Зеленый пешеходный мост в Алматы © ATRIUM

Зеленый пешеходный мост от ATRIUM: как российский проект победил в международной премии в 2022 году

A+A Awards — премия лучших объектов мировой архитектуры, которые ежегодно выбираются среди проектов более чем 7 млн пользователей портала architizer.com, — в этом году назвала победителей уже в 10-й раз. Более 5000 заявок, больше 100 стран-участниц, 100 + номинаций… И именно сейчас, когда страна живет под знаком «культуры отмены», и работы из России откровенно игнорируются даже такими, казалось бы, насквозь коммерческими мероприятиями, как MIPIM awards или World Architecture Festival, мост московского бюро ATRIUM занимает первое место в категории «Непостроенная транспортная инфраструктура». Других участников из России нет даже в списке финалистов (а их несколько сотен). Как так вышло?

Architizer — типичный UGC-портал с расширенным функционалом: помимо проектов и продуктов, которые загружают сами пользователи под профилями архитектурных компаний и производителей, здесь публикуются новости и обзоры. В частности, освещаются и некоторые из загруженных проектов — таким образом редакция присваивает ему определенный «знак качества». Премия же, за участие в которой необходимо заплатить взнос в размере около 1000 долларов (штаб-квартира ресурса находится в Нью-Йорке), включает в себя довольно большое количество номинаций — от общественных интерьеров до мастер-планов, различая при этом реализованные и нереализованные объекты. Тем не менее, в этом году проект ATRIUM оказался единственным российским финалистом — и победителем! — по выбору жюри (в каждой категории есть еще и «любимец публики»).

Авторский коллектив: Антон Надточий, Вера Бутко, Петр Алимов, Полина Явна, Роман Хорев, Анна Воробьева, Рашид Гильфанов, Ольга Козак, Адель Хакимуллин, Иван Хрипков, Наталья Хлопенкова
Авторский коллектив: Антон Надточий, Вера Бутко, Петр Алимов, Полина Явна, Роман Хорев, Анна Воробьева, Рашид Гильфанов, Ольга Козак, Адель Хакимуллин, Иван Хрипков, Наталья Хлопенкова

Соперники — более чем достойные: в специальной «юбилейной» номинации «Архитектурная фирма года» победили, в том числе, Zaha Hadid Architects (лучшая большая архитектурная фирма) и Skidmore, Owings & Merrill (SOM) (самая устойчивая); среди финалистов внутри проектных номинаций — MVRDV, Adjaye Associates, Neri&Hu Design and Research Office, Kengo Kuma & Associates, Heatherwick Studio (кстати, как минимум три из этих всемирно известных бюро троили или будут строить в России). А непосредственно в своей категории ATRIUM конкурировали, кроме прочих, с AEDAS и gad. И хотя проще всего было бы предположить, что секрет успеха кроется в локации проекта (мост спроектирован для Алматы в Казахстане, то есть формально в отличном от России государстве), но стоит признать: пешеходный мост (парадоксально относящийся к транспортной инфраструктуре) действительно хорош.

 Длина 380 м, ширина 3-8,5 м, перепад высот 130 м, проектирование 2021 год
Длина 380 м, ширина 3-8,5 м, перепад высот 130 м, проектирование 2021 год

В некотором смысле в нем получила развитие идея превращения транзитного пути в прогулочный променад, которую архитекторы ATRIUM частично воплотили в автомобильно-пешеходном мосту внутри ЖК «Символ», когда функционально необходимый проезд стал частью зеленого парка. Здесь ситуация аналогичная: новый мост в Алматы должен связать ботанический сад и парк Сункар с горнолыжным трамплином, разделенные автомобильной трассой. И если в «Символе» задуманный извилистый пешеходный маршрут по мосту реализовался в сильно оптимизированном виде, то в казахском проекте он еще сохраняет свою витиеватость: «Такая вариативность позволяет разнообразить пространственный опыт», — уверены архитекторы. По их словам, силуэт моста вдохновлен казахскими орнаментами, воплощенными в трассировке основных дорожек и дополнительных пандусных спусков. Кроме того, национальные узоры используются в параметрических паттернах колонн, подсвечиваемых в вечернее время.

С урбанистической же точки зрения можно сказать, что мост восстанавливает градоэкологический каркас Алматы: мало того, что вместо утилитарного бетонного разрыва проектируется фактически зеленый бульвар, так еще и с обеих сторон перед мостом предполагается благоустройство, которое сделает переход от одной парковой зоны к другой более незаметным. Так, от ботанического сада посетитель попадет на холм со смотровой площадкой и пространствами для мероприятий. Эта многоуровневая композиция тщательно интегрирована в рельеф и продолжает концепцию двух путей: лестницы, по которой можно быстро подняться наверх, и длинного пандуса с подъемом в 5 градусов (хотя общий перепад высот на маршруте — порядка 100 метров). 

 

При этом вмешательство в ландшафт минимально, что предполагает не только деликатную интеграцию моста в зеленые зоны, но и более практичную реализацию: опоры расставляются с учетом существующих инженерных сетей и используются в качестве кадок для растений, которая имитирует различные природные зоны Казахстана (еще одна перекличка с московским мостом).

«Это сооружение должно символизировать развитие Алматы как инновационного и зеленого города, который уважает свои традиции и интересы своих жителей», — считают авторы. Согласитесь, вместо Алматы можно было бы вписать и любой другой город. Так что хочется думать, что дело вовсе не в географической принадлежности. А в том, что и российские архитекторы умеют работать с теми тонкими настройками, которые сейчас востребованы в мире: восстановление и развитие потенциала «дыр» в городской ткани, фокус на экологии, интеллигентная работа с локальной идентичностью (когда не в лоб расписывают под условную хохлому, как любят у нас частенько, а облекают эти паттерны в принципиально иные формы и объемы), понимание принципов создания «третьего места». В общем, умеют делать — и делают — все то, за что обычно и побеждают в международных конкурсах и премиях. На фоне этого умения культура отмены рано или поздно отменит сама себя. И даже если путь окажется столь же витиеватым и извилистым, как алматинский мост, конец у него, как у той веревочки, все равно будет.

Полный список победителей A+A awards 2022 года можно посмотреть здесь

 

читать на тему: