21 августа 2023: старт народного голосования премии АРХИWOOD
17 августа в шоуруме Tulikivi на «Красном Октябре» состоялось заседание Экспертного совета премии АРХИWOOD, который определил шорт-лист премии 2023 года. Премия проходит в 14-й раз, в этом году на нее поступило 203 заявки, а в финал из них прошли 65 проектов. В каждой из 9 номинаций победителей будет выбирать не только профессиональное жюри, но и «народ».
В главной номинации премии («Загородный дом») фигурировало 32 объекта, из них в шорт-лист вышло 11 сооружений. Отрадно отметить, что абсолютное большинство их авторов — дебютанты премии, а у одного из них — Елизаветы Портновой — в финал прошло сразу два объекта: серые модернистские виллы из клееного бруса в Миассе и Челябинске.
Серый цвет можно считать «цветом сезона» (такова почти половина финалистов), но и черный остается в моде. А черный дом NEBO Артёма Куцеволова, еще одного новичка премии, стоит на белой террасе — и этим объектом белгородское бюро WOODBOX, которое давно уже собирает дома из элементов заводского изготовления, доказало, что и на этом пути есть место эстетическим прорывам. Стоит отметить, что собранных таким образом домов в шорт-листе вообще оказалось много – и это, пожалуй, самая заметная тенденция этого года.
Впрочем, много здесь и разнообразных мини-гостиниц: Экспертный совет даже задумался, не пора ли ввести для них новую номинацию, но пока ограничился фиксацией тенденции.
Характерна крайне разнообразная география объектов-финалистов: есть тут, конечно, и Подмосковье, но также Волгоградская, Белгородская, Ярославская, Челябинская области и даже Беларусь (летящий над землей MATSKI HOUSE). Его авторы – бюро ZROBIM architects – тоже дебютанты премии, но есть среди финалистов в этой номинации и победители АРХИWOODа прежних лет: Григорий Дайнов, остроумно решивший террасу дачи в Карабихе, и Александр Порошкин, представивший новую версию SWIDOMа.
Обращает на себя внимание уютная композиция летнего патио (бюро АБ «А4»), причудливая геометрия щитовых домиков «Семечки» (бюро Владимира Русанова), интересная постановка дома на рельефе («Тринити» Ольги Самошкиной и Алексея Тарашевского).
Второй — и по количеству заявок, и по количеству вышедших в финал объектов (31 и 10 соответственно) — оказалась в этом году номинация «Дизайн среды». Здесь жюри предстоит еще более сложная работа: дизайн городской и парковой среды сравнивать и так сложно, а кроме того, Экспертный совет принял неоднозначное решение переместить в эту номинацию выставочный дизайн (который тоже просится в отдельную номинацию).
Итак, здесь соседствуют три выставки трех известных специалистов по этой теме: Тотана Кузембаева, Влада Савинкина и Агнии Стерлиговой (характерно, что все три посвящены архитектуре, а две из трех прошли в ее, архитектуры, музее). Объединяет же их не только это, но и намеренное отклонение всех выставочных структур от ортогонали стены — и даже, как у Савинкина, вообще от вертикали.
Далее — совсем иной коленкор: преображение городской среды. Очень трогательны попытки сформулировать местный код и подобрать ему современное прочтение — в Городце и селе Николо-Березовка. Совсем иной масштаб (и более привычные элементы дизайна, но на очень сложном рельефе) — в решении парка 800-летия Нижнего Новгорода (хотя над ним работала практически та же команда, что и в Городце).
Выделяются оригинальностью павильоны парка «Изумрудный» в Барнауле (MDVAstudio): любопытно, как авторы ловко сохраняют элементы советской парковой эстетики.
И, наконец, совсем отдельная тема – это парки вне городской среды. В финал вышло сразу два проекта бюро Basis, сделанных, увы, слишком похоже – парки в Истре и Красногорске, а фаворитом в этой номинации выглядит, конечно, прекрасная по точности и галантности работа бюро Wowhaus в усадьбе Архангельское: кафе, туалеты, качели, лавочки, амфитеатр. Все это в узнаваемом стиле бюро, но в то же время на редкость созвучно знаменитой усадьбе.
В номинации «Общественное сооружение» — 6 объектов. Это снова бюро Wowhaus в усадьбе Архангельское — с элегическим, ускользающим от стилистической определенности, павильоном Оранжерей.
Это очередной — и снова прекрасный — отель от бюро Rhizome («Игора»).
Это мощный и очень качественный фитнес-клуб в Сколково (A-STRUCTURA). Тут же — «Книжные аллеи» на Малой Конюшенной (spirin architects): книжные стеллажи, разверстанные под масштаб города.
И две работы дебютантов премии: лесной клуб «Тёрн» под Пермью (Владимир Лазбинов) и отменно посаженные на рельеф черные гостевые домики Nomad Houses в Беларуси (ZROBIM architects).
В номинации «Малый объект» за премию поборются 5 объектов, каждый из которых имеет очень яркий образ. Это элегантный пешеходный мост через реку Казанку в городе Арске (бюро «М2М3»), решенный на контрасте мощных опор и тончайших реек ограждения; авангардный, радикально жертвующий комфортом, павильон в заповеднике «Басеги» на Урале (Ad Hoc Architecture); необычайно стильный Домик на дереве под Пермью (бюро «ПростоДом»); запоминающиеся по форме и конструкции беседки-снопы в парке на Угре (Ира Фишман, Анна Родионова); и не менее оригинальный павильон «Лучистый» в Екатеринбурге (Елена Кропанева, Владимир Злоказов).
Номинация «Арт-объект» собрала 10 финалистов — и здесь, вот уже который год подряд, лидирует фестиваль «Древолюция» — на этот раз с тремя объектами: «Луч», «Крепость» и «Пастбище». Все они возведены в деревне Дмитриевское под чутким и нежным, как всегда, руководством Николая Белоусова.
Второй главный поставщик номинантов в эту категорию — арт-парк Никола-Ленивец — представлен в этом году объектом «Просвет/сожжение четвертой стены» (Игорь Апарин и Серафима Тельканова).
Еще два объекта прорвались в шорт-лист с фестиваля «Волгафест»: на этот раз молодые архитекторы строили на пляже кабинки для переодевания.
С другого конца света — из Сан-Паулу — в финал пробилась «Антимебель» (бюро Treivas), а из московского центра «Зотов» — Архив для хранения архитектурных артефактов (DoBuro), остроумно объединяющий идеи знаменитых «бумажников» Юрия Аввакумова и Александра Бродского.
Всего 3 объекта — в номинации «Дерево в отделке», из которых наиболее оригинально выглядит смотровая башня в Сясьстрое (Никита Тимонин и Мария Ляшко).
В номинации «Интерьер» — 8 финалистов, из них 5 предназначены детям, что, пожалуй, новый поворот в истории премии. Среди них — детская комната абсолютного рекордсмена премии Алексея Розенберга, школа в Новосибирске с эффектнейшим залом под гнутыми балками перекрытий (SVESMI, Брусника, Novascape), крайне симпатичный фанерный домик для внучки (ADK-studio).
Еще 5 объектов вышло в финал номинации «Предметный дизайн». Среди них — стул Екатерины Соловьевой, который в разобранном виде превращается в японское татами, забавный светильник-кролик Флоренс Рубцовой и Дмитрия Целищева, шкаф-бар того же екатеринбургского бюро LATOON, которое попало в номинацию «Малый объект» с «Лучистым» павильоном, вешалки студентов Института бизнеса и дизайна, вдохновленные творчеством Мендини, Ритвельда, Маджистретти, Бааса и Моллино, а также серия мебели нижегородского бренда NODE, сооснователем которого стал Александр Фрухт — до этого он номинировался на АРХИWOOD с интерьерами кафе.
Наконец, собственный рекорд поставила в этом году номинация «Реставрация», собрав 9 работ, из которых в финал вышло 7 (правда, тут ей помог Экспертный совет, который принял решение переименовать номинацию, добавив слова «Реконструкция» и «Воссоздание»). Среди финалистов — сразу 4 реставрации в Иркутске (все они сделаны в ООО «Архитектурно-реставрационная мастерская-10»), музей-галерея «Заварка» в Самаре, обновление общественных зданий в Ферапонтово и купол Левашовского хлебозавода в Санкт-Петербурге.
Народное голосование открылось 21 августа – отдать ваш голос можно (и нужно) на сайте премии