«Цветные деревья» Александра Константинова в Парке Малевича

2 июня 2023: открытие второй части экспозиции современного искусства в Парке Малевич

В экспозицию под открытым небом вошли пять объектов, созданных в разные годы Игорем Шелковским, Леонидом Тишковым (их работы уже были представлены в первой части в 2022 году), а также Аллой Урбан, Романом Ермаковым и Александром Константиновым — не только художником, но и известным архитектором, художником и математиком, трагически ушедшим из жизни 4 года назад. Так пешеходную зону подмосковного парка продолжают «захватывать» современная скульптура и паблик-арт.

Экспозиция в Парке Малевича продолжает серию партнерских проектов Московской области и крупнейших культурных институций России, в том числе Третьяковской галереи. Она призвана раскрыть связь места с ключевой фигурой искусства XX века — Казимиром Малевичем — через исследование и рефлексию его идей и философии русского авангарда.

Фото первой части экспозиции в парке, открытой в 2022 году
Фото первой части экспозиции в парке, открытой в 2022 году

Авторы объектов — всемирно известные художники, классики неофициального искусства 1960-1970-х годов, а также художники последующих поколений, уже получившие международное признание. К опыту авангарда все они обращаются за подтверждением тезиса о том, что «искусство — это не только делание объектов, но изобретение идей и визуальных языков» (автор цитаты — В. Колейчук, он же автор объекта в первой части экспозиции парка). Научный куратор экспозиции — искусствовед, заведующая отделом новейших течений Государственной Третьяковской галереи Ирина Горлова; куратор — искусствовед, креативный продюсер Ксения Новохатько.

«Человек бегущий». Игорь Шелковский
«Человек бегущий». Игорь Шелковский
«Человек сидящий». Игорь Шелковский
«Человек сидящий». Игорь Шелковский

«Человек бегущий» Игоря Шелковского происходит из серии, над которой художник работает с начала 2000-х годов. Именно «Люди» были впервые переведены мастером в масштаб городской скульптуры. Конструктивное мышление Шелковского, собирающего из линейных структур вариативные композиции, сближает его творчество с экспериментами русского авангарда. Один из главных исследователей творчества Шелковского Евгений Барабанов настаивает на важном различии между философией конструктивистов и пластическим сознанием Шелковского, в основе которого — «человек как «мера всех вещей». «Человек бегущий» будет встречать посетителей на входе. «Человек сидящий» того же Шелковского, прежде открывавший маршрут, сменил локацию и теперь поджидает посетителей в чаще липовой аллеи.

«Частное солнце». Леонид Тишков
«Частное солнце». Леонид Тишков
«Частная луна». Леонид Тишков
«Частная луна». Леонид Тишков
«Куб космоса». Леонид Тишков
«Куб космоса». Леонид Тишков

«Куб космоса» постконцептуалиста Леонида Тишкова завершает триптих художника для Парка Малевича. Вместе с «Частным солнцем» и «Частной луной», размещенными в парке осенью 2022 года, он обыгрывает излюбленные формы супрематизма, наделяя базовые формы новыми смыслами. «Куб» продолжает тему небесных тел и отношений человека с безграничным пространством неба и неизведанного космоса.

«Встреча». Алла Урбан
«Встреча». Алла Урбан

Пространственно-средовой объект «Встреча» художницы Аллы Урбан — сюрреалистичные глаза леса — наследует идеям органического авангарда Михаила Матюшина, мечтавшего о «расширенном смотрении», и ученика Казимира Малевича Владимира Стерлигова, создавшего собственную формулу искусства — «чашно-купольную систему», где геометрические фигуры супрематизма сменяют соприкасающиеся кривые — купол неба и чаша земли.

«Стабильная композиция». Роман Ермаков
«Стабильная композиция». Роман Ермаков

На временное экспонирование в парке представлена «Стабильная композиция» скульптора Романа Ермакова из арт-коллекции Sminex. Белоснежная монументальная скульптура входит в авторскую серию «Танцующая ось пятого измерения», где среди других разноцветных и сложносбалансированных объектов она выступает стартовой «обнуляющей» позицией для каждого нового «танца» форм и состояний.

«Цветные деревья». Александр Константинов
«Цветные деревья». Александр Константинов

Наконец, автор 7-метровой скульптуры «Цветные деревья» Александр Константинов на весь мир известен своими монументальными инсталляциями из цветного скотча и тонких деревянных или металлических планок. Его минималистские структуры, основанные на точных расчетах, подобно произведениям авангарда, «проверяют» природу линией, спрямляют изгибы стволов и ветвей, организуют мир согласно законам геометрии.

Присутствие в парке именно этой работы кажется особенно важным. В то время как остальные художники продолжают жить и творить, эти деревья — память о Константинове и важный мотив в его творчестве: подобные «штрихованные» создания уж растут и в Японии, и в Европе, и в Америке. А теперь и в парке имени Малевича. Они оба — Малевич и Константинов — были, очевидно, художниками будущего.

Кстати, аудиогид «При чем тут Малевич?», созданный сотрудниками Третьяковской галереи, в преддверии открытия второй части был переработан и дополнен при участии Анастасии Четвериковой, автора подкаста «Искусство для пацанчиков». Маршрут объединяет и комментирует объекты, раскрывая авторский замысел и связь творчества современных художников с идеями русского авангарда.

читать на тему: