Баня, рынок, супер-слэб — что ждет Бадаевский?

В начале этой недели в Москомархитектуре состоялось экспертное обсуждение реставрации и приспособления объектов культурного наследия и комплексного развития территории Бадаевского завода по проекту швейцарского бюро Herzog & de Meuron. Архитектор бюро Ольга Большанина рассказала не только о том, какая судьба ждет исторические постройки бывшего пивзавода (об этом в общих чертах уже было известно), но и поделилась подробностями конструктивных решений новых зданий, с помощью которых HdM надеются воплотить проект в точности таким, как он задуман.

Будет ли «лес ног» таким же прозрачным, как в проекте?

Большанина уверена, что будет. Все решения, касающиеся опорных конструкций, ядер эвакуационных лестниц и лифтов, инженерных систем, которые располагаются между новым зданием и парком, были продуманы, скоординированы и спроектированы вместе со специалистами компании APEX и коллегами-инженерами из Швейцарии.

Жилое здание состоит из секций, для каждой из которых необходим эвакуационный выход. Эвакуационных лестницх 23. Лестницы каждых двух секций независимы друг от друга и соединяются в одну сложную сразу же под парящим зданием. Таким образом, ядра лестниц, компактно сгруппированные внутри здания, под зданием и на уровне парка становятся более фрагментированными. Все лестничные ядра и лифты будут застекленными, это соответствует нормам и согласовано с пожарными.

Инженерные системы, отвечающие за подачу воздуха, воды и электричества, решены нестандартно. У здания децентрализованная система подачи воздуха: оборудование, обслуживающее верхнюю часть здания, расположено сверху, а обслуживающее нижнюю часть — снизу. Таким образом, не потребовалось вести воздуховоды снизу, с нижней части парковки —наверх.

Этого, правда, не удалось избежать в случае с электрическими сетями, водой и канализацией. Перечисленные коммуникации спускаются до супер-слэба — это такая пространственная система из трехмерных балок. Из супер-слэба они тянутся вниз до уровня парковки через фальш-колонны. Системы подачи воды идут непосредственно через стены и интегрированы в лестницы для эвакуации. Супер-слэб позволит обслуживать все системы и устранять аварии беспрепятственно в любое время года.

Вид из парка на северный фасад 1-го корпуса 1-го строения
Вид из парка на северный фасад 1-го корпуса 1-го строения
Основные элементы конструкции здания. Аксонометрия
Основные элементы конструкции здания. Аксонометрия

Выдержат ли тонкие колонны такую большую нагрузку?

По словам Большаниной, колонны не такие уж и тонкие — их диаметр составляет 92 см, тонкими они кажутся из-за высоты. Вертикальные колонны имеют несущую функцию, диагональные колонны устроены для обеспечения устойчивости здания и восприятия горизонтальных нагрузок. В обычном здании данную функцию выполняет ядро из монолитных железобетонных стен, но авторы проекта предусмотрели такое решение, которое позволит обеспечить максимальную устойчивость здания, а также прозрачность конструкции. Чтобы гарантировать максимально изящные колонны необходимо уменьшить их продольный изгиб, для чего они должны быть жестко зафиксированы в двух нижних этажах приподнятого строения и в двух этажах паркинга. Сами колонны композитные, из металла и бетона, причем предусмотрено два уровня арматуры — они сложнее, чем стандартные колонны. И такое решение вполне реализуемо в российских условиях, уверена архитектор.

Стабилизировать всю конструкцию позволяет супер-слэб: в случае, если скомпрометирована одна из колонн, супер-слэб позволяет распределить нагрузку между остальными секциями, не нарушая стабильность всего здания.

Конструкции. Детали
Конструкции. Детали
Узлы сопряжения конструкций
Узлы сопряжения конструкций

Что сохраняют?

Чтобы выработать стратегию работы с наследием и учесть все моменты, архитекторы многократно приезжали на участок, побывали во всех постройках, залезали и на крыши, и в подвалы, и сделали 7590 фотографий. В результате изучения территории позади 9-этажного корпуса 1972 года постройки была найдена историческая часть утраченного 2-го строения, не включенная в границы объекта культурного наследия, которую после консультаций с Мосгорнаследием было решено сохранить и интегрировать в проект.

Помимо работы с историческими документами, гравюрами и чертежами, архитекторы осуществили 3D-сканирование всех строений, чтобы понять, какие стены несущие, из чего сделаны перекрытия и т. п. В итоге решено реставрировать 1-е и 3-е строения, южный фасад ансамбля реставрируется в соответствии с историческим обликом досоветского периода, а утраченное центральное 2-е строение восстанавливается на месте сносимого 9-этажного корпуса.

 

Как будут сохранять и восстанавливать?

Для архитекторов важно сохранить не только фасады, но и конструктивные элементы внутри зданий, определяющие их типологию и характер: несущие стены, чугунные колонны, своды Монье, геометрию крыши. К примеру, в 1-м строении, где когда-то располагались бродильни и ледники, сохранилась арочная структура, и архитекторы хотят ее подчеркнуть. Они предлагают выявить центральную ось, убрав перекрытия небольшой части 1-го этажа, и создать многосветный атриум, который соединит два этажа, имеющие арочную структуру и своды Монье, с верхними уровнями. После консультаций с заказчиком в арочных пространствах решено расположить фермерский рынок.

Новые элементы, добавляемые в исторические сооружения — например, общественные лестницы в 1-м строении, — проектируются так, чтобы вписать их в исторический интерьер. «Нам очень важно, чтобы все элементы, которые будут добавлены, соответствовали стилю, были интегрированы», — отмечает Большанина.

Восстанавливать утраченное хотят детально и в соответствии с оригиналом. Так, для восстановления 2-го корпуса скрупулезно прорисовывается орнамент главного фасада и подбирается кирпич — бюро работает с несколькими производителями кирпича, чтобы выбрать вариант, подходящий по размеру и тону. В этом корпусе располагалась пивоварня, и чтобы в какой-то степени возродить дух места, в стенах восстановленного здания вновь предлагается варить пиво. Открытым остается вопрос, возвращать ли сюда кирпичную трубу — в ту часть здания, что граничит с будущим парком.

Строение 2. Деталь фасада
Строение 2. Деталь фасада
Строение 1, корпус 1. Поперечный разрез
Строение 1, корпус 1. Поперечный разрез
Строение 1, корпус 2. Продольный разрез
Строение 1, корпус 2. Продольный разрез
Строение 1, корпус 2, 1-й этаж пассажа. Состояние на сегодняшний день
Строение 1, корпус 2, 1-й этаж пассажа. Состояние на сегодняшний день
Строение 1, корпус 2. Пассаж
Строение 1, корпус 2. Пассаж

3-е строение — самое большое, интересное и сложное с точки зрения внутреннего пространства — его характеризуют большая этажность, различная высота перекрытий, окна на разной высоте. Именно это придает ему особый характер. Архитекторы предлагают оставить на кровле исторические трубы и разобрать более поздние надстройки, чтобы вернуть строению первоначальный силуэт и облик. Внутри будут сохранены арочные пространства, купольные помещения, оригинальные лестницы и балки. При этом аккуратно проектируются световые колодцы, чтобы добавить естественного освещения внутрь общественных помещений. В здании выявляется главная ось — внутренняя «улица», соединяющая различные общественные функции.

Что будет в элеваторе? (ответ — русская баня)

В конце главной «улицы» 3-го строения находится элеватор. По словам Большаниной, это важный элемент всего ансамбля — монолитный объем, элегантные формы. Для него требовалось найти функцию, которая не предполагала бы естественного света. «Мы предложили расположить там баню. Традиция Сандунов, характерных настоящих русских бань. Это может подчеркнуть потенциал этого здания и хорошо будет сочетаться с его монолитностью».

Строение 3. Южный фасад, состояние на сегодняшний день
Строение 3. Южный фасад, состояние на сегодняшний день
Строение 3. Элеватор, состояние на сегодняшний день
Строение 3. Элеватор, состояние на сегодняшний день
Строение 3. Баня, размещенная в пространстве элеватора. Визуализация интерьера
Строение 3. Баня, размещенная в пространстве элеватора. Визуализация интерьера
Строение 3. План бани
Строение 3. План бани

Что будет в парке?

Парк и набережная — это концептуально важные элементы проекта. Территория Бадаевского, по мысли архитекторов и заказчика, становится проницаемым общественным пространством, связывающим набережную с Кутузовским проспектом. Отреставрированный и восстановленный исторический ансамбль пивзавода становится неотъемлемой частью этого пространства.

С благоустроенной набережной в парк будет три входа. Сама концепция парка вдохновлена русским лесом. Внутри него будут игровые площадки для детей, смотровые площадки, места для уединенного отдыха, фруктовые деревья, беговые дорожки и дорожки для скандинавской ходьбы. Перед 3-м строением будет организован амфитеатр под открытым небом — он необходим для того, чтобы увеличить количество дневного освещения в помещениях культурно-просветительского центра, расположенного с этой стороны здания.

Под парком будет 3-уровневая парковка, въезд в которую организован с восточной и западной стороны. Под землей запланированы системы доставки для ритейла и вывоза мусора, таким образом, на территории парка не будет автомобильного движения. Пожарные проезды интегрированы в дизайн парка.

Задавит ли Бадаевский «Украину»?

Архитектор отметила, что бюро понимало всю ответственность, которая лежит на нем в связи с работой на этом важном участке города. Архитекторы пробовали разные варианты застройки участка, руководствуясь задачей сохранения видимости силуэта Бадаевского пивзавода с реки. Так они пришли к идее поднять здание на высоту 35 м. По словам Большаниной, здание жилого комплекса не будет конкурировать с гостиницей «Украина», поскольку является горизонтальным объемом, так что гостиница останется вертикальной доминантой. Об этом же свидетельствует визуально-ландшафтный анализ, проведенный Департаментом культурного наследия. Согласно визуализациям, проект Herzog & de Meuron также не угрожает торжественному ансамблю Кутузовского, т. к. со стороны проспекта новое здание не просматривается.

Ландшафтно-визуальный анализ. Вид на жилой комплекс с Краснопресненской набережной

Вид со стороны Кутузовского проспекта

читать на тему: