Итоги 2022: самые инновационные интерьеры

Учрежденная в 2022 году премия IPI Award, в которой общественные интерьеры в первую очередь оценивались по своим визионерским качествам, отметила 16 объектов в 7 номинациях. И дискуссия о том, что именно считать инновационным и визионерским, была, без сомнения, самой интересной составляющей новой архитектурной инициативы Юлии Тряскиной — руководителя компании UNK Interiors.

Инновационность = принцип отбора

Казалось бы, количество интерьерных премий столь велико, что сложно придумать какую бы то ни было инновацию в этой сфере. Но вот вам ход конем: инновацией становится... инновация. «Многочисленные профессиональные премии обычно ставят во главу угла эффектность архитектурных и дизайнерских решений, — рассказывает Юлия Тряскина. — Но для IPI Award приоритетны визионерские качества проектов, направленные на гармонизацию среды и создание более устойчивого пространства для жизни». Акцентировать внимание не на эстетике, а на смыслах и видении будущего — достаточно смелый ход, впрочем, требующий от всех участников — и номинантов, и членов жюри — особого подхода к работе с информацией о проектах, когда просто фотографий и чертежей — совсем недостаточно.

В этой связи, когда экспертный совет IPI Award отобрал из более чем 140 проектов 37 финалистов, организаторы премии устроили онлайн-защиты, где и развернулась основная часть дискуссии об инновационности. Что такое инновация вообще — и в общественном интерьере в частности? Каждый раз звучали и версии самих авторов, которых просили их в своем рассказе о проекте обозначить, и (за кадром) размышления об инновационности от членов жюри, которым далеко не сразу удавалось прийти к соглашению. Более того, список победителей и лауреатов (то есть тех, кто получил специальное упоминание) явным образом говорит о том, что к единому мнению эксперты так и не пришли.

«Дом-музей братьев Третьяковых», АБ «Рождественка». Победитель номинации «Реконструкция»
«Дом-музей братьев Третьяковых», АБ «Рождественка». Победитель номинации «Реконструкция»
«Суперметалл»-«Цех», YoYo Bureau. Лауреат номинации «Реконструкция»
«Суперметалл»-«Цех», YoYo Bureau. Лауреат номинации «Реконструкция»
Железнодорожный вокзал города Иваново, бюро FABER GROUP. Лауреат номинации «Реконструкция»
Железнодорожный вокзал города Иваново, бюро FABER GROUP. Лауреат номинации «Реконструкция»

Инновационность = новые типологии и новые алгоритмы работы

Например, в номинации «Реконструкция» победил Дом-музей братьев Третьяковых бюро «Рождественка», который соревновался с пространством Supermetall и железнодорожным вокзалом в Иванове. В первом случае инновационность касается скорее совмещения в одном здании нескольких музеев — причем именно приемами реконструкции (музея самого дома, музея коллекционирования, музея коллекций Сергея и Павла и музея вещей времен их жизни). Во втором случае перед нами, с одной стороны, инновационная типология (открытая городская гостиная-коворкинг, где условно каждый может стать резидентом модного креативного кластера), с другой — нестандартное сочетание искусственно состаренного металла (имитации кортена) с большим количеством живой зелени. Причем зелень брали в основном из оранжереи в Подмосковье, объявившей о раздаче своих «фондов», а металл «ржавили» прямо на месте, то есть концепция «ре» приняла не самые обычные формы. Ну и, наконец, третий проект — самый масштабный из всех — демонстрирует прежде всего один из возможных подходов к ревалоризации конструктивизма: поскольку примеров подобной работы все еще ничтожно мало, каждый по-своему инновационен. Какой из трех этих объектов назвать победителем — жюри пришлось решать прямым голосованием, договориться не удалось.

Общеобразовательная школа и детский театр балета академии танца Бориса Эйфмана, «Студия 44». Победитель номинации «Образование»
Общеобразовательная школа и детский театр балета академии танца Бориса Эйфмана, «Студия 44». Победитель номинации «Образование»
Образовательный комплекс «Точка будущего», консорциум UNK и датской компании CEBRA. Лауреат номинации «Образование»
Образовательный комплекс «Точка будущего», консорциум UNK и датской компании CEBRA. Лауреат номинации «Образование»
Медицинский кластер в Сколково, АБ Асадова. Лауреат номинации «Здоровье»
Медицинский кластер в Сколково, АБ Асадова. Лауреат номинации «Здоровье»
Фитнес-центр Surf Brothers Skolkovo, студия архитектуры и дизайна Sredaa. Лауреат номинации «Здоровье»
Фитнес-центр Surf Brothers Skolkovo, студия архитектуры и дизайна Sredaa. Лауреат номинации «Здоровье»

Инновационность = бережное отношение к ресурсам

Любопытны и результаты номинаций «Образование» и «Здоровье»: удивительным образом  инновационность Академии танца Бориса Эйфмана от «Студии 44» перевесила, казалось бы, образцовую школу будущего в Иркутске (консорциум UNK + CEBRA). Если опустить версию, что жюри пленили девочки в пачках (действительно очаровательные), то можно предположить, что отличительное достоинство работы студии Явейна — реконструкция и приспособление, а не полностью новое строительство. В «Здоровье» же и вовсе сочли, что на должность победителя никто не претендует в достаточной степени, а среди лауреатов — международный медицинский кластер в Сколково и фитнес-клуб там же: второй был отмечен, судя по всему, за возможность управлять волной с планшета, а первый — за совмещение разных форматов медицины и образования. Чувствуете разницу в мастштабе?

ТРЦ «Veer Mall», бюро «АЛКУТА». Победитель номинации «Ритейл»
ТРЦ «Veer Mall», бюро «АЛКУТА». Победитель номинации «Ритейл»
ROCA GROUP SPACE, VOX Architects. Лауреат номинации «Ритейл»
ROCA GROUP SPACE, VOX Architects. Лауреат номинации «Ритейл»
Станция метро «Терехово», Buromoscow. Победитель номинации «Транспорт»
Станция метро «Терехово», Buromoscow. Победитель номинации «Транспорт»
VIP-зал аэропорта «Гагарин», VOX Architects. Лауреат номинации «Транспорт»
VIP-зал аэропорта «Гагарин», VOX Architects. Лауреат номинации «Транспорт»

Инновационность = высокотехнологичный выразительный язык

Самыми безусловными кажутся результаты номинаций «Ритейл» и «Транспорт». Торговый центр VEER MALL захватил пальму первенства не только за запоминающийся фасад, получивший продолжение в интерьере, но и за проработку разнообразных сценариев использования здания, что как нельзя более актуально в связи с текущим дефицитом крупных арендаторов-ритейлеров (визионерство). Ну, а ROCA GROUP SPACE — это даже не магазин или шоурум (хотя и они тоже): это пространство-трансформер, где предметы сантехники поданы как произведения современного искусства, поэтому очень органично соседствуют с настоящими арт-объектами; настолько тонкая и профессиональная работа, что жюри не могло ее не отметить.

В «Транспорте» сложилась забавная ситуация: соревновались аэропорт «Гагарин», VIP-зал в нем же и несколько станций метро. Чтобы интерьеры оказались хотя бы сопоставимыми, аэропорт как слишком уж крупный и многосоставной объект вынесли за скобки, и среди оставшихся номинантов космический зал стал лауреатом, а станция метро «Терехово» — победителем: за изобретение своего рода «нового ордера» для архитектуры метрополитена.

Ресторан Osteria Betulla, DA bureau. Победитель номинации HoReCa
Ресторан Osteria Betulla, DA bureau. Победитель номинации HoReCa
Ресторан Tunguska, LEFT Design. Лауреат номинации HoReCa
Ресторан Tunguska, LEFT Design. Лауреат номинации HoReCa
Бар SAIGO izakaya bar, PAP design. Лауреат номинации HoReCa
Бар SAIGO izakaya bar, PAP design. Лауреат номинации HoReCa
Творческое пространство «Ателье» в «ГЭС-2», UTRO. Лауреат номинации «Культура»
Творческое пространство «Ателье» в «ГЭС-2», UTRO. Лауреат номинации «Культура»
Пакгаузы Нижнего Новгорода, АБ СПИЧ. Победитель номинации «Культура» и «Выбор года»
Пакгаузы Нижнего Новгорода, АБ СПИЧ. Победитель номинации «Культура» и «Выбор года»

Инновационность = небанальная интерпретация сохранения и развития

Самое большое количество финалистов было ожидаемо в номинации HoReCa. Здесь инновационными и выигрышными оказались небанальные трактовки национальных традиций — как в кухне, так и в интерьере. Ресторан Tunguska в Красноярске делает ставку на локальные продукты, включая ценные породы сибирских рыб. При этом пол-терраццо сложен из енисейской гальки, барная и кухонная стойка — из местного натурального гранита, а перегородки и стены представляют собой натуральные стволы деревьев, привезенные из близлежащих лесов. А в новом ресторане на канале Грибоедова в Санкт-Петербурге каждая деталь рассказывает про Японию — но не кричит об этом. Победил, однако, другой питерский ресторан — Osteria Betulla: архитекторы DA bureau создали своеобразный «храм еды» — место, напоминающее минималистичную европейскую часовню, залитую светом. И самое потрясающее в этой истории то, что это удалось осуществить в условия темного погреба-подвала.

Свой мини-обзор мы заканчиваем номинацией «Культура» — но не потому, что ее результаты кажутся наименее значимыми, скорее наоборот. Победители номинации — пакгаузы Стрелки в Нижнем Новгороде — стали еще и «выбором года», то есть получили своеобразное гран-при. Согласно замыслу организаторов премии, именно оно «олицетворяет те смыслы и те подходы, которое профессиональное сообщество считает наиболее новаторскими и отвечающими вызовам времени в 2022 году». Почему — мы писали в отдельной статье по ссылке выше.

Нельзя было не отметить (что жюри и сделало) и еще один проект в этой номинации — творческое пространство «Ателье» в Доме культуры ГЭС-2: техническое задание на него от заказчика звучало как «тотальная художественная инсталляция с элементами игровой площадки». И пусть сейчас не до игр, но тотального визионерства нам точно очень не хватает. Только и остается, что забыться в творчестве — и в поисках инноваций.

читать на тему: