Cersaie 2021: тактильность, экологичность, естественность
27 сентября – 1 октября в Болонье прошла выставка керамической индустрии Cersaie 2021. Вынужденный перерыв, связанный с локдауном, повлиял не только на атмосферу выставки, где все радовались возвращению личных встреч, но и на представленные коллекции: они стали спокойнее, деликатнее по цвету и рисунку, акцент сместился на природные фактуры и «новую тактильность». Кроме того, в этот раз среди керамики явно лидировал крупный «архитектурный» формат.
Cersaie – одна из ключевых выставок в сфере керамики, керамогранита и сантехники. В мировых СМИ это событие уже давно окрестили «керамической неделей моды» и это название вполне соответствует его размаху: только в 2021 году здесь представили свои новинки 623 компании и более 62 000 гостей посетили выставку за пять дней ее проведения, и это в условиях ограниченных путешествий.
Feel Together Again
Cersaie – мероприятие для профессионалов, поэтому программа выставки всегда очень насыщена событиями для специалистов отрасли и для архитекторов в частности: каждый год для них проходит уже ставшая традиционной серия конференций и семинаров для под общим слоганом «Строить, жить, думать» (Costruire, Abitare, Pensare).
В этом году хедлайнером программы стал японский архитектор, лауреат Притцкеровской премии Шигеру Бан, который при полном зале прочитал лекцию о своей архитектуре.
Лекция архитектора Шигеру Бана, хедлайнера Cersiae 2021
В этом году в рамках Cersaie прошла выставка «G124 Ренцо Пьяно: Штопка периферий. Путешествие между итальянскими городами» и конференция, посвященная этому проекту, который после выставки, наконец, получил заслуженную мировую огласку. Став пожизненным сенатором, Ренцо Пьяно запустил работу с перифериями итальянских городов. Смысл программы в том, чтобы заполнять места, где на плане города существуют разрывы, разрушения, воссоздавая единую ткань, штопать город. Им была организована рабочая группа G124, (названая так по номеру кабинета Ренцо Пьяно в Палаццо Джустиниани, где расположен Сенат), посвященная созданию молодежных архитектурных сообществ, которые под руководством преподавателей университетов, а также специалистов (социологов, экономистов, антропологов) – придумывают и реализуют проекты обновления и оживления городских неблагополучных или не задействованных в жизни городов окраинных районов. Проекты – живые, яркие, но при этом простые и бюджетные – многие работы молодые архитекторы проводят сами: пилят, строгают (этим проект напоминает нашу «Древолюцию»), сажают деревья. Только 2020- 2021 годах были обновлены парк в Падуе, создан проект в Парке XXII апреля в и уже завершается небольшой сквер Zen на месте замусоренного клочка земли в Палермо. Всего же с 2014 года G124 реализовали более десятка проектов.
Кроме лекций, выставки проектов и конференций, архитектурная программа Cersaie 2021 включала в себя открытие нового пространства Archincont(r)act 2021 – площадки, «заточенной» на деловое общение архитекторов и специалистов отрасли. В рамках иннагурации площадки здесь были представлены выставочные проекты на тему Spa in Outdoor от десяти архитектурных студий международного уровня, в том числе NOA* Network of Architecture, Pininfarina Architecture, Archilinea и других.
Спецпроект The Cave от Pininfarina Architecture в новом пространстве Archincont(r)act.
В 2020 году выставка Cersaie, как и большинство масштабных мероприятий по всему миру, была отменена из-за пандемии. Естественно, что год в котором были локдауны, отмены всех планов и риск кризиса в индустрии, наложил свой отпечаток на выставку, которая состоялась в 2021. Люди были рады вновь вернуться в живой формат и это чувствовалось повсеместно. Недаром бренд Argenta даже написан неоном на своей экспозиции слоган Feel Together Again – и у него все с удовольствием фотографировались.
Новая реальность – новые тренды
Но повлиял локдаун не только на атмосферу, в которой в равных пропорциях смешались радость и повышенное внимание к вопросам безопасности для здоровья, но и на представленную продукцию. Если сформулировать тенденции в общем, то можно сказать так: месяцы взаперти дома сделали людей более разборчивыми в своем окружении. Стало меньше откровенно ярких цветов (хотя они отнюдь не исчезли), броских принтов, затейливых форматов, а акцент сместился на комфортную палитру и деликатные орнаменты.
Keynote by Fondovalle
Коллекция керамогранита, имитирующего бетонные поверхности, Re-Play Concrete от Provenza.
Но главная тенденция – особую роль стала играть тактильная составляющая материалов, что отдельно подчеркнула на пресс-конференции Кристина Фаэди, представитель ассоциации итальянских производителей керамической продукции: «За этот год мы поняли – нам нужны вещи, до которых нравится дотрагиваться: плитка, которую приятно гладить, на которую приятно наступать».
Архитектурный формат
Все больше производителей представили в своих коллекциях «архитектурную» плитку, не для камерных частных интерьеров, а для больших проектов, в том числе и для экстерьеров – фасадов, уличного мощения. Уже уверенно можно сказать, что крупноформатный керамогранит — одно из главных направлений выставки и керамической отрасли в целом.
Материал становится все тоньше, легче и больше. При этом слэбы XXL виртуозно имитируют камни всех оттенков не только цветом и рисунком, но все чаще и фактурой. Цветные камни — агат, малахит, аквамарин и кварц соседствуют с черным и белым «мрамором», а еще стали популярны более сдержанные по цветам, но при этом тактильные материалы – базальт или сланец, чья фактурная серебристая поверхность отлично повторяется в керамограните. Неожиданно новую жизнь обретает терракотовая плитка: причем как в традиционном формате, так и созданная по новым высокотемпературным технологиям. Много вариаций на тему тераццо, который в керамограните смотрится ничуть не хуже, чем в оригинальном бетонном исполнении.
Тендецию разворота к рынку фасадной керамики подчеркнул и тот факт, что павильон «Город укладки», посвященный оборудованию для профессионалов, работающих с укладкой и монтажом плитки, в этот раз сделал акцент на демонстрации процессов укладки крупноформатного керамогранита на фасадах с помощью специальной техники - именно ему был посвящен цикл мастер-классов, которые проходили в павильоне каждое утро.
По-прежнему популярны «потертые», словно «пожившие» поверхности, эта тенденция зародилась уже в прошлые годы, но продолжает активно развиваться. Популярна плитка под металл - с царапинами, разводами окиси, или сделанная, например, под кортеновую сталь. Сегодня такие поверхности становятся отделкой не только пола, но также стен и столешниц. Очень много разных – визуально и тактильно – коллекций «бетонных» плиток.
Monocibec, коллекция Esprit
Коллекция Form by Ceramica Sant’Agostino
Керамогранит эволюционирует не только внешне, но и по своим техническим характеристикам. Он становится все более прочным и все менее пористым материалом — его водопоглощение стремится к нулю, что выгодно отличает его от натурального камня, который при всем своем великолепии не выдерживает агрессивную моющую химию в интерьерах, а порой и агрессивную экологию города на фасадах. Более того, сегодня производители стали покрывать поверхности керамогранитных плит специальными составами, устойчивыми к царапинам, загрязнениям и иногда с антибактериальными свойствами, что, конечно, особенно актуально в новом пост-(?) пандемийном мире.
Тяга к природе и забота о ней
С тенденцией укрупнения самих керамических поверхностей связан и другой заметный тренд: переход к нарочито крупным узорам, которые сразу бросаются в глаза. Опять же за пандемийный год все соскучились по природе, и она возвращается в архитектуру в самых разных новых качествах: не только в виде живой зелени, но и в виде принтов. Поэтому наиболее распространенная тема таких паттернов — изображения растений и птиц, причем часто они неяркие и деликатные – рисунки большого формата не должны перетягивать на себя все внимание.
Коллекция Memory от Elios
Коллекция Dream бренда Fondovalle похожа на огромную акварель.
В этом году особый акцент организаторы Cersaie сделали на экологичности материала и всей отрасли. В частности, процесс производства итальянской керамики является замкнутым и эффективным: 99,5% отходов производства и очистки повторно используется в производственном цикле, 24% используемого сырья и проданного продукта транспортируется поездом, 97% предприятий не сбрасывают производственную воду, а повторно ее используют, 44% энергии, необходимой для производства, получают от возобновляемых источников или от когенерации. Экологичным выходит и конечный продукт: он долговечен (керамогранит служит более 50 лет), легок в уходе, а потому не требует агрессивных химических средств, и делается из природных материалов. Как ни крути – материал на все случаи жизни, даже когда она резко меняется.
Ближайший выпуск Cersaie состоится в Болонье с 26 по 30 сентября 2022.
Материал подготовила Марина Юшкевич