13-14 октября 2022: форум CLD 22 LIGHTING DESIGN в Санкт-Петербурге

На этой неделе приглашаем всех в Главный штаб Государственного Эрмитажа, Академию Штиглица и галерею «Цифергауз»: именно здесь пройдут дискуссии и лекции VI международной конференции «Световой дизайн». В ней примут участие архитекторы, светодизайнеры и светотехники со всей России и из ряда других стран, а ключевой темой станет человекоцентричность: гуманизация световой среды и создание качественного комфортного освещения в общественных и жилых пространствах.

Новая оптика для архитекторов, проектировщиков и заказчиков

Главное интеллектуальное событие России в области светового дизайна обещает стать одновременно площадкой для решения актуальных профессиональных задач, дискуссионной  платформой, объединившей представителей власти, бизнеса, культуры и науки и, наконец, местом обмена знаниями, впечатлениями и практиками между мировыми и российскими лидерами. И как никогда в этом году для организаторов форума — Университета ИТМО, Государственного Эрмитажа и профессионального сообщества светодизайнеров RULD — важно участие архитекторов, проектировщиков, а также девелоперов и чиновников — то есть всех тех, кто заказывает или имплементирует те или иные световые решения в средовые проекты. Мы уже научились создавать эргономичные, соразмерные человеку пространства; благоустройство, в котором комфортно себя ощущать, давно стало неотъемлемым атрибутом развития территорий любого масштаба. Однако светодизайн, будучи частью этих проектов, зачастую опирается на представления, не учитывающие глубину воздействия света на самочувствие и здоровье. Чтобы добиться подлинной ориентации экстерьера или интерьера на человека, необходимо посмотреть на свет через альтернативную оптику — в том числе и научных изысканий. Поэтому программа конференции составлялась таким образом, чтобы это мог сделать каждый ее участник. 

«Очень часто при выборе световых решений архитекторы и проектировщики руководствуются дизайнерскими трендами, — говорит Наталья Быстрянцева, руководитель международной лаборатории светового дизайна и глава оргкомитета конференции CLD. — Но все они мало и или почти не учитывают влияние света на здоровье человека, который находится под его влиянием фактически 24 часа в сутки. Чтобы свет служил инструментом, который создает полноценную жизненную среду, нужно взглянуть на него по-другому. Это мы и планируем сделать на конференции».

«Как не стать помидором»

Вся деловая программа поделена на четыре трека: «Интерьер»,  «Город», «Культура» и «Образование». И в первом из них фактор человеческого здоровья выходит на первый план, ведь в среднем мы проводим в помещениях около 90 % свой жизни. Поэтому участники этого трека обсудят, как световая среда в интерьере влияет на качество жизни, продуктивность и самочувствие во время работы и обучения, а также почему неправильно спроектированный свет может привести к профессиональному выгоранию.

Параметры стандарта WELL для «здоровых» офисных зданий © ABD architects
Параметры стандарта WELL для «здоровых» офисных зданий © ABD architects

Здоровье vs впечатление

В рамках трека «Город» будут говорить о роли искусственного света в формировании идентичности городских пространств, о том, насколько рентабельны вложения в световые решения и какую они могут принести пользу — от сокращения расходов на эксплуатацию до повышения популярности объекта. Однако все эти аспекты будут опять же рассматриваться в контексте здоровья: не мешает ли эффектное и запоминающееся освещение в парках их главной функции — рекреационной? Почему светодизайн должен быть адаптивным и четко разделять праздничный и будничный форматы? Какой свет в действительности порождает чувство безопасности в темное время суток? Как город должен жить ночью? И наконец, почему все эти вопросы необходимо продумывать на уровне комплексного стратегического планирования, а не решать точечно от случая к случаю? 

Темы, поднятые в дискуссиях первого дня конференции, 13 октября, еще полнее раскроются на следующий день в лекциях специалистов: например, Юлия Тряскина, партнер бюро UNK, расскажет, зачем архитектурной компании свой департамент светодизайна, Федор Ращевский, бюро Offcon, поведает о секретах здорового офиса, а Анна Смирнова, куратор Generative Gallery, покажет, как в городе работает медиа-арт.

Концепция освещения общественных пространств теннисного клуба «Спартак», основанная на идее «низкого света» © UNK
Концепция освещения общественных пространств теннисного клуба «Спартак», основанная на идее «низкого света» © UNK

Культура 3.0: свет как преимущество борьбы за посетителя

Медиа-технологии последнее время трансформируют не только наши впечатления от городских пространств (апогеем таких трансформаций становятся разнообразные фестивали света), но и культуру в целом. Именно они выступают инструментом привлечения новых аудиторий, избалованных онлайн-доступностью арт-объектов традиционного формата, будь то художественные картины или оперные спектакли. Чтобы вернуть оффлайн-зрителя, музеи, галереи, театры вступают в игру, в которой идут в ход все возможные инструменты: мультимедиа, VR и AR, иммерсивные практики. И, конечно, светодизайн: практическая любая выставка-блокбастер сегодня подразумевает тщательно срежиссированные, порой неожиданные решения по освещению.

Фрагмент мультимедиаконтента для аэропорта Гагарин в Саратове, студия Radugadesign
Фрагмент мультимедиаконтента для аэропорта Гагарин в Саратове, студия Radugadesign

Лекции «звезд» и LIGHT SLAM о самых «темных» ошибках

Второй день конференции пройдет на площадках соорганизаторов конференции CLD — в Большом выставочном зале Академии Штиглица и лектории в Центре цифровой трансформации «Цифергауз» в «Доме 12» на территории острова Новая Голландия, причем в первой половине дня программа будет идти на них параллельно и затрагивать в том числе непосредственно их деятельность. Так, Ксения Бандорина и Елена Лекус на примере дизайн-проектов Академии Штиглица расскажут о комплексном подходе к гуманизации световой среды, а Мария Ахременкова из бюро VOX architects, соавтор интерьеров «Цифергауза», расскажет о подходах к свету в интерьере — как к функции и как к искусству. Фактически будут охвачены все сферы применения света: приглашенные спикеры — руководители успешных архитектурных и световых компаний — покажут роль света в сценографии выставок, проектировании образовательных зданий и кампусов, в ресторанах и общественных пространствах, в кино и даже моде. 

Завершит конференцию крупное профессиональное мероприятие LIGHT SLAM —  это своего рода череда стендапов от руководителей и ведущих проектировщиков десятка фирм, светостудий и архитектурных бюро. Суть каждого блиц-выступления — рассказ о самых нестандартных и трудных ситуациях, в которых оказывались их авторы, а главное — как они искали и находили из них выход. Нередко именно такой формат подачи информации — легкий, быстрый, шутливый — и очень человечный — оказывается самым запоминающимся и содержательным. 

Так или иначе, интересную тему для себя сможет найти каждый. «Проект Россия» выступает одновременно информационном спонсором конференции и соорганизатором трека «Город».

Зарегистрироваться на конференцию CLD 22 LIGHTING DESIGN и посмотреть программу мероприятий можно тут

читать на тему: