Группа «Границы пространства»

Архитектуса. Воркшоп во время чумы

В конце апреля редакция «Проект Россия» участвовала в жюри онлайн-воркшопа, организованного студенческими сообществами Platform-A, «Радиус» и «Эко-Туса». Десять групп в удаленном режиме изучали и обсуждали темы, связанные с пространством — от вечных до злободневных. Студенты-архитекторы в течение двух дней тусили в онлайне с кураторами — также студентами или недавними выпускниками — и, отбросив логику эффективности и рациональности, которая довлеет над «обычным» проектированием, с упоением витали в облаках, докапывались до самого дна души, прислушивались к внутреннему голосу, глядели в пустоту и философствовали. А потом за четыре минуты должны были защитить свои проекты перед жюри в zoom. Самые интересные работы — в нашем обзоре.

Pandemic Street

«Как можно изменить улицу так, чтобы при пандемии вернуть ей жизнь?»

Куратор: Дарья Захватова, ведет группу в Adept’s group в вк, чей посыл — Viva la libertà
Участники: Анастасия Васильева, Мария Шашкова, Арина Гарбунович, Елена Смирнова, Ксения Королева

За несколько недель добровольно-принудительной изоляции наши улицы физически никак не изменились — просто опустели. Ребята предложили пять абсурдных усовершенствований для того, чтобы вернуть людей на улицу и при этом исключить возможность контакта и заражения. Например, «коронаподъезд» — безопасный вход/выход из дома через окно. Лифт и внутридомовая лестница уступают место скалодрому, альпинистскому снаряжению, внешней лестнице и горке-трубе. Риски заразиться от соседа в лифте, может, и снижаются, но риски, например, получить перелом или сотрясение мозга ползут вверх. Или «коронаторговля» — магазины с несколькими отдельными входами и виртуальной примеркой понравившейся одежды. Вопрос скопления людей в очередях перед магазинами остается открытым. «Коронапарк» — многоэтажный павильон с озеленением, этажи которого изолированы друг от друга и поделены на опять же изолированные сектора, соединенные с квартирами в окружающих домах подвесными мостиками. Это что-то вроде конгломерата дистанционных балконов? А еще «коронатранспорт» — летающие машины и выделенные велодорожки, устроенные поверх искривленного гиперлупа, и «коронаобщественное» пространство с бесконтактными перформансами в грибоподобных павильонах. О, пандемия, закончись, пожалуйста, поскорее, чтобы все эти спекулятивные комиксы остались в цифре — мало что ли QR-кодов? (Хотя в скобках признаемся, что скалодром и горка-труба из квартиры на 9-м этаже — наша тайная мечта).

Коронаторговля
Коронаторговля
Коронапарк
Коронапарк
Коронаподъезд
Коронаподъезд
Коронатранспорт
Коронатранспорт

Пространство внутри

«Кто диктует жизнь — пространство или человек? Тема о связи внешнего и внутреннего. О свободе и изоляции»

Кураторы: Екатерина Соколова (Институт промышленных технологий и дизайна, руководитель и идеолог платформы МАСШТАБ
Джульетта Боброва (СПбГАСУ, архитектор-дизайнер, исследует и соединяет людей и пространства)
Участники: Борис Гусев, Екатерина Носкова, Роман Касьян, Анастасия Чесалина, Эльвира Яковлева, Санна Данилова

Очертив круг вопросов о связи пространства и внутреннего состояния во время изоляции, главный из которых «как не сойти с ума», студенты обратились к опыту космонавтов: для них существование в изолированном пространстве на орбите — обычное дело. Это, конечно, экстремальный пример: мы знаем, как вывернуты на изнанку буквально все процессы жизнедеятельности в условиях космических станций — личная гигиена, питание, передвижение. Но участников группы интересовало вовсе не это, а технологический принцип устройства космических станций — модульность, как будто именно она позволяет космонавтам не свихнуться. Они сконструировали модульный дом из статичных и расширяющихся блоков. Предполагается, что в условиях изоляции жильцы смогут организовать дополнительное пространство, раскрыв блоки-трансформеры. Дом почему-то на ножках и к тому же переносной — он может быть транспортирован в любую географическую точку с помощью вертолета. Этот проект чем-то напоминает непоследовательный фантастический фильм, где главный герой обладает сверхспособностями, но финальная битва со злом — рукопашный бой. Конечно же, каждый, кто сидит в четырех стенах городской квартиры, был бы рад отдельному дому, дополнительным двадцати метрам жилплощади и да еще и возможности по воздуху перенестись в лес. Но если вернуться к главному вопросу, действительно ли пространство — его количество — помогает справляться с психологическими тяготами самоизоляции, то все-таки кажется, что дело не в площади. Вот балкон, например: совсем крошечный, а спасает.

Дом-модуль в среде
Дом-модуль в среде

Re-think балкон

«В самоизоляции мы наиболее остро чувствуем недостатки наших квартир и начинаем ценить неожиданные вещи. Самым ярким примером является балкон»

Кураторы: Дарья Пилипак, магистратура Politecnico di Milano, сооснователь архитектурного блога _archicode_;
Анастасия Новосельцева, магистратура Politecnico di Milano, работает над дипломом по реконструкции кварталов исторического центра Франкфурта
Участники: Анастасия Шевченко, Данил Савинский, Дарья Лоскутова, Ксения Царева, Влад Каймашников

Балкон стал главным мемом пандемии: итальянцы выходят на балкон и исполняют оперные арии, русские пляшут под «Плачу на техно», немцы поют Bella Ciao в знак солидарности с итальянцами. На историю балкона с древности до наших дней даже обратили внимание архитектурные журналы, вроде Domus. Так что предложение переосмыслить балкон на воркшопе напрашивалось. Кураторы предложили участникам «оживить забытую зону квартиры, которая частенько служит складом ненужных вещей. Раскрыть творческий потенциал на трех квадратных метрах личного „уличного“ пространства». Первая группа занималась переосмыслением балкона как незадействованного домашнего помещения. Ребята предложили использовать балкон как бар-лаунж-солярий-теплицу-место для занятий спортом. Вторая группа рассматривала балкон с точки зрения возможности публичной коммуникации. Вдохновившись примерами из жизни, студенты решили закрепить его статус «новой сцены», предложив для него особое пластическое оформление. Реальность оказалась сильнее архитектурной фантазии.

Пространство Интернета

«О единственном месте для прогулок в условиях самоизоляции. О месте, где сейчас проходят наши лекции и вечеринки. О месте, в котором мы проводим четверть своей жизни»

Кураторы: Елизавета Федорова, СПбГАСУ, архитектор-реставратор, борется с интернет-зависимостью, защищает хрущевки, рисует цветы и песиков, делает смешной и немного архитектурный контент;
Владимир Матушкин, СПбГАСУ, исследует принципы организации общественных пространств, а также разрабатывает их универсальную классификацию;
Таисия Максимова
Участники: Ксения Гончарова, Полина Степанова, Антонина Люкова, Анастасия Осенчук, Анастасия Самсонова, Мария Ашарина

Участникам группы было предложено посмотреть на Интернет с точки зрения архитектуры. Получился проект развиртуализации кибер-пространства, представляющий мессенджеры, соцсети, интернет-магазины, дейтинг-сервисы, развлекательные сайты и платформы для образования и совместной работы как привычные нам общественные места: двор дома, улицу, магазин, офис, университет. На реальную сетку самоизолировавшегося города накладывается виртуальная сетка отдельных «локаций», заменивших нам реальные пространства, где происходит социальное взаимодействие. Коллажи представляют эти локации в трэш-эстетике, лишенной романтики киберпространств, присущей им в литературе и кинематографе на заре интернета. Ну, а ведь так оно и есть: сеть полна информационного шума, мемасиков, навязчивой рекламы, разборок и троллинга, от которых очень сложно уберечься, переступив порог онлайна.

 

 

Пространство пустоты

«Чем лучше ты понимаешь пустоту, тем лучше ты разбираешься в потребностях для себя»

Кураторы: Рубен Мовсисян, выпускник СПбГАСУ, архитектор девелоперской компании @NNarchitects, сооснователь архитектурных вечеринок @gasutusa;
Екатерина Данилова, МАрхИ, совладелец ювелирного бизнеса @famvalues, организатор и участник образовательной платформы @avtor.izvesten
Участники: Анна Бычкова, Виолетта Сокол, Алена Чеусова, Евгения Ермошко, Анна Федянина, Екатерина Войтова

В промежуточной версии видео, которую члены жюри получили для ознакомления до начала защиты, набранные белым слова и фразы мелькали на черном фоне в такт с битом при полном отсутствии картинок. Как это? У архитекторов — нет картинок? Это вызов. Надо бы пересмотреть. Обращение к собеседнику «на ты» вызывало отклик, заставляло вчитываться в не очень понятные формулировки — и вновь пересматривать. Ролик поражал чистотой идеи и вкусом. Даже дарил радость. В финальной версии кое-что поменялось: появилось медитативное вступление с вопросами про пустоту; фон вместо черного стал динамичным — из белого постепенно превращался в черный; появились картинки, иллюстрирующие засилье пустой информации и мусора. Хотя стилистическая бескомпромиссность первой версии ушла, оригинальность замысла никуда не делась.

Границы пространства

«Мы все время говорим о свободах. … При этом весь наш мир задан определенными границами. Границы стран, границы возможностей, личные границы. Какие-то мы создаем сами, и тщательно охраняем, в то время как другие мечтаем снести. Так что же влияет на обоснованность границ?»

Кураторы: Елена Блинова, Санкт-Петербургская Академия художеств им. Репина;
Дмитрий Мухин, Санкт-Петербургская Академия художеств им. Репина
Участники: Борис Брагин, Анастасия Савельева, Анастасия Киселева, Эстелла Сарыева

Кураторы этой группы поднимают серьезную философскую проблему существования границ — реальных и метафизических. Уверенность в обоснованности границ, исходящая от совсем молодых людей, столь же поразительна, сколь и уверенность в своей способности определить причину их существования. Это огромная смелость молодости, которая еще верит во всесилие человеческого разума. Ребята создали интересный визуальный ряд — мрачный и пугающий — чтобы проиллюстрировать ход своих рассуждений. Постепенно двигаясь от планетарного масштаба до масштаба отдельного человека, образ которого навеян супрематическим крестьянином Малевича, они находят источник всех границ в «шкатулке с секретом», скрытой в подсознании. «Образы прошлого, опыт друзей и родителей, однажды установленный недосягаемый идеал или может быть что-то еще, глубоко личное и непохожее ни на что? Никто не знает, что сокрыто в каждой маленькой шкатулке, но именно на факте наличия у каждого из нас подобного личного начала отсчета и держатся все устанавливаемые нами границы». Что проясняет «факт наличия» шкатулки? Что все границы субъективны и созданы нашим разумом? Но есть же и объективные границы — как быть с ними? Стоит ли их преодолевать или наоборот охранять? Где проходят границы познания и влияют ли они на познание границ? Кажется, эта шкатулка — не ключик к пониманию границ, а ящик Пандоры, набитый вопросами.

 

 

 

читать на тему: