Выйти из комнаты: коллабы как модель архитектурного бюро будущего
Архитектура, безусловно, относится к тем профессиям, которым жизненно необходим регулярный обмен энергиями — и не с экраном телефона или компьютера, а с живым человеком, местом, историей. И хотя архитектурные офисы тоже затронул мейнстрим удаленной работы, смена парадигмы в функционировании бюро наметилась задолго до пандемии. Причем нацелена она не на изоляцию, а наоборот — на максимально открытую коллаборацию.
Текст Юлия Шишалова (впервые опубликован в ПР99)
Модель, когда необходимые компетенции и мощности наращиваются и развиваются не внутри одной компании, а за счет объединения нескольких, в России хорошо известна. С конца 1980-х годов, когда из советских проектных институтов выделились первые авторские бюро, появилась и система подряда, в которой концептуальной составляющей проекта занималась «головная» компания, а рабочей документацией — наемная. Однако в период строительного бума на рубеже веков, в условиях высокой конкуренции, архитектурные бюро, возглавляемые преимущественно одним-двумя партнерами, начали разрастаться и стремиться все делать in-house — от первого эскиза до авторского надзора. И нет в этом ничего удивительного: контроль всех этапов «производства» архитектурного проекта в одних руках — лучшая гарантия качественного результата. Хотя есть в экстенсивном развитии и неизбежные риски любого растущего бизнеса: архитектору как руководителю компании приходится быть еще и эффективным менеджером.
В то же время в последние несколько лет мы видим, как меняется структура заказа, требуя от архитектурных бюро все новых теоретических и практических знаний. И если историки, социологи, психологи, антропологи — это те специалисты, которые привлекаются все же скорее к единичным, наиболее знаковым проектам, то инженеры, ландшафтные архитекторы и экономисты — уже минимальный «джентльменский набор» для участия в мало-мальски стоящем архитектурном конкурсе. Наступило время консорциумов. И подобный подход — в соответствии с техническим заданием начинать с проектирования команды, а не пространства, не боясь при этом экспериментировать с партнерами, — для многих бюро на рынке стал даже не редкой вынужденной необходимостью, но образом жизни. А для молодых бюро — еще и возможностью работать над такими масштабными задачами, до которых они «естественным путем» доросли бы еще нескоро (бонус: большая гибкость и отсутствие необходимости содержать большой штат).
Впрочем, главное, что стали давать эти коллаборации — отнюдь не «дотягивание» до определенного уровня, а синергетический эффект от объединения нескольких команд с разными сильными сторонами-компетенциями. Постепенно такие команды и отдельные специалисты начали образовывать целые сообщества, внутри которых любой их представитель гарантированно находил себе соратника под проект.
Например, Артем Черников и Михаил Разумовский, выходцы из бюро «Рождественка», некогда запустили работающую по аналогичному принципу «Артель архитекторов». Буквально в последние пару лет проектно-консалтинговая компания «Новая земля» — как раз-таки в основном через участие в конкурсах — сформировала вокруг себя движение «романтических модернистов», к которому подключились десятки компаний и брендов (см. ПР95). А осенью прошлого года для оптимального подбора проектных команд был создан онлайн-сервис «КОЛЛАБОТ» на платформе сети Telegram: это сервис, который охватывает не только архитектуру, но и аналитику, урбанистику, финансы, PR, менеджмент. Механизм взаимодействия прост: обозначить свою «суперсилу» и найти или предложить подходящий проект по тегу. При этом регистрация в боте доступна по приглашениям-инвайтам, после чего участник попадает в канал и видит новые проектные предложения по темам — так, по мнению создателей сервиса, происходит «поручительство» за качество работы коллеги.
«”КОЛЛАБОТ” работает как блокчейн! — говорит архитектор Михаил Шатров, участник «КОЛЛАБОТА». — Его принципы — прозрачность коммуникации, горизонтальное управление и гибкая сборка команды. Здесь нет владельцев и управленцев: все участники равноправны и открыты к сотрудничеству». «Мы — сообщество! Люди, объединенные одной целью — создавать качественный дизайн во всех его проявлениях. Для нас коллаборация — главный инструмент, поэтому “КОЛЛАБОТ” — это то, что нужно новому поколению архитекторов, экономистов, инженеров, исследователей и остальных», — подхватывает Пабло Джонаттан Пухно Бермео, архитектор и основатель Personal Message Community.
В этом смысле проект, который развивает в Санкт-Петербурге молодая архитектурная команда KLAUZURA, имеет очень схожую идеологию, но с важным отличием: платформа, где потенциальные партнеры находят друг друга в их версии, — это реальное физическое пространство. Если хотите — архитектурный коворкинг, но с расширенным функционалом образовательной площадки для детей и взрослых, производственной мастерской и места формирования и встреч сообщества.
Любопытно, что название академического упражнения для студентов-архитекторов произошло от латинского clauzere — «заперты»: образная визуализация той или иной задачи происходит непременно в изоляции, дабы показать, на что ты способен сам по себе. А вот архитектурный коворкинг от KLAUZURA проявляет диаметрально противоположные свойства: «нет» изоляции и одиноким потугам, «да» коллаборациям и совместному творчеству. «Актуальность нашей идеи мы ощутили именно в разгар пандемии! Мир поменялся, что повлекло за собой и изменения во взаимодействии внутри архитектурной сферы. Что заставило нас обратиться к перезагрузке наиболее гибкого подхода к процессу проектирования: создать пространство, которое позволило бы маленьким архитектурным мастерским или отдельным специалистам объединяться в рабочие команды под проекты. Коллаборация на общей трансформирующийся платформе — таким мы видим наше будущее», — рассказывают Дарья Мирошниченко и Дарина Карасева, партнеры KLAUZURA (и, кстати, еще одни участники Третьей российской молодежной архитектурной биеннале в Казани).
Итак, первый российский архитектурный коворкинг разместился на Кожевенной линии Васильевского острова, через квартал от арт-пространства «Севкабель Порт». Здесь KLAUZURA реновирует очередную заводскую территорию — кожевенный завод Брусницыных — в культурный квартал «Брусницын», занимаясь и реконструкцией, и приспособлением, и благоустройством. В одном из корпусов с большим полукруглым окном, в светлом просторном помещении как раз и устроено место встреч и объединения — как фрилансеров, так и небольших бюро.
«Архитектурный коворкинг — это место для работы, учебы и досуга, альтернатива офисам, проектным бюро, фрилансу и, наконец, центр притяжения всех петербуржцев, интересующихся архитектурой, дизайном и благоустройством городской среды», — рассказывают авторы. Здесь на 125 м2 размещено 22 рабочих места, из которых 5 занимает само бюро KLAUZURA. То есть архитекторы не обособляются в отдельный офис, а наоборот — открыты к общению, обсуждению идей и стремятся привлечь к архитектурной теме как можно больше специалистов и вовлеченных людей. Авторы видят коворкинг как новую площадку для архитекторов, урбанистов, дизайнеров, конструкторов, инженеров, производителей и заказчиков, на базе которой смогут образовываться команды для работы над разнообразными проектами. Это возможность создать комьюнити, которому будет что предложить современному городу, бизнесу и горожанам.
Поэтому наряду со специфическими услугами — такими как полиграфия, профессиональное программное обеспечение и рендер-фермы, — здесь создается инфраструктура для проведения лекций, тренингов, мастер-классов, вечеринок и практических занятий с детьми для развития пространственного мышления. Отдельной достопримечательностью пространства должна стать обширная библиотека тематической литературы, включая архитектурную прессу.
Тем не менее, именно формирование развитого сообщества — ключевая ценность коворкинга KLAUZURA. «Это инновационный подход к самому процессу проектирования, который повлечет за собой прогрессивную, новаторскую архитектуру — на этой концепции и основан интерьер нового пространства», — уверены в бюро. Недавно проведенный нами опрос молодых архитекторов до 35 лет показал, что причастность к команде единомышленников, адекватное и прозрачное руководство и возможности для самосовершенствования и личностного роста для них важнее, чем суть их деятельности и даже уровень заработной платы. Так что вполне логично, что 90 % респондентов считают самым правильным форматом работу в офисе: как ни крути, ценность общности познается только в личном общении. Во времена, когда мы то и дело оказываемся вынужденно изолированными от глобального культурного контекста и достоверных инфопотоков лишь живое плодотворное взаимодействие может быть гарантированным не-фейком и точкой опоры. Благодаря которой рано или поздно этот мир повернется в нужную сторону.