Российский павильон в Венеции примерно в 2030 году. Проект Unfold to the Next © Объединение «Временное»

Все павильоны попадают в рай. Проект Unfold to the Next о будущем русского павильона в Венеции

Продолжаем подробно знакомить с самыми интересными конкурсными проектами для российского павильона на Венецианской архитектурной биеннале, открытие которой в связи с пандемией коронавируса пока что перенесено с конца мая на август.

В формулировку «конкурс для молодых архитекторов» как будто изначально заложена готовность и желание организаторов увидеть проекты, поражающие своей особой дерзостью, свободой, безудержной жаждой самовыражения и новаторства. Молодым ведь море по колено, они готовы свернуть горы и шагнуть в огонь, если потребуется. Ровно так случилось с конкурсом OPEN! на концепцию для российского павильона для Венецианской архитектурной биеннале. Мы публиковали проекты ХОРА, SKNYPL и Presense — радикальные высказывания молодых «умников», которые давно уже выплыли за буйки, установленные их предшественниками. Возможно, наше впечатление ошибочно, но кажется, что при всей неформатности упомянутых проектов, их авторы все же попали в предложенный формат конкурса, в котором каждый второй проект тянет на манифест. В этом контексте проект Unfold to the Next, выполненный архитекторами Александрой Коптеловой, Таисией Осиповой, Александрой Будаевой и Ириной Шмелевой из объединения «Временное», поражает своей отдельностью от высказываний в высоком регистре. Он весь про рассудительность, внимание к сути и спокойную уверенность, обычно излучаемую опытными архитекторами.

Девушек связывает опыт совместной работы в бюро «Меганом». Спектр их деятельности куда шире чем архитектура, понимаемая как проектирование зданий/интерьеров — это и управление проектами, и исследования, и издательская деятельность, и выставки, и преподавание. Пожалуй, именно эта погруженность в многомерное пространство архитектуры позволяет им критически, но при этом в спокойном ключе посмотреть на поставленные задачи. «Конкурсное задание содержит много вопросов из разных сфер, которые друг с другом не очень пересекаются. Мы посчитали, что адекватной реакцией на это станет встречный вопрос — а что из этого вообще нужно и зачем?» — говорит Саша Коптелова. Собственно, весь их проект — это размышление и исследование, поднимающее вопросы для дальнейших дискуссий и закладывающее основу для последующей работы.

Проект Unfold to the Next © Объединение «Временное»
Проект Unfold to the Next © Объединение «Временное»

Павильон-киборг

«Только творческое переосмысление достигнутого, сочетание и взаимодействие нового с привычным и адекватное понимание своего места в истории может стать основой полноценного развития», — говорится в тексте проекта. В беседе с ПР архитекторы применяют к павильону, построенному 100 лет назад, антропоморфные метафоры, благодаря которым здание воспринимается как живое существо со своим прошлым. Павильон уподобляется телу, прожившему долгую жизнь, в течение которой оно многое испытало, получило шрамы, татуировки, пережило несколько хирургических вмешательств. «Анамнез» очень важен: становится понятно, что павильон Щусева давно уже стал «киборгом» в результате бессистемных интервенций, происходивших в том числе в результате смен государственных режимов в течение прошлого века. Кроме того, здание, как и человеческое тело, подвержено старению, и этот естественный процесс воспринимается, тем не менее, как потенциал для развития. Следы распада не стоит припудривать или скрывать с помощью пластических операций. «Пришло время взглянуть на павильон с уважением к его прошлому и с оптимизмом по отношению к будущему, которое начнется с реставрацией и реконструкцией в 2020 году», — считают авторы.

Проект Unfold to the Next © Объединение «Временное»
Проект Unfold to the Next © Объединение «Временное»

Естественная открытость

«Мы хотим, чтобы павильон естественным образом становился более проницаемым и открытым. Предложенная архитектурная концепция преследует идею естественной трансформации консервативного и закрытого пространства в гибкую проницаемую среду», — гласит текст. Под «естественным образом» подразумевается вынужденная постепенная замена разрушающихся конструкций на элементы из современных, в том числе светопрозрачных материалов. Пока ветшающие конструкции не полностью исчерпали свой ресурс, внутри здания возводится опорный каркас для поддержания наиболее уязвимых частей. Во время биеннале планировалось сделать две вещи: расширить главный на данный момент нижний вход (прозрачная стена), а также частично разложить плиту перекрытия, убрав лестницу, которой не было в первоначальном проекте и прорубить в плите дырку, чтобы сразу создать для посетителей ощущение стройки и скорых перемен. А после биеннале уже разобрать оконные проемы и расширить проходы между залами.

«Русский павильон предназначен для европейской территории. Щусев сделал его утрированно русским снаружи, но при этом с прозрачным, проницаемым пространством. Изучая чертежи, мы решили, что Щусев ужаснулся бы, увидев все эти заложенные окна, проемы, перекрытия», — говорит Саша Коптелова, объясняя логику действий.

«Если бы Щусеву сейчас предложили сделать реконструкцию павильона, он наверное сделал бы какой-то невероятный рок-н-ролл. Мы не знаем, что, но нам нравится думать в этом направлении», — добавляет Тая Осипова.

Следы прежней жизни здания обнажаются: на фасадах раскрываются слои предыдущих штукатурок и покрасок, они сосуществуют на плоскости одного фасада, поскольку невозможно вынести объективное суждение — какой из слоев «важнее», «правильнее» или «красивее». С точки зрения архитекторов, приоритизация определенных эпох совершенно бессмысленна, так как все этапы жизни здания одинаково влияют на его дальнейшее восприятие.

Проект Unfold to the Next © Объединение «Временное»
Проект Unfold to the Next © Объединение «Временное»

Социальные эксперименты

Помимо вопроса о трансформации здания в более открытое и проницаемое, конкурсный бриф содержал вопрос о необходимости сотрудничества разных специалистов в рамках работы павильона и его реконструкции. Мы привыкли к тому, что архитектор или все всегда знает лучше всех, или громко говорит о том, что междисциплинарность спасет мир. Проект Unfold to the Next — редко встречающееся исключение. Его авторы одновременно сомневаются в панацее междисциплинарности и все же готовы искать ответы на сложные вопросы не в одиночку и не только внутри профессионального сообщества. Авторы предлагают провести ряд исследований, изучающих возможность такого сотрудничества в принципе, и проанализировать, каким может быть результат. В эксперименте под названием «Слышим ли мы друг друга» задействованы две группы людей, одна из которых состоит из студентов-архитекторов из разных регионов России, а вторая — из посетителей биеннале, желающих принять в нем участие. Каждый день представители двух групп по очереди собирают из деревянных блоков некую композицию, учитывая итерацию предыдущего участника. Таким образом, предполагается, что скульптура будет постоянно модифицироваться по мере того, как продвигается реконструкция павильона.

«Это такое бесконечное действие, в которое вступают разные участники междисциплинарного процесса. Мы хотим показать, что этот процесс может пойти совершенно непредсказуемо. Здесь много неизвестного: неизвестны реакции людей на чужую работу, непонятно, что они сами сделают. В конце концов получается некий непредсказуемый продукт. Это не про то, чтобы научиться договариваться, а про то, как делать некое общее дело постепенно», — поясняет Тая Осипова.

Проект Unfold to the Next © Объединение «Временное»
Проект Unfold to the Next © Объединение «Временное»

Высокий и низкий сезон

В проекте важна не только архитектурная составляющая, но и программа работы павильона после открытия, которой авторы отвечают на актуальные вопросы. Во время биеннале предлагается программу «высокого сезона», когда будут проводиться дискуссии о российской проблематике, а в межбиеннальный период, т.н. «низкий сезон», за круглым столом будут обсуждать глобальную повестку. Перечень тем для обсуждения и выбор потенциальных спикеров весьма показателен и дает представление о том, что сейчас волнует думающих молодых архитекторов. Вот некоторые из них:

Открытое пространство
Открытое городское пространство не требует больших вложений, но генерирует социальную энергию. Преимущество открытого пространства в том, что оно позволяет погрузиться в местную среду и культуру или познакомиться с выставкой без давления. Пространство выставки не должно быть ограничено условиями площадки. Окружение и контекст — часть опыта восприятия. Расширенная за границы здания, культурная институция создает более глубокую связь с аудиторией и объединяет территорию культуры.

  • Вопросы для обсуждения:
    Что общественные институции могут дать городу, если выйдут за пределы прямого исполнения своих установок? Обязательно ли нужен административный подход, чтобы задействовать пустующие территории? Как низовые инициативы и частно-государственные партнерства (пока крайне редкие в России: 91 зарегистрированных ЧГП против 1655 в Китае) могут улучшить общественное пространство в российских городах?
  • Потенциальные спикеры:
    Наиля Аллахвердиева, директор Музея современного искусства PERMM; Алексей Левинсон, заведующий отделом социально-культурных исследований Левада Центра; Мишель Девинь, ландшафтный архитектор, руководитель бюро Michel Desvigne Paysagiste.

Что такое наследие
Идеи сохранения предлагают не только прогноз будущей жизни здания на основании анализа текущего состояния, не только метод использования здания как такового, но и выстраивают отношения с непосредственным окружением, отвечают современным тенденциям и общественным условиям. Отношение к наследию является частью модернизации. Наследие — не только архитектура, но и среда, и территория.

  • Вопросы для обсуждения:
    Что именно мы стараемся сохранить? Сохранение материальной среды — это дорого и сложно, зачем мы это делаем? Большая часть зданий в мире уже построена, станут ли они все объектами наследия в будущем?
  • Потенциальные спикеры:
    Наринэ Тютчева, архитектор, ректор Ре-Школы; Петр Котрелев, антрополог, основатель Гуманитарного бюро; Денис Ромодин, историк архитектуры; Наталия Душкина, историк архитектуры, эксперт по охране культурного наследия.

«Нашим проектом мы говорим: итогов, выводов или четких решений нет. Как будет себя вести здание, никто не знает. Бриф неоднократно использует слово „междисциплинарный“. Хорошо, а что это такое? Собрание людей разных специальностей в одном пространстве? Вся программа в той или иной степени как раз затрагивает те вопросы, на которые необходимо ответить, прежде чем что-то делать. На предложение „Давайте сделаем что-то со зданием“ — мы отвечаем вопросами: „Что это нам даст? А что в итоге?“ Наш проект — он как раз про эти вопросы», — говорит Саша Коптелова.

Посмотреть проект целиком

читать на тему: