Жан Пистр: «Плиссированная кровля напоминает крыши в русских пейзажах»
Интервью из «Проект Россия»-85 с председателем жюри градостроительного конкурса Сколково и куратором одного из кварталов — о проекте Технопарка, одного из первых реализованных в 2016 году в новом наукограде зданий. Общая площадь корпусов составила 240 тыс. квадратных метров.
Проект Россия: Центр «Сколково» позиционируется как русская Силиконовая долина. Как это повлияло на архитектурный образ здания Технопарка?
Жан Пистр: Архитектура здания Технопарка в Сколково должна глобально вписываться в общую концепцию. Когда мы говорим «Силиконовая долина» — это лишь формулировка. На самом деле, в отличие от американской Силиконовой долины, Сколково — это настоящий проект федерального масштаба, инициированный правительством России. То есть это проект, ценность которого также состоит в его политическом образе и облике, в то время как Силиконовая долина — это спонтанное образование.
Получается, что в Сколково здания — это не просто функциональные объекты, они несут знаковую ценность. И Технопарк нужно рассматривать в рамках данного подхода, наряду с другими знаковыми зданиями, олицетворяющими различные функции, сгруппированные на территории Сколково, — образование, исследования, лаборатории и бизнес, как, например, Университет, спроектированный бюро Herzog & de Meuron. Технопарк позиционируется как здание, отражающее масштаб политических амбиций России в плане развития науки и технологий.
ПР: В пояснении к проекту вы говорите о смартфоне как источнике вдохновения. И это действительно ощущается в цветовом решении и в материалах. Но фасад Технопарка немного похож на классические пропилеи, и есть намек на скатную кровлю. Что это за образ? Откуда?
ЖП: Действительно, в поиске архитектурного облика и идентичности Технопарка в некоторых аспектах мы опирались на связь со смартфоном. Здесь, скорее, имеется в виду, что смартфон олицетворяет технологии — эргономичные, приятные и доступные всем. И именно эти аспекты должны быть воплощены в Технопарке — технологичность, удобство и доступность для всех исследователей.
Но это лишь часть нашего подхода в проектировании. За ним есть непосредственно сама архитектурная композиция, с различными объемами и функциями: цоколем, в котором расположены ЦКП (центры коллективного пользования) и большие лаборатории, основные объемы с черными фасадами, в которых находятся типовые лаборатории, а все инженерные и технические помещения и оборудование сосредоточены наверху. Их очень много, и они занимают много места, в связи с чем мы хотели облегчить силуэт, создав «плиссированную» кровлю, которая, с одной стороны, напоминает крыши в русских пейзажах, а с другой, почему бы и нет, фрагмент ландшафта, поднявшегося над землей.
ПР: Есть ли среди других ваших проектов прототип Технопарка в Сколково?
ЖП: До того как мы начали работу над Технопарком, Valode & Pistre спроектировали много научно-исследовательских центров и лабораторий. И одно из таких зданий, которое отражает наш общий подход в проектировании и в котором можно проследить некую связь с Технопарком, — это Центр исследования и проектирования автомобилестроительной корпорации Renault (Техноцентр Renault в Гиянкуре). В нем мы столкнулись с той же проблематикой — набор функциональных единиц все время меняется, так же как и их размер. То есть задача состоит в том, чтобы предложить одновременно рациональную и полностью гибкую организационную модель.
ПР: Каковы структура здания и функциональная организация? Два построенных протяженных объема — это офисы и лаборатории, а зал между ними — пространство для коммуникации, выставок, переговоров. Для чего будет служить галерея?
ЖП: Что касается внутренней организации здания, то во-первых, сегодня мы видим два параллельных блока, в концепции их предусмотрено шесть, а в реальности наверняка будут построены четыре. Основной принцип заключается в том, что здания — это сеть. То есть сегодня исследования, научные и фундаментальные, — это деятельность, которую возможно вести только в обмене, диалоге между учеными, междисциплинарном сотрудничестве. И такая мультидисциплинарность возможна только в здании, в котором можно легко перемещаться, в котором достаточно места для встреч, в котором системы безопасности не мешают общению.
Отсюда два ключевых момента — параллельные здания, пересекаемые галереями и переходами, которые, в свою очередь, находятся за пределами периметра безопасности лабораторий. Это позволяет любому человеку пройти из одного конца здания в другой.
И второй момент — это большой атриум, большая крытая галерея, — главная часть проекта, потому что именно здесь все встречаются. И это особенно важно в России, поскольку это пространство — как настоящая площадь, но оно полностью крытое и защищено от непогоды. Этот аспект был частью генерального плана AREP — предусмотреть большие крытые пространства, крытые улицы, связывающие центральную часть, вход в Сколково, где будет Квадрат, с жильем с одной стороны и Университетом с другой. Эта первоначальная идея не была реализована полностью, но по крайней мере атриум Технопарка и атриум бизнес-центра «Галерея» соответствуют этому градостроительному решению. То есть эта часть проекта, с одной стороны, градостроительный ход, с другой — создание пространства для сообщества ученых, которые будут работать в Технопарке.
ПР: Расскажите об архитектурной композиции. Здание довольно большое. Как артикулированы фасады, чтобы легче воспринимались глазом?
ЖП: Как я сказал ранее, Технопарк охотно и открыто заявляет о себе и открыто предъявляется. Это здание протяженностью 300 метров, и оно не стремится скрыть свою длину. Речь идет о знаковом объекте для российской технологии, и его композиция достаточно понятная: цоколь, атриум, лаборатории, техническая зона.
Но все же это система с двойным прочтением, то есть когда мы рассматриваем здание, внимание перемещается на графическую композицию фасада с ритмом, заданным переменной высотой окон лабораторий — от рабочих столов или от пола. Этот ритм также создает запоминающийся характер Технопарка.
ПР: Была ли попытка выразить местный колорит, или это глобальный проект? Благоустройство с березками перед входом — это ваша идея? Это как-то связано с национальными русскими мотивами?
ЖП: Я бы сказал, что это международный проект в России. То есть он олицетворяет желание России открыться вовне посредством высоких технологий. И опять же двойное прочтение создает его оригинальность. Что касается берез во всей этой истории, можно сказать, что это намек на местный колорит, но это также эстетический выбор: белые стволы, которые выгодно выделяются на фоне черных фасадов.