Реклама туризма в Джерси. 1988 год

Закат туризма: будущее индустрии гостеприимства

— Во Франции, — сказал я, — это устроено лучше. — А вы бывали во Франции? — спросил мой собеседник, быстро повернувшись ко мне с самым учтивым победоносным видом. — Странно, — сказал я себе, размышляя на эту тему, — что двадцать одна миля пути на корабле, — ведь от Дувра до Кале никак не дальше, — способна дать человеку такие права. — Надо будет самому удостовериться. Лоренс Стерн. Сентиментальное путешествие

Исследователь архитектуры

образование: Получил образование на факультете истории искусств РГГУ, тема дипломной работы — «Журнал “Современная архитектура” и его архитектурная теория и практика 1920-30-х гг.»

деятельность: В 2008-2010 году был в команде российской версии итальянского журнала о дизайне и архитектуре Interni, был редактором раздела «Дом» в газете «Ведомости.Пятница». В 2011 году работал директором по коммуникации Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка». В 2011-2012 году — редактором в журнале «Афиша».
В настоящее время — преподаватель и куратор публичной программы Московской архитектурной школы МАРШ, преподаватель магистерской программы Prototyping Futuree Cities Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ, член редколлегии журнала «Городские исследования и практики» ВШУ. С 2017 года выступает редактором разделов «Теория»/«Тексты» в журнале «Проект Россия».

На краю скалы стоит древний храм-ротонда. От него остались только часть стены, фрагмент колоннады, за ним видны более современные здания. На дальнем плане — низвергается поток воды. На переднем плане — компания: офицер указывает на водопад, его слушает дама. Другая дама и кавалер в штатском отвлеклись на ребенка, играющего с собакой. Небольшая мозаичная картина из коллекции Эрмитажа принадлежит Джакомо Рафаэлли и называется «Храм Сивиллы в Тиволи и водопад» (1817), но пейзаж и знаменитая ротонда в Тиволи нуждаются в аудитории — группе туристов, осматривающих достопримечательности.

Расширение представлений о мире — истории, искусстве, нравах — с помощью путешествий было неотъемлемой частью культуры Просвещения, хотя это утверждение верно только в отношении привилегированных классов. Собственно, сама возможность путешествовать без определенной цели, тратить время и деньги — и есть привилегия. Когда-то этой привилегией могли пользоваться только тысячи обеспеченных европейцев, сегодня — миллионы людей по всему свету. Но в ближайшее время с ней придется распрощаться.

Обеденный зал Гранд-отеля «Будапешт» в Венгрии
Обеденный зал Гранд-отеля «Будапешт» в Венгрии

Нынешние поколения представителей среднего класса станут свидетелями конца туризма. Вместе с ним вся современная концепция «гостеприимства» отойдет в прошлое. Без работы останутся не только портье и официанты, но и архитекторы, проектирующие отели и дорогие рестораны.

Ускользающую красоту индустрии гостеприимства тонко прочувствовали режиссеры Паоло Соррентино и Уэс Андерсон. «Молодость» и «Отель „Гранд Будапешт“» в равной степени посвящены фиксации разрушения, руинирования культуры роскоши, упадка старого мира Европы и Америки. Оба фильма помещают нас на обрывах европейской цивилизации: мировых войн, финансовых кризисов, интеллектуального и эмоционального истощения. Как и у любого другого истощения, его причина — дисбаланс, перенапряжение сил.

Но нарушение пропорций — суть индустрии гостеприимства. Ресторан, отель, спа связаны с обычными человеческими потребностями в еде, сне, отдыхе, о чем вспоминает любой архитектор, берущийся за переосмысление типологий. Только осуществляются эти функции необычным образом: в отеле тот, кто спит, — не застилает свою кровать, а в ресторане тот, кто ест, — не моет за собой посуду.

Распределение отелей по планете. Оранжевые точки — отели (по состоянию на 2019 год, размер точки зависит от количества отелей). Источник данных: openstreetmap. Анализ данных и визуализация: Валерия Мифтахова
Распределение отелей по планете. Оранжевые точки — отели (по состоянию на 2019 год, размер точки зависит от количества отелей). Источник данных: openstreetmap. Анализ данных и визуализация: Валерия Мифтахова

Обычное становится необычным благодаря цене: мы спим на необычных кроватях и едим из особой посуды блюда, которые приготовлены получившими специальное образование людьми, и т. д. Более того, современное общество требует от представителей среднего класса быть туристами. И тот, кто работает недостаточно интенсивно, и тот, кто остается дома на время отпуска оказываются стигматизированы похожим образом (1).

Несмотря на постоянный рост количества туристов и денег, которые они тратят, симптомы перегрузки тоже налицо. Из всех видов транспорта именно туристические, самолет и корабль, — самые «грязные», и озабоченность изменениями климата рано или поздно сделает эти виды передвижения роскошью. Их самый сильный конкурент — поезд, и его окончательная победа вернет путешествиям масштабы XIX века. Развитие сервисов типа Airbnb (частная квартира вместо отеля) и идеологии localhood (турист живет как местный житель) — свидетельство усталости от ценовой политики туриндустрии и ориентированных на туристов услуг и бизнеса, усталости, которую испытывают не только кошельки путешественников, но и их статусы — никто не хочет, чтобы к нему относились как к туристу. И все это на фоне растущей миграции, вызванной климатическими изменениями и военными конфликтами, учащающихся вспышек новых болезней, международного терроризма.

Экстремальные климатические события на планете. Красные точки — пожары (за 2019 год, размер точки зависит от количества пожаров). Зеленые точки — цунами (за последние 50 лет, размер точки зависит от количества цунами). Синие точки — наводнения (за последние 50 лет, размер точки зависит от количества наводнений). Источники данных: National Aeronautics and Space Administration, Joint Research Centre. Анализ данных и визуализация: Валерия Мифтахова
Экстремальные климатические события на планете. Красные точки — пожары (за 2019 год, размер точки зависит от количества пожаров). Зеленые точки — цунами (за последние 50 лет, размер точки зависит от количества цунами). Синие точки — наводнения (за последние 50 лет, размер точки зависит от количества наводнений). Источники данных: National Aeronautics and Space Administration, Joint Research Centre. Анализ данных и визуализация: Валерия Мифтахова

В номере журнала «Проект Россия», посвященном индустрии гостеприимства, раздел «Тексты» предлагает взглянуть на саму идею гостеприимства с других точек зрения. То, что дает архитекторам интересные заказы, — результат внутренних противоречий и конфликтов, которые обостряются и рано или поздно разрешатся. Карты не лгут — зоны распространения отелей и очаги климатических катастроф находятся рядом, но не совпадают. Резонно? Конечно. Но планета остается замкнутым шаром, будет ли баланс сохраняться вечно? И почему одним достаются пожары и наводнения, а другим — коктейли с зонтиками и ровный загар? Международный туризм оставляет громадные внутренние территории без внимания, с чем решили побороться в Китае (как обычно, с помощью административного ресурса и целевого финансирования). А Instagram показывает нам, как туризм из инструмента познания превратился в средство конструирования идентичности, как частной, так и локальной.

(1) Graburn N. Tourism: The Sacred Journey // Hosts and Guests /под ред. V. Smith.: University of Pennsylvania Press, 1989.

читать на тему: