
Дивный новый Русский мир: зачем идти на фестиваль «Зодчество»
Сегодня, 31 октября, на три дня в московском Гостином дворе открылся международный архитектурный фестиваль. И тем временем как архитектурная биеннале в Венеции проходит под слоганом «деколонизация» (нам, кстати, удалось там побывать и скоро мы поделимся своими впечатлениями), на российском «Зодчестве» львиная доля всех разговоров — о новых территориях и границах, а вертикаль власти крепка и тверда как никогда. Куратором фестиваля — уже в третий раз, хотя стандартный срок 2 года, — выступил Алексей Комов. Изучили для вас программу кураторских спецпроектов и выбрали те, которые наиболее ярко описывают актуальную государственную политику пространственного развития. Погружение в атмосферу нового «Русского мира» гарантировано. Без лишних слов приводим здесь цитаты из авторских манифестов (пунктуация и орфография сохранены). Участники фестиваля вспомнили и Кирилла с Мефодием, и Потемкина, и русский космизм. Каждый проект будет с должной помпезностью презентован в рамках деловой программы фестиваля. А 1 и 2 ноября в перерывах между блоками дискуссий прозвучат песни Дмитрия Маликова из альбома Pianomaniя (делаем ставку на треки «Земля обетованная» и «Барабаны судьбы»).
Сверхновая Москва 2.0
Куратор: Алексей Гинтовт, художник, при поддержке галереи «Триумф»
«Пластическое исследование архитектурных форм Русской, Российской, Евразийской цивилизации, футуристический вид Верховного города страны, чья столица, по-прежнему, Москва, а границы, по-прежнему, расширительно уточняются — в движении к естественным ее пределам. [...] Мистическая ориентация проекта — столица, возможно претендующая на главную роль Евразийского полюса многополярного мира, чей голос слышен уже, и, совсем скоро, заглушит сипы, стоны и хрипы агонизирующего мира ветхого».
Маяки русского мира
Кураторы: Алексей Комов, главный архитектор Калуги, первый вице-президент СМА, Юрий Белоусов, культуролог, медиа-продюсер
«Россия расширяется, возвращается на исторически земли Новороссии. Необходимо показать тесную связь и преемственность архитектурных решений России и новых территорий. В современном мире, где главная передача информации идет через образ, исключительно важно, чтобы Россия быстро и эффективно визуально репрезентировала свои достижения и намерения. [...]
Важно добиться цельности и архитектурного единства вновь проектируемых сооружений, которые бы свидетельствовали о новом стиле развития страны, символизирующего, за что борется России и каким она видит свое будущее.
12 зодчих, художников, визионеров со всей страны представят концепции монументальных „рестрансляторов Русской культуры“, предполагаемых к установке на новых территориях. Экспозиция „Маяки Русского мира“ на фестивале задаст точку отсчета нового масштабного проекта, включающего всероссийский конкурс, продвигающий „новейший русский стиль“, как смысловое движение архитекторов сегодня».
Коррекции
Куратор: Дмитрий Михейкин, архитектор, кан.арх., профессор МААМ, с.н.с. НИИТИАГ, ученый секретарь Ученого совета, руководитель архитектурного бюро «НЛО»
«Специальный проект „Коррекции“, экспозиция которого размещена на сторонах объекта „Маяк“, обращен к трем значимым зданиям в Москве, возникшим за последние 15 лет, и, по идее, призванным олицетворять истинные новые образы современности и будущего России, выраженные на языке искусства архитектуры, в областях, составляющих, в сущности, ментальную основу государственности нашей страны: Знание, Культура, Армия. Три проекта регенерации архитектора Дмитрия Михейкина — а именно, реконструкции фасадов нового корпуса МГУ, театра Et Cetera и новых крыльев здания Министерства Обороны России — представляют собой предложения по коррекции существующего положения...»
Глагол. Добро. Есть
Куратор: Михаил Корси, архитектор, член-корреспондент РАХ, профессор МААМ.
Участники проекта: студенты Государственного университета по землеустройству
«В рамках масштабного общероссийского проекта „Маяки Русского мира“ проект представляет русский язык как основу глобального русского культурного кода в форме небесного облака, состоящего из букв старорусского алфавита — как символа начала русской письменности и культуры, заложенного святыми Кириллом и Мефодием и определившего мощь русской мысли и культуры на многие столетия вперед. [...] Буквы излучают свет и являются светом, освещающим наше бытие и генерирующим нашу культуру в пространстве и времени, формируя „русский космос“».
Союз архитекторов ДНР, ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА
Куратор: Александр Пешехонов, председатель правления Союза архитекторов Донецкой Народной Республики
«26 октября 2015 года мы создали наш новый творческий, профессиональный Союз. Союз архитекторов Донецкой Народной Республики. Союз тех, кто в суровые дни испытаний вместе с ее народом продолжал жить и работать под обстрелами, тех, кто вернулся, осознав, что жизнь за пределами Донбасса пуста и бессмысленна, тех, кого не покидала вера в возможность вновь проектировать и строить, восстанавливать нашу молодую Республику. По поводу его создания высказывались разные мнения. Кто то советовал повременить до окончания войны. Кто то предлагал дождаться возвращения некоторых маститых архитекторов, пока еще не принявших решения вернуться в ДНР. Но подавляющее большинство из нас искренне поддержало эту идею. Таким образом, для всех нас необходимость создания такого объединения архитекторов не вызывает никаких сомнений. Впереди — много работы. У нас появилась уникальная возможность, работая вместе, круто изменить свою жизнь и жизнь нашей Республики».
Монументы переднего края
Куратор: Денис Стритович, скульптор
«Один из самых амбициозных проектов юга России — проект монумента в Мариуполе. При поддержке Российского военно-исторического общества был создан проект, объединяющий все лучшие современные разработки в области визуальных искусств. Форма и творческие поиски группы Дениса Стритовича воплощаются в динамичной и одновременно фортификационной форме монумента. Такие проекты укрепляют народ и страну, а это одна из самых важных задач. Авторы ставят перед собой цель максимально точно и емко донести новую реальность до современников и будущих поколений россиян. Командой администрации города Новокузнецка и профессиональной группой Дениса Стритовича реализован первый и наиболее личностный проект на территории РФ — скульптурная композиция, посвященная герою РФ О. Кочуре. (Корса). Открытие скульптуры состоялось в крупном металлургическом и шахтерском городе Новокузнецке».
Свет Новой Эллады
Кураторы: Алексей Комов, главный архитектор Калуги, первый вице-президент Союза московских архитекторов, Андрей Карагодин, историк
«Маяк является монументом автору и главному вдохновителю проекта Новороссии — светлейшему князю Григорию Потемкину и начатой им программе превращения юга России в самую передовую территорию России в конце XVIII века. До присоединения к России последней четверти XVIII века в Северном Причерноморье — Диком Поле — не было ни одного города. С легкой руки Потемкина их число к началу 1860 х годов достигло 46, а их население выросло в шесть раз. Основой градостроительной программы Потемкина была идея Новой Эллады: России как единственной наследницы классической античной цивилизации Европы, принявшей эстафету через Византию, Второй Рим. Отсюда греческие имена вновь образованных городов — Херсона, Екатеринослава, Севастополя, Николаева, Одессы — и их неоклассическая архитектура и планировка. [...] Сегодня идеи и прозрения Потемкина вновь освещают путь России в будущее».
P.S. Всегда есть альтернативные варианты программы. Например, изучить, что показывают российские регионы (Москва, скажем, посвятила свой стенд архитектуре БКЛ столичного метро, а Московская область сфокусировалась на реновации промышленных территорий через механизмы КРТ).
Или заглянуть на проходящие в том же пространстве фестивали Best Interior Festival и Buildschool.
Или полистать журналы на стенде ПР.
Или просто поиграть в архпонг — архитектурный пинг-понг вместе с бюро Archpoint. Без всякой политики.