Зерно разума. Открытое письмо Стефано Боэри в защиту вертикального зернохранилища в Самаре

На экспериментальный элеватор в одном из заповедных мест Самары — на пересечении одноименной реки и Волги — брутальный вертикальный объем, увенчанный двумя «коронами», — покушались множество раз. И не меньшее количество раз местные архитекторы предлагали проекты по его приспособлению — от парка с видовой площадкой и рестораном на крыше до Музея Волги и Музея Голода. Чувствуя все растущую угрозу, в 2020 году самарское отделение ВООПИиК вместе с Союзом архитекторов подавало заявку на включение здания элеватора в список охраняемых объектов культурного наследия. Под подложными предлогами им отказали (якобы постройка недостаточно подлинная и ценная), и в конце прошлого года на очередном градсовете были озвучены и предварительно одобрены планы по сносу. Уникальное сооружение хотят заменить на типовой ЖК. Чтобы остановить варварство, целый ряд видных деятелей со всего мира написали открытые письма в адрес администрации Самары и в защиту зернохранилища. Публикуем обращение итальянского архитектора Стефано Боэри — автора концепции небоскребов, засаженных лесом, члена жюри ПР90, и президента Triennale di Milano, которая последний раз проходила под девизом «Сломанная природа». Так что об ущербе городскому и культурному ландшафту со стороны человека он знает буквально все.

«Я хотел бы выразить поддержку тем жителям и экспертам города Самары, которые борются за сохранение уникального памятника промышленной архитектуры и блестящего образца советского брутализма, расположенного в историческом центре Самары, вблизи слияния рек Волга и Самара. Речь о здании, получившем в народе прозвище «Две башни», — элеваторе высотой 65 метров, построенном в 1980 году. Это настоящий шедевр советской инженерной мысли и первый в Советском союзе элеватор вертикального типа, построенный по технологии скользящей опалубки. Сегодня он находится под угрозой сноса — преимущественно по причине того, что действующий владелец участка не осознает уникального потенциала этого объекта и его значение не только для города, но и для всей страны. Проблема в том, что этот собственник специализируется на типовом домостроении, но до него необходимо донести, что земля, на которой строит элеватор, неподходящее место для этого.

Здание элеватора емкостью 30 тыс. тонн бывшего Мукомольного завода №1 является уникальным объектом промышленной архитектуры и строительства, продолжающим традиции «хлебной» Самары. 1980. Арх. Валентин Смирнов, Николай Дегтярев; инженер Михаил Колчин
Здание элеватора емкостью 30 тыс. тонн бывшего Мукомольного завода №1 является уникальным объектом промышленной архитектуры и строительства, продолжающим традиции «хлебной» Самары. 1980. Арх. Валентин Смирнов, Николай Дегтярев; инженер Михаил Колчин

Для начала небольшой экскурс в историю. Необходимость построить столь мощное сооружение на том небольшом участке, который под него отвели, сподвиг специалистов «Промзернопроекта» на нестандартное решение. Архитектор Валентин Смирнов спроектировал зернохранилище в форме двух цилиндрических башен. Между ними расположены лестницы и собственно элеватор — вертикальный конвейер. С его помощью зерно, поступавшее на верхний ярус, равномерно распределялось по двум хранилищам. Одобрение столь необычного проекта в Москве заняло около 3 лет, но зато в итоге монолитное здание было построено лишь за 30 дней — с помощью вышеупомянутой скользящей опалубки. Всего же в процессе реализации было зарегистрировано 32 патента на уникальные технологии и разработки!

Согласно заявке на включение здания в реестр памятников архитектуры, важными аутентичными сохраняемыми архитектурно-пространственными критериями необходимо считать глухие фасады башен с завершениями-«коронами» (невозможна перфорация цилиндров башен и замена их материала); высоту и пропорции башен (невозможна надстройка и изменение пропорций цилиндров башен); остекление центрального объема (его характер и рисунок); значение сооружения как объемно-пространственной доминанты (невозможна пристройка объемов, меняющая внешний облик и пропорции комплекса)
Согласно заявке на включение здания в реестр памятников архитектуры, важными аутентичными сохраняемыми архитектурно-пространственными критериями необходимо считать глухие фасады башен с завершениями-«коронами» (невозможна перфорация цилиндров башен и замена их материала); высоту и пропорции башен (невозможна надстройка и изменение пропорций цилиндров башен); остекление центрального объема (его характер и рисунок); значение сооружения как объемно-пространственной доминанты (невозможна пристройка объемов, меняющая внешний облик и пропорции комплекса)

Однако «Две башни» должны быть сохранены не только как не знающее аналогов технологическое достижение эпохи. Это еще и важная высотная доминанта в городской панораме. Более того — это очень важный символ истории Самары, которая еще в XIX веке слыла «хлебной столицей», а после занимала лидирующие позиции в хлебопекарной и мукомольной промышленности. Потерять это здание сейчас — значит лишить город одного из его самых значимых символов и навсегда утратить возможность создать здесь действительно значимую точку притяжения, как это могло бы быть в случае грамотной перепланировки территории.

Один из возможных сценариев — превращение элеватора в крытый вертикальный парк с видовыми площадками на разных уровнях. Главная смотровая площадка располагается наверху. Площадь остекления на фасадах при этом увеличивается  © Авторы идеи — Архитектурное бюро Храмова
Один из возможных сценариев — превращение элеватора в крытый вертикальный парк с видовыми площадками на разных уровнях. Главная смотровая площадка располагается наверху. Площадь остекления на фасадах при этом увеличивается © Авторы идеи — Архитектурное бюро Храмова

Весь мир в последние годы наблюдает множество по-настоящему крутых реконструкций старых промышленных зданий и зернохранилищ: Zeitz MOCAA в Кейптауне Томаса Хизервика — крупнейший в мире музей африканского искусства, Тайчжоуский музей современного искусства в бывшем бункере в Китае, музей Армани в старом бункере в Милане и т.д. Причем все эти примеры касаются зданий, которые намного старше самарского элеватора и до этого много лет стояли заброшенными. Таким образом, мы можем быть уверены, что нынешнее состояние его конструкций можно смело использовать для новых целей; что его можно укрепить и приспособить для новой функции с сохранением первоначального исторического облика.

Что касается «внутреннего парка», то он представляет собой цепочку самых разнообразных общественных пространств: выставочных галерей, кафе, концертных площадок и коворкингов © Авторы идеи — Архитектурное бюро Храмова
Что касается «внутреннего парка», то он представляет собой цепочку самых разнообразных общественных пространств: выставочных галерей, кафе, концертных площадок и коворкингов © Авторы идеи — Архитектурное бюро Храмова
Вид на парк-элеватор после реконструкции
Вид на парк-элеватор после реконструкции

Очень достойное предложение от видных местных архитекторов уже поступило: это концепция организации вертикального мультиплекса с крышей-рестораном, откуда открываются великолепные панорамы исторической части города и реки, и Музей Волги с выставочными галереями. В случае, если проект найдет политическое покровительство и инвестора, он превратит это место в новый бренд всего региона и сделает его настоящим драйвером для развития города. Потенциал такой же (если не выше), как у здания «Фабрики-Кухни» Екатерины Максимовой, реставрация с приспособлением которого под филиал Третьяковской галереи завершится в этом году. Нужно помнить историю ее успеха, потому что истинные возможности очень часто не так очевидны. В прошлом году элеватору исполнилось 40 лет — согласно 18-й статье ФЗ №73 он уже «созрел» для получения статуса объекта культурного наследия. 

Я настоятельно рекомендую присвоить этому зданию подобный статус и сохранить его для будущих поколений».

P.S. Кроме Боэри, с открытыми обращениями к губернатору Самары Дмитрию Азарову и мэру города Елене Лапушкиной также выступили:

– международная организация SAVE Europe's Heritage;

– российское отделение Международной рабочей группы по документации и консервации зданий, достопримечательных мест и объектов градостроительства современного движения DoCoMoMo;

– архитекторы голландских бюро UN Studio, KCAP и schiemann weyers architects;

– Институт Модернизма в Москве.

Все тексты писем можно посмотреть здесь

читать на тему: