru
Улица после реконструкции по программе «Моя улица» © mos.ru

«Чем меньше прямого администрирования, чем больше самостоятельности в сообществах городских, чем больше прав и шансов вмешиваться и влиять на городскую политику в плане благоустройства и комфортной среды, тем больше шансов на то, что люди будут в этом городе счастливы, а среда будет комфортной, по мнению людей», — приводятся слова анонимного участника опроса.

Собственно повышение комфортности городской среды — массовые работы по благоустройству улиц или ежегодная замена плитки на одних и тех же участках — эксперты и активисты называют как одну из главных причин дискомфорта и раздражения. Масштабирование проекта «Моя улица» на спальные районы без отладки адекватной обратной связи со стороны жителей может привести к социальному взрыву, считают они.

Дом для переселенцев по программе реновации © mos.ru

По актуальным данным социологов, главными опасениями при выборе жилья и оценках условий проживания для москвичей остаются шум, загруженность дворов, перенаселенность микрорайонов и повышенная нагрузка на объекты социальной инфраструктуры. Авторы исследования отмечают, что если нехватку инфраструктуры и сервисов можно преодолеть при разработке градостроительной проектной документации, то шум и перенаселенность — это «родовой признак» растущего и успешного города. «Чем ближе к дверям квартиры подходит „шум большого города“, тем тревожнее становится отношение жителей к будущим преобразованиям», — утверждают авторы. При этом, чем успешнее развивается город, тем неизбежнее процессы изменений и преобразований в сложившейся застройке города. Тревожность, социальный стресс и социальная изоляция — вот опасности, поджидающие городского жителя. А еще, у него в два раза больше шансов заработать шизофрению, чем у того, кто живет на природе. Ну и, наконец, чем дольше человек, будучи ребенком, жил в городских условиях, тем более активной была область мозга, которая связана с ощущением депрессии, а значит, тем больше человек во взрослом возрасте подвержен приступам депрессии в повседневной жизни. И хотя психика как-то научилась сопротивляться этому давлению, все равно кажется — жители большого города обречены.

Дом для переселенцев по программе реновации © mos.ru
Дом для переселенцев по программе реновации © mos.ru

На помощь авторы исследования призывают Пола Кидуэлла, психолога, частого гостя популярных британских телешоу о пользе и вреде архитектуры, автора книги «Психология города. Как быть счастливым в мегаполисе» (2017), и архитектора Кевина Линча, дедушку современных урбанистов (его книге «Образ города» в этом году 60 лет). Кидуэллу удается то, с чем не справились участники опроса RTDA: он артикулирует условия, при которых человек испытывает психологический комфорт в городской среде. Так, человек должен ощущать безопасность, удовлетворять врожденное любопытство, иметь возможность найти покой и расслабление, упорядоченно воспринимать информацию и иметь личное пространство.

В свою очередь Линч выделяет элементы в структуре города, играющие ключевую роль в узнавании и освоении города человеком — пути, границы, районы, узлы и ориентиры. «Методика проектирования Кевина Линча — постоянное прохождение внутри городского пространства, представление о том, как именно будет смотреться изнутри улицы тот или иной угол дома, какие раскрытия готовит нам следующий поворот и что будет привлекать внимание жителя при переходе из одного района в другой, какие у этих районов будут особенности и отличительные черты — это очень детальный и кропотливый труд проектировщика, который каждый раз проходит весь путь за каждого жителя своего города» — отмечают авторы.

Коммунарка сегодня © mos.ru
Коммунарка сегодня © mos.ru

Резюмируя исследование, RTDA предлагает свою «шпаргалку» из 13 пунктов, подглядывая в которую архитектор сможет спроектировать в Москве, одном из самых дорогих мегаполисов мира, одновременно безопасную, доступную, стимулирующую и сомасштабную человеку среду. Среди рекомендаций: квартальная периметральная застройка; многофункциональное наполнение городских пространств; разнообразные фасады; формирование сети пешеходных связей, пронизывающих весь город; создание велоинфраструктуры; ограничение парковочных мест в центре и приоритет общественного транспорта; близость парковых территорий к жилью; вариативность форматов жилья — от апартаментов до коттеджей; различная плотность застройки при оптимальной высотности 7–9 этажей.

Учитывая масштабный процесс реновации, охвативший Москву, исследование RTDA — во всех смыслах полезное пособие для самого широкого круга лиц, участвующих в градостроительной и архитектурной деятельности: федеральных и городских чиновников, депутатов, корпораций, девелоперов, инвесторов. Вне всякого сомнения, они, вместе с архитекторами и жителями города, серьезно относятся к психологическому комфорту.

Изучить исследование «Комфортный город» целиком

Текст: Ася Белоусова

читать на тему: