Фото: коллекция Chrome, компания Arpa

Cersaie 2021: тактильность, экологичность, естественность

27 сентября – 1 октября в Болонье прошла выставка керамической индустрии Cersaie 2021. Вынужденный перерыв, связанный с локдауном, повлиял не только на атмосферу выставки, где все радовались возвращению личных встреч, но и на представленные коллекции: они стали спокойнее, деликатнее по цвету и рисунку, акцент сместился на природные фактуры и «новую тактильность». Кроме того, в этот раз среди керамики явно лидировал крупный «архитектурный» формат.

Cersaie – одна из ключевых выставок в сфере керамики, керамогранита и сантехники. В мировых СМИ это событие уже давно окрестили «керамической неделей моды» и это название вполне соответствует его размаху: только в 2021 году здесь представили свои новинки 623 компании и более 62 000 гостей посетили выставку за пять дней ее проведения, и это в условиях ограниченных путешествий. 

Feel Together Again

Cersaie – мероприятие для профессионалов, поэтому программа выставки всегда очень насыщена событиями для специалистов отрасли и для архитекторов в частности: каждый год для них проходит уже ставшая традиционной серия конференций и семинаров для под общим слоганом «Строить, жить, думать» (Costruire, Abitare, Pensare).

В этом году хедлайнером программы стал японский архитектор, лауреат Притцкеровской премии Шигеру Бан, который при полном зале прочитал лекцию о своей архитектуре. 


Лекция архитектора Шигеру Бана, хедлайнера Cersiae 2021

В этом году в рамках Cersaie прошла выставка «G124 Ренцо Пьяно: Штопка периферий. Путешествие между итальянскими городами» и конференция, посвященная этому проекту, который после выставки, наконец, получил заслуженную мировую огласку. Став пожизненным сенатором, Ренцо Пьяно запустил работу с перифериями итальянских городов.  Смысл программы в том, чтобы заполнять места, где на плане города существуют разрывы, разрушения, воссоздавая единую ткань, штопать город. Им была организована рабочая группа G124, (названая так по номеру кабинета Ренцо Пьяно в Палаццо Джустиниани, где расположен Сенат), посвященная созданию молодежных архитектурных сообществ, которые под руководством преподавателей университетов, а также специалистов (социологов, экономистов, антропологов) – придумывают и реализуют проекты обновления и оживления городских неблагополучных или не задействованных в жизни городов окраинных районов. Проекты – живые, яркие, но при этом простые и бюджетные – многие работы молодые архитекторы проводят сами: пилят, строгают (этим проект напоминает нашу «Древолюцию»), сажают деревья. Только 2020- 2021 годах  были обновлены парк в Падуе, создан проект в Парке XXII апреля в и уже завершается небольшой сквер Zen на месте замусоренного клочка земли в Палермо. Всего же с 2014 года G124 реализовали более десятка проектов. 

Выставка в рамках Cersaie 2021 «G124 Ренцо Пьяно: Штопка периферий. Путешествие между итальянскими городами»
Выставка в рамках Cersaie 2021 «G124 Ренцо Пьяно: Штопка периферий. Путешествие между итальянскими городами»
Выставка в рамках Cersaie 2021 «G124 Ренцо Пьяно: Штопка периферий. Путешествие между итальянскими городами»
Выставка в рамках Cersaie 2021 «G124 Ренцо Пьяно: Штопка периферий. Путешествие между итальянскими городами»

Кроме лекций, выставки проектов и конференций, архитектурная программа Cersaie 2021 включала в себя открытие нового пространства Archincont(r)act 2021 – площадки, «заточенной» на деловое общение архитекторов и специалистов отрасли. В рамках иннагурации площадки здесь были представлены выставочные проекты на тему Spa in Outdoor от десяти архитектурных студий международного уровня, в том числе NOA* Network of Architecture, Pininfarina Architecture, Archilinea и других.

 
 Спецпроект The Cave от Pininfarina Architecture в новом пространстве Archincont(r)act.

В 2020 году выставка Cersaie, как и большинство масштабных мероприятий по всему миру, была отменена из-за пандемии. Естественно, что год в котором были локдауны, отмены всех планов и риск кризиса в индустрии, наложил свой отпечаток на выставку, которая состоялась в 2021. Люди были рады вновь вернуться в живой формат и это чувствовалось повсеместно. Недаром бренд Argenta даже написан неоном на своей экспозиции слоган Feel Together Again – и у него все с удовольствием фотографировались. 

Новая реальность – новые тренды

Но повлиял локдаун не только на атмосферу, в которой в равных пропорциях смешались радость и повышенное внимание к вопросам безопасности для здоровья, но и на представленную продукцию. Если сформулировать тенденции в общем, то можно сказать так: месяцы взаперти дома сделали людей более разборчивыми в своем окружении. Стало меньше откровенно ярких цветов (хотя они отнюдь не исчезли), броских принтов, затейливых форматов, а акцент сместился на комфортную палитру и деликатные орнаменты. 

 
Keynote by Fondovalle

Коллекция керамогранита, имитирующего бетонные поверхности, Re-Play Concrete от Provenza.

Но главная тенденция – особую роль стала играть тактильная составляющая материалов, что отдельно подчеркнула на пресс-конференции Кристина Фаэди, представитель ассоциации итальянских производителей керамической продукции: «За этот год мы поняли – нам нужны вещи, до которых нравится дотрагиваться: плитка, которую приятно гладить, на которую приятно наступать». 

Коллекция Boiphilic 20mm бренда Pastorelli.
Коллекция Boiphilic 20mm бренда Pastorelli.
Laminam, коллекция Sahara Noir Extra, вдохновленная необычными тонами тунисского мрамора.
Laminam, коллекция Sahara Noir Extra, вдохновленная необычными тонами тунисского мрамора.
Hisbalit Mosaics.
Hisbalit Mosaics.

Архитектурный формат

Все больше производителей представили в своих коллекциях «архитектурную» плитку, не для камерных частных интерьеров, а для больших проектов, в том числе и для экстерьеров – фасадов, уличного мощения. Уже уверенно можно сказать, что крупноформатный керамогранит — одно из главных направлений выставки и керамической отрасли в целом.

Материал становится все тоньше, легче и больше. При этом слэбы XXL виртуозно имитируют камни всех оттенков не только цветом и рисунком, но все чаще и фактурой. Цветные камни — агат, малахит, аквамарин и кварц соседствуют с черным и белым «мрамором», а еще стали популярны более сдержанные по цветам, но при этом тактильные материалы  – базальт или сланец, чья фактурная серебристая поверхность отлично повторяется в керамограните. Неожиданно новую жизнь обретает терракотовая плитка: причем как в традиционном формате, так и созданная по новым высокотемпературным технологиям. Много вариаций на тему тераццо, который в керамограните смотрится ничуть не хуже, чем в оригинальном бетонном исполнении. 

Тендецию разворота к рынку фасадной керамики подчеркнул и тот факт, что павильон «Город укладки», посвященный оборудованию для профессионалов, работающих с укладкой и монтажом плитки, в этот раз сделал акцент на демонстрации процессов укладки крупноформатного керамогранита  на фасадах с помощью специальной техники - именно ему был посвящен цикл мастер-классов, которые проходили в павильоне каждое утро.

Коллекция Blend от ABK.
Коллекция Blend от ABK.
Коллекция Basalto от Saxa Gres для уличного использования. Безупречня геометрия таких «булыжников» позволяет делать аккуратное и быстрое мощение.
Коллекция Basalto от Saxa Gres для уличного использования. Безупречня геометрия таких «булыжников» позволяет делать аккуратное и быстрое мощение.
Коллекция Breccia Argentum от Ava.
Коллекция Breccia Argentum от Ava.

По-прежнему популярны «потертые», словно «пожившие» поверхности, эта тенденция зародилась уже в прошлые годы, но продолжает активно развиваться. Популярна плитка под металл - с царапинами, разводами окиси, или сделанная, например, под кортеновую сталь. Сегодня такие поверхности становятся отделкой не только пола, но также стен и столешниц. Очень много разных – визуально и тактильно – коллекций «бетонных» плиток.


Monocibec, коллекция Esprit

Коллекция Form by Ceramica Sant’Agostino

Керамогранит эволюционирует не только внешне, но и по своим техническим характеристикам. Он становится все более прочным и все менее пористым материалом — его водопоглощение стремится к нулю, что выгодно отличает его от натурального камня, который при всем своем великолепии не выдерживает агрессивную моющую химию в интерьерах, а порой и агрессивную экологию города на фасадах. Более того, сегодня производители стали покрывать поверхности керамогранитных плит специальными составами, устойчивыми к царапинам, загрязнениям и иногда с антибактериальными свойствами, что, конечно, особенно актуально в новом пост-(?) пандемийном мире. 

Серия Carpenter от Argenta. Благодаря новой поверхности с антимикробным эффектом, она уничтожает 99% (в соответствии со стандартом JIS Z 2801-2010) бактерий, попадающих на ее поверхность 24 часа в сутки
Серия Carpenter от Argenta. Благодаря новой поверхности с антимикробным эффектом, она уничтожает 99% (в соответствии со стандартом JIS Z 2801-2010) бактерий, попадающих на ее поверхность 24 часа в сутки
Слебы с графическими орнаментами Коллекция Chimera от Сedit. Орнаменты Empatia, Radici, Ritmo и Colore.
Слебы с графическими орнаментами Коллекция Chimera от Сedit. Орнаменты Empatia, Radici, Ritmo и Colore.
Коллекция Kitsungi от Fioranese.
Коллекция Kitsungi от Fioranese.

Тяга к природе и забота о ней 

С тенденцией укрупнения самих керамических поверхностей связан и другой заметный тренд: переход к нарочито крупным узорам, которые сразу бросаются в глаза. Опять же за пандемийный год все соскучились по природе, и она возвращается в архитектуру в самых разных новых качествах: не только в виде живой зелени, но и в виде принтов.  Поэтому наиболее распространенная тема таких паттернов — изображения растений и птиц, причем часто они неяркие и деликатные – рисунки большого формата не должны перетягивать на себя все внимание.  

Коллекция Memory от Elios

Коллекция Dream бренда Fondovalle похожа на огромную акварель. 

В этом году особый акцент организаторы Cersaie сделали на экологичности материала и всей отрасли. В частности, процесс производства итальянской керамики является замкнутым и эффективным: 99,5% отходов производства и очистки повторно используется в производственном цикле, 24% используемого сырья и проданного продукта транспортируется поездом,  97% предприятий не сбрасывают производственную воду, а повторно ее используют,  44% энергии, необходимой для производства, получают от возобновляемых источников или от когенерации. Экологичным выходит и конечный продукт: он долговечен (керамогранит служит более 50 лет), легок в уходе, а потому не требует агрессивных химических средств, и делается из природных материалов. Как ни крути – материал на все случаи жизни, даже когда она резко меняется.

Ближайший выпуск Cersaie состоится в Болонье с 26 по 30 сентября 2022.

Материал подготовила Марина Юшкевич

читать на тему: