Владислав Спицын: «Номера в гостиницах становятся меньше, технологии – умнее, а архитектура – устойчивей»
Управляющий партнер архитектурного бюро Front Architecture, имеющего богатый опыт сотрудничества с крупными международными отельными операторами, рассказывает о том, что любят современные пользователи гостиниц: нужен ли им рабочий стол, чем они занимаются в лобби и чего ищут в путешествиях.
Поколение Y
Гостиничный бизнес делает ставку на миллениалов или поколение Y (людей, рожденных в 80-90-е годы прошлого века) и подстраивается под их запросы. «Игреки» ценят автономность и передовые технологии, не любят тратить время впустую, не привязываются к месту, не торопятся обзаводиться семьей. Они ведут здоровый образ жизни и практикуют осознанный подход. В то же время им свойственна социальная изолированность. Для них путешествия – способ выйти из зоны комфорта, обзавестись новыми знакомствами и полезными связями, погрузиться в местную культуру, оценить локальную кухню, получить уникальные знания и необычные переживания, а номер нужен только для того, чтобы поспать и принять душ.
Минимализм, приватность и высокие технологии
Все большую популярность в гостиничном бизнесе набирают такие форматы, как бутик-отели и дизайн-отели. Современный человек живет в телефоне, и обстановка вокруг для него не особо важна. Важно первое впечатление: если номер чистый и аккуратный, гость перестает обращать внимание на окружающее пространство. Площадь номера продолжает уменьшаться. Это позволяет снизить затраты на строительство и увеличить количество номеров (чтобы отель был рентабельным, их должно быть не меньше 60). Такому миниатюрному жилому пространству лучше всего подходит стиль минимализм.
К примеру, площадь номера в citizenM (голландская сеть с отелями в европейских столицах) составляет всего 14 м2. Из мебели здесь только кровать 2х2 метра. Изголовье можно выбрать самому — просто переложить подушки. Багаж помещается в ящик под кроватью. Вместо столика — раковина. Стойка душа и санузел — за стеклянной перегородкой. Все это — высшего качества и от лучших производителей. Недостаток квадратных метров компенсируют передовые технологии. С помощью планшета можно управлять жалюзи на окнах, устанавливать комфортную температуру, освещение и вентиляцию, выбирать фильмы и музыку.
От стойки ресепшн отказываются все чаще и отдают предпочтение приватному заселению. Сотрудники регистрируют постояльцев при въезде-выезде с помощью планшетов. Такая система заселения уже работает в отелях Autograph Collection (сайд-бренд Marriott) и в Roomers. В некоторых отелях забронировать номер можно по WhatsApp, а для виртуального общения с гостями используется специально созданное для этого приложение. В отелях Франции, Швейцарии и Голландии устанавливаются киоски саморегистрации. Здесь же гостям предлагаются допуслуги: завтраки, занятия спортом, СПА-процедуры и номера более высокой категории.
Экономика совместного потребления, гибкость и многофункциональность
Sharing economy (экономика совместного потребления) затронула и гостиничный бизнес. На смену традиционному лобби приходит многофункциональное общественное пространство. Это одновременно и коливинг, и коворкинг, и бар, и ресторан, и лаундж-зона. Количество обслуживающего персонала и вспомогательных помещений сводится к минимуму. В нашем проекте дизайн-отеля Akvarel в Столешниковом переулке под общественные пространства было выделено всего 55 м2. Благодаря грамотной перепланировке на этой «скромной» территории удалось разместить зону рецепции, бар-кафе, лаундж-зону и винную комнату на 8 человек, которая при необходимости может использоваться в качестве переговорной. Мы отказались от полноценной кухни — постояльцы заказывают еду в номер из расположенных рядом лучших столичных ресторанов, а консьерж выполняет функцию бармена.
Эко-отели, велнес-туризм и современное искусство
Среди основных трендов сегодняшнего дня — забота об окружающей среде и разумное потребление. В некоторых отелях запрещено использование пластиковой посуды. Все чаще предпочтение отдается большим флаконам из натуральных материалов, в которые шампунь и гель для душа доливаются по мере необходимости. Мебель в номерах тоже делают из натуральных гипоаллергенных материалов.
В местах с красивыми пейзажами строятся отели для спокойного медитативного отдыха. В таких случаях важно сохранить баланс, чтобы ничто не отвлекало от величественной панорамы за окном. Здесь отели выполняют вспомогательную функцию. Один из примеров — Kazbegi в Грузии у подножия горы Казбек. Он расположился в здании советского пансионата. С террасы отеля открывается захватывающий вид на Кавказские горы. И терраса, и интерьеры выполнены в стиле минимализм. При этом в них сочетается уникальное и глобальное, современное и аутентичное — грузинские ковры, средневековые светильники, массивные кожаные кресла и эргономичная мебель, выполненная на заказ.
Увеличить туристические потоки помогает сотрудничество с известными дизайнерами, такими как Филипп Старк, которые создают капсульную коллекцию мебели специально для этого отеля или проектируют интерьеры. Номера и общественные пространства украшают арт-объекты, картины модных художников, культовая мебель. Лобби отеля citizenM напоминает современные гостиные с мебелью из последней коллекции Vitra, а ароматы для шампуня разработали парфюмеры, сотрудничающие с Comme des Garçons, Viktor & Rolf, Helmut Lang.
Различные элементы оформления интерьера отеля Akvarel были выполнены на заказ по нашим эскизам и чертежам: ковры в общественных зонах, стеллажи из оружейной стали в винной комнате. Стены и коридоры оформили работами современных российских и зарубежных художников из московской галереи Carré d'artistes, а также арт-объектами от L’appartement. Одну из стен на первом этаже украсил контур зайца, выполненный из вторсырья по эскизу партнера Front Architecture Хорена Морозова.
Редевелопмент, реставрация и устойчивая архитектура
Перепрофилирование любого здания в отель — задача очень сложная, в первую очередь с точки зрения норм безопасности. Сложнее всего работа с памятниками культуры — слишком много ограничений. Мы проектировали летнюю лаундж-террасу для ресторана в отеле «Метрополь» в Театральном проезде. Отель в стиле модерн, построенный в начале прошлого века, — объект культурного наследия федерального значения, поэтому исторические фасады трогать нельзя. Кроме того, здание играет важную роль в формировании облика этой части города. Осветительное и звуковое оборудование пришлось размещать на специальных подвесах. К исторической мебели мы добавили ультрасовременную, от лучших производителей в Гонконге. Это помогло немного «облегчить» тяжеловесность здания.
«Хилтон» «Хилтону» рознь
Самыми консервативными по-прежнему остаются отели класса люкс. Они рассчитаны на клиентов определенного статуса, привыкших к определенному образу жизни, поэтому ультрасовременные решения в них приживаются редко. К примеру, в техзадании для отеля на Ленинском проспекте, который строит компания Sherwood в сотрудничестве с Radisson Blue и для которого мы разрабатывали интерьерные решения, отсутствовал письменный стол. Заказчик посчитал, что современные гаджеты дают постояльцу возможность работать прямо в кровати или в кресле со специальными подлокотниками, на которых можно разместить телефон или ноутбук. Вскоре столы пришлось вернуть — бизнесменам старой закалки он для работы все еще необходим.
Больше всего головной боли крупным операторам, известным в первую очередь своими отелями этого сегмента (классы Luxury и Upper Upscale), доставляют онлайн-платформы, предлагающие краткосрочную аренду жилья. Они сводят на нет необходимость строительства новых отелей. В первую очередь речь идет об Airbnb.
Чтобы бороться с конкуренцией, крупные международные операторы создают многочисленные сайд-бренды более гибких форматов, в которых можно отойти от консервативных стандартов.
У Hilton Hotels число таких сайд-брендов приближается к 20. При этом сама корпорация Hilton не является владельцем этих отелей, а дает бренд и управление, при условии, что соблюдены все нормы по дизайну, пожарной безопасности, логистике, пропорциональности площадей и количеству номеров. В их числе DoubleTree — сегмент Upscale для путешественников и бизнес-туристов.
Curio Collection — бутик- и дизайн-отели сегмента Upper Upscale с уникальным дизайном, передающих атмосферу, дух и традиции городов, в которых они находятся. В таком формате, к примеру, мы выполнили Chekhoff Curio Collection by Hilton на Малой Дмитровке. При создании архитектурной концепции мы отталкивались от контекста. В начале XX века в этом доме жил и работал Антон Павлович Чехов. По одной из легенд именно здесь была написана пьеса «Три сестры». Мы стремились воссоздать атмосферу театра — лобби стало перепрочтением традиционного театрального фойе. Однако, в отличие от театра, который, как известно, начинается с вешалки, здесь гостей встречает «буфет». Точнее, барная стойка округлой формы. Она расположена рядом с главным входом и отлично просматривается через панорамные окна, что делает ее главной точкой притяжения отеля. Лампа в виде стаи чаек в лобби отсылает к известной пьесе великого драматурга, а массивная люстра напоминает знаменитые хрустальные люстры в Большом.
Еще один сайд-бренд — Homewood Suites by Hilton. Это сегмент Upscale для путешественников в долгих бизнес-командировках. Большие и уютные комнаты не похожи на стандартные номера и больше напоминают гостиные в загородных домах. Помимо гостиных, в них есть полноценная кухня с большим холодильником и спальня. Home 2 Suites by Hilton — более бюджетная и pet-friendly версия: здесь можно останавливаться с домашними питомцами.