2 июня 2023: открытие второй части экспозиции современного искусства в Парке Малевич
В экспозицию под открытым небом вошли пять объектов, созданных в разные годы Игорем Шелковским, Леонидом Тишковым (их работы уже были представлены в первой части в 2022 году), а также Аллой Урбан, Романом Ермаковым и Александром Константиновым — не только художником, но и известным архитектором, художником и математиком, трагически ушедшим из жизни 4 года назад. Так пешеходную зону подмосковного парка продолжают «захватывать» современная скульптура и паблик-арт.
Экспозиция в Парке Малевича продолжает серию партнерских проектов Московской области и крупнейших культурных институций России, в том числе Третьяковской галереи. Она призвана раскрыть связь места с ключевой фигурой искусства XX века — Казимиром Малевичем — через исследование и рефлексию его идей и философии русского авангарда.
Авторы объектов — всемирно известные художники, классики неофициального искусства 1960-1970-х годов, а также художники последующих поколений, уже получившие международное признание. К опыту авангарда все они обращаются за подтверждением тезиса о том, что «искусство — это не только делание объектов, но изобретение идей и визуальных языков» (автор цитаты — В. Колейчук, он же автор объекта в первой части экспозиции парка). Научный куратор экспозиции — искусствовед, заведующая отделом новейших течений Государственной Третьяковской галереи Ирина Горлова; куратор — искусствовед, креативный продюсер Ксения Новохатько.
«Человек бегущий» Игоря Шелковского происходит из серии, над которой художник работает с начала 2000-х годов. Именно «Люди» были впервые переведены мастером в масштаб городской скульптуры. Конструктивное мышление Шелковского, собирающего из линейных структур вариативные композиции, сближает его творчество с экспериментами русского авангарда. Один из главных исследователей творчества Шелковского Евгений Барабанов настаивает на важном различии между философией конструктивистов и пластическим сознанием Шелковского, в основе которого — «человек как «мера всех вещей». «Человек бегущий» будет встречать посетителей на входе. «Человек сидящий» того же Шелковского, прежде открывавший маршрут, сменил локацию и теперь поджидает посетителей в чаще липовой аллеи.
«Куб космоса» постконцептуалиста Леонида Тишкова завершает триптих художника для Парка Малевича. Вместе с «Частным солнцем» и «Частной луной», размещенными в парке осенью 2022 года, он обыгрывает излюбленные формы супрематизма, наделяя базовые формы новыми смыслами. «Куб» продолжает тему небесных тел и отношений человека с безграничным пространством неба и неизведанного космоса.
Пространственно-средовой объект «Встреча» художницы Аллы Урбан — сюрреалистичные глаза леса — наследует идеям органического авангарда Михаила Матюшина, мечтавшего о «расширенном смотрении», и ученика Казимира Малевича Владимира Стерлигова, создавшего собственную формулу искусства — «чашно-купольную систему», где геометрические фигуры супрематизма сменяют соприкасающиеся кривые — купол неба и чаша земли.
На временное экспонирование в парке представлена «Стабильная композиция» скульптора Романа Ермакова из арт-коллекции Sminex. Белоснежная монументальная скульптура входит в авторскую серию «Танцующая ось пятого измерения», где среди других разноцветных и сложносбалансированных объектов она выступает стартовой «обнуляющей» позицией для каждого нового «танца» форм и состояний.
Наконец, автор 7-метровой скульптуры «Цветные деревья» Александр Константинов на весь мир известен своими монументальными инсталляциями из цветного скотча и тонких деревянных или металлических планок. Его минималистские структуры, основанные на точных расчетах, подобно произведениям авангарда, «проверяют» природу линией, спрямляют изгибы стволов и ветвей, организуют мир согласно законам геометрии.
Присутствие в парке именно этой работы кажется особенно важным. В то время как остальные художники продолжают жить и творить, эти деревья — память о Константинове и важный мотив в его творчестве: подобные «штрихованные» создания уж растут и в Японии, и в Европе, и в Америке. А теперь и в парке имени Малевича. Они оба — Малевич и Константинов — были, очевидно, художниками будущего.
Кстати, аудиогид «При чем тут Малевич?», созданный сотрудниками Третьяковской галереи, в преддверии открытия второй части был переработан и дополнен при участии Анастасии Четвериковой, автора подкаста «Искусство для пацанчиков». Маршрут объединяет и комментирует объекты, раскрывая авторский замысел и связь творчества современных художников с идеями русского авангарда.