До 20 апреля 2024: прием заявок в резиденцию «Танец и архитектура»

В этом году фестиваль Context. Diana Vishneva — платформа поддержки и развития современной хореографии — посвящён исследованию связи танца и архитектуры. В программе на год — междисциплинарный проект с Левашовским хлебозаводом, копродукция с Нижегородским театром оперы и балета, премьера Ольги Лабовкиной, опен-колл для хореографов, а также междисциплинарная резиденция для поиска осязаемых форм диалога хореографии, архитектуры и сценографии.

Архитектура, как и хореография, выражает в художественных образах представления человека о пространстве и времени, о месте человека в этом мире. В сегодняшнем дне многие из нас с особым трепетом ищут опору, фундамент, поддержку. Context посвящает 2024 год союзу и поиску параллелей художественных смыслов танца и архитектуры.

«В рамках главной темы года нам интересен поиск философских параллелей, ведь танец и архитектура во многом схожи. Как в танце важен пережитый телесный опыт, обычно невидимый для зрителя, так и для нас в архитектуре полезна та практика, что лежит за результатом, выраженным в той или иной статичной форме. Задуманная еще в прошлом году тема архитектуры сегодня раскрывается для нас самих в вопросах: где наша точка опоры и какой линией нам двигаться дальше. И мы начинаем этот поиск», — комментирует идеолог и инициатор фестиваля Диана Вишнёва.

Диана Вишнёва © Ксения Угольникова
Диана Вишнёва © Ксения Угольникова

Главным выразительным средством архитектора являются пространственные отношения, запечатленные во времени.

Главным инструментом хореографа является тело и его движения, которые представляют собой изменяющуюся в пространстве форму.

Архитектура изображает физические и духовные силы, энергию, устремления, полёт мысли в пространстве и времени. В архитектурной композиции все её видимые части — стены, колонны, капители, своды — представляют собой не просто конструктивные, реально работающие детали, но их работа скрыта за внешними формами.

В теле танцовщика и в художественной практике хореографа за внешней формой скрываются колоссальные усилия, которые остаются невидимыми, но именно этот пережитый уникальный телесный опыт обеспечивает современность и актуальность хореографии.

Триша Браун. Человек, идущий вниз по наружной стене здания. 1970
Триша Браун. Человек, идущий вниз по наружной стене здания. 1970

Символом своего вдохновения в новом году фестиваль Context выбирает опыты великого постмодернистского автора Триши Браун — того самого отважного хореографа, которая впервые в истории отправила танцовщика импровизировать на отвесной стене нью-йоркского небоскреба. Не для того, чтобы поразить общественность цирковым трюком, а с целью художественной и научной — освоить новое пространство для танца. Триша Браун до конца своей карьеры изучала работу человеческого тела в экстремальных условиях, различные способы освоения пространства, методику сохранения равновесия, кинетические свойства движения тел в архитектурных объектах.

Резиденция фестиваля Context в 2023 году © Ангелина Федорова
Резиденция фестиваля Context в 2023 году © Ангелина Федорова

XII сезон Context. Diana Vishneva уже традиционно откроется двумя тематическими инициативами для профессионального сообщества: хореографам, архитекторам и сценографам предложат поучаствовать в совместной резиденции и создать постановку при поддержке продюсерской команды фестиваля, для опытных хореографов откроется опен-колл на реализацию своей идеи также с командой и танцовщиками Context.

Резиденция пройдет под руководством кураторов Context и при участии экспертов архитектурной школы МАРШ. Молодым авторам предлагается взглянуть на танец и архитектуру — и не только в контексте глубины смыслов и философии, но и с точки зрения системы знаний, которые могут обогатить оба вида искусства. Участников ждет цикл онлайн-лекций и 7 дней работы над авторским проектом с технической командой, кураторами и художниками.

«Развивая историю взаимоотношений архитектуры и хореографии мы будем работать в области синтеза и симбиоза дисциплин. Такой подход в Новейшее время принес уже немало удивительных, порой парадоксальных плодов. Декларативная статика чистой архитектурной формы, вырванной из течения времени, и абсолютная динамика танца производят при встрече пространство действия, в котором проявляется множественная субъектность всех включенных в это производство акторов — архитекторов, сценографов, хореографов, танцовщиков, публики и случайных прохожих. Вслед за известными исследователями и практиками такого взаимодействия, которых в недавнем прошлом и настоящем было множество, мы будем ставить вопросы об авторстве и авторитарности, нотации, импровизации и алеаторике, материальности и форме», — говорит Юрий Пальмин, архитектурный фотограф, преподаватель школы МАРШ и эксперт резиденции Context «Танец и архитектура». Прием заявок стартовал 5 марта и продлится до 20 апреля.

Подробности на сайте

 

Купол Левашовского хлебозавода после реконструкции
Купол Левашовского хлебозавода после реконструкции

Открывающим сезон зрительским мероприятием Context в 2024 году станет двухчастный проект в коллаборации с Левашовским хлебозаводом — сайт-специфик танцевальный перформанс и интерактивная инсталляция будут созданы командой из куратора, хореографа, архитекторов, композитора и танцовщиков. Связующим звеном для всех частей междисциплинарного проекта станет специально созданная архитектурная конструкция. Перформанс покажут в пространстве Левашовского хлебозавода в Санкт-Петербурге 28 и 30 марта, инсталляция будет доступна зрителям и после перформанса — до 11 апреля.

Концертный зал в пакгаузах на Стрелке в Нижнем Новгороде © Дима Четыре
Концертный зал в пакгаузах на Стрелке в Нижнем Новгороде © Дима Четыре

В июле Context готовит масштабную премьеру с Нижегородским Государственным академическим театром оперы и балета им. А. С. Пушкина.

«Освоение новых архитектурных пространств откликается и в нашей копродукции с культурным центром Пакгаузы в Нижнем Новгороде. Если раньше выезды в регионы были скорее поддержкой, то сегодня — это полноценное сотворчество. Региональные театры и площадки также рождают смыслы и теперь работать можно намного шире и объемнее. Опыт фестиваля сейчас очень помогает в этом», — комментирует Диана Вишнёва.

На сцене «Пакгаузы на Стрелке» с панорамным видом на исторический центр города Context представит премьеру двух одноактных балетов по пьесам Максима Горького на труппу Нижегородского театра оперы и балета. В первом акте Павел Глухов ищет самодостаточный и полноценный хореографический язык для воплощения драмы пьесы «На дне», предлагая зрителю вовлечься в социальную игру и самостоятельно выстроить отношение к происходящему. Второй акт — балет-сказка «Девушка и смерть» Кирилла Радева погрузит в мир контрастов, где любовь и смерть становятся неразрывными частями единого сценического полотна, а современная интерпретация поэмы Горького перекликается с духом времени.

 

Эскиз из балета «Девушка и смерть» © Александра Нефёдова
Эскиз из балета «Девушка и смерть» © Александра Нефёдова

В новом сезоне зрителей также ждет танцевальный спецпроект ко Дню архитектуры, премьера хореографического спектакля Ольги Лабовкиной «Длить и продлевать» — о времени в контексте человеческой жизни, а также коллаборации Context с институциями и брендами, близкими фестивалю по духу и тематике сезона, которые фестиваль будет анонсировать в течение года.

А мы, в свою очередь, в течение года будем писать о синтезе искусств: архитектуры и танца, архитектуры и музыки, архитектуры и театра.

читать на тему: