Ю. Кривцова, директор Textil, на территории мануфактуры. Фото Слава Иванов

Ярославская большая мануфактура: реновация изнутри

История о том, как фабрика, где появились первые городе небоскребы, зародилось социокультурное проектирование и откуда особо одаренные сотрудники отправлялись прямо в Космос, стала парком и культурным центром.

Ярославль «затрапезный»

История Ярославля условно начинается в 1010 году, но еще одной точкой отсчета в истории города является 1722 год, когда Ярославль становится одним из центров промышленности. Именно тогда по указу Петра Первого обрусевший голландец Иван Тамес и ярославский купец Максим Затрапезнов с сыновьями основывают Ярославскую Большую мануфактуру. Интересно, что территория первого полотняного двора XVIII века изменилась до неузнаваемости: сегодня это городской парк Петропавловский.

Храм Петра и Павла на территории Большой Ярославской мануфактуры — теперь это городской парк
Храм Петра и Павла на территории Большой Ярославской мануфактуры — теперь это городской парк

В XVIII веке Затрапезновы изготовляли льняные полотна — как простые, так и самые тонкие; выделывали шелковые и шерстяные материи, скатерти и салфетки, по качеству не уступавшие голландским и, судя по ценам на них, рассчитанные на богатых покупателей. А еще на фабрике делали грубую льняную ткань в синюю полоску, она стала первым российским ширпотребом, которую смогли себе позволить купить даже небогатые люди. Шили из этой ткани домашнюю одежду, тюфяки и подушки. Носили эту одежду годами. Отсюда и пошло выражение «затрапезный вид» (потрепанный, поношенный). Да, не нарядный и не праздничный, но бренд Ярославля: ткань, в которую Затрапезнов одел Россию.

Затрапезная пестрядь
Затрапезная пестрядь

У штурвала прогресса

В 1857 году Ярославскую Большую мануфактуру купили московские купцы Карзинкины. Мощностей старой фабрики стало недостаточно, и производство перенесли с Кавардаковского ручья и прудов на берег Которосли. По реке приплывали баржи с кипами хлопка — и уплывали с пряжей и тканью.

Краснокирпичный стиль в промышленной архитектуре пришел из Англии. Оттуда же завозились станки и инженеры. А просторные цеха стягивались арматурой, которая с внешней стороны здания закручивалась шайбой в виде штурвала. Это были первые ярославские небоскребы: они поражали воображение, обещали светлое будущее, закрепляли за этой территорией статус центра мира. Именно здесь в первую очередь будут происходить все важные прогрессивные нововведения в городе.

Фото из архива фабрики «Красный перекоп»
Фото из архива фабрики «Красный перекоп»

Последний дореволюционный управляющий Карзинкинской фабрики Алексей Грязнов хорошо понимал, что люди, попадающие на мануфактуру из деревни, переживают настоящий культурный шок. Он всеми силами старался смягчить им этот переход в новую реальность, буквально научить фабричных жить по-новому. Поэтому Грязнов уделял внимание не только производству, но и организации всей жизни рабочих. Учил их отдыхать и устраивать пикники в специально для них разбитом парке. Заботился о том, чтобы вчерашние крестьяне не потерялись в хитром лабиринте городской торговли — и для этого открыл для фабричных особый магазин — лабаз. Сейчас бы мы назвали деятельность Грязнова социокультурным проектированием.

Типический образ русского крестьянина — будущего работника фабрики
Типический образ русского крестьянина — будущего работника фабрики
Танцы в Рабочем саду. Фото из архива комбината «Красный Перекоп»
Танцы в Рабочем саду. Фото из архива комбината «Красный Перекоп»

При Грязнове, в конце XIX века, у фабрики появился новый шестиэтажный корпус. Для его строительства впервые в Ярославле был использован бетон. И если корпуса, построенные в 1857 году, напоминают английскую промышленную архитектуру, то новое здание было похоже на американские города того времени (например, Чикаго).

На Всемирной выставке 1900 года в Париже, материалы для которой готовил Грязнов, Ярославская мануфактура получила два Гран-При. Первый — за высокое качество продукции, а второй — «за заботу о рабочих и учреждения для них».

Крутильно-тростильный цех. Фото из архива комбината «Красный Перекоп»
Крутильно-тростильный цех. Фото из архива комбината «Красный Перекоп»
Встреча Валентины Терешковой с ярославцами
Встреча Валентины Терешковой с ярославцами

Труд как подвиг

В 1918 году фабрика была национализирована и в 1922 году переименована в «Красный Перекоп». Со сменой государственного политического строя в России производство проседает, перестает быть эффективным. Требуется новая идеология организации труда. Труд становится частью соревнования. Ставка делается на энтузиазм рабочих, которым предлагалось все время выходить за пределы собственных физических и психологических возможностей. В этом отношении кульминацией этих процессов становится полет в космос Валентины Терешковой, оператора ленто-ровничной машины фабрики «Красный Перекоп». За советский период фабрика получает два государственных ордена, которые до сих пор украшают башню предприятия.

Время формирования нового социалистического человека, который работает не во имя личного блага,  а во имя общественного, завершается «перестройкой» и 90-ми годами. В 1992 году фабрика стала акционерным обществом и передала на баланс муниципалитета все нажитое прежде: жилищный фонд, детские и образовательные учреждения, библиотеки, дом культуры, парки, профессиональное училище. Предприятие перестало быть центром, организующим жизнь всего района. Все распалось на составные части. Осталось лишь производство.

Фото Александр Муравьев
Фото Александр Муравьев

Возвращениe TEXTILя

Последние 10 лет исследованием, интерпретацией и актуализацией индустриального наследия Ярославской Большой мануфактуры занимается культурный центр TEXTIL, созданный по инициативе Юлии Кривцовой и Сергея Кремнева. Так, в 2019 году центр совместно с предприятием создал новое культурное пространство, которое рассказывает о прошлом, настоящем и будущем территории. Помещение музея — бывший зал паровых машин старой фабрики, который в 1957–58 годы был разделен на два этажа, и в нем разместилась одна из столовых комбината. В 1990-е годы вместе со спадом производства отпала необходимость в дополнительной столовой, помещение пустовало и сдавалось в аренду. Сейчас оно стало площадкой для новой культурной институции — музея.

Юлия Кривцова показывает, как пространство музея выглядело больше 100 лет назад. Фото Слава Иванов
Юлия Кривцова показывает, как пространство музея выглядело больше 100 лет назад. Фото Слава Иванов
Отпечаток клейма метлахской плитки. Фото Слава Иванов
Отпечаток клейма метлахской плитки. Фото Слава Иванов
Современный вид пространства музея
Современный вид пространства музея

Удалось сохранить слои и следы истории: плитку на полу, окна, лепнину на стенах, которые напоминают о дизельном зале и стоящих тут паровых машинах; отдельные перегородки — цеха для приготовления пищи, отсеки, рельсы — свидетели столовой. Зал паровых машин называли «сердцем» фабрики. Столовая стала ее «желудком». Но и то, и другое давало энергию машинам и рабочим. Создатели музея хотят, чтобы он продолжил эту линию, стал «мозговым центром» фабрики, производил энергию — и делился ею со своим посетителем.

Слушатели аудио-спектакля
Слушатели аудио-спектакля

Так на «Красном Перекопе» сложилась уникальная в своем роде ситуация. По будням фабрика функционирует в индустриальном режиме: работают станки, крутятся бобины, движутся ленты транспортеров. А по выходным — включается постиндустриальный режим. В музее проходят экскурсии и лекции, а во время аудиоспектакля «Радио Фабрика» люди ходят по цехам, решая экзистенциальные квесты, и танцуют вокруг затихших станков.

В «Ночь заводов» 12 августа, когда 18 производств по всей России открыли двери всем желающим, TEXTIL презентовали новый музейный продукт — аудио-прогулку, посвященную истории парка на месте мануфактуры. Даже в руинированном и запущенном состоянии он продолжает оставаться территорией искусства — с храмом Петровского времени, живописными прудами и остатками архитектуры.

читать на тему: