До 21 июля 2025: open call лаборатории МУАР х ЦЕХ

Open call исследовательской и выставочной программы объявляется для архитекторов, урбанистов, дизайнеров, художников, историков, культурологов, искусствоведов и представителей смежных областей знаний и ремесел, еще проходящих обучение или уже начавших свой профессиональный путь. Воркшопы Лаборатории объединены тремя понятиями: неслучившееся [нереальное, нереализованное], немое [невыраженное, необъясненное], неочевидное [неявное, невидимое]. Каждое станет ключом к восприятию архитектуры через предметы музейной коллекции.

I. «Неслучившееся»

Куратор: Елена Шарганова, художник, член Союза художников России, преподаватель МГАХИ им. В.И. Сурикова

Сроки проведения: с 4 по 10 августа 2025 г.

Тонкий отблеск мечты, живущий где-то между забвением и предчувствием будущего. Неопределенное, хрупкое, зыбкое, но вселяющее надежду чувство.

Воркшоп по созданию текстильных работ на основе материалов из коллекции Музея архитектуры: планов неосуществленных городов, неразбитых парков и садов, бумажной архитектуры неизвестных авторов, чьи имена затерялись во времени, а также неатрибутированных фотографий, запечатлевших события прошлого.

Участники получат возможность воплотить в текстиле пространство утопической мечты.

Условия подачи заявки: прислать CV, мотивационное письмо, портфолио.

Елена Шарганова. Текстильный коллаж из серии «Лучезарный город», 2023
Елена Шарганова. Текстильный коллаж из серии «Лучезарный город», 2023

II. «Немое. Фонетика архитектурной графики»

Кураторы: Марат Невлютов, преподаватель архитектурной школы МАРШ, редактор онлайн-журнала ПИЛА, и Елена Борисова, архитектор, художник, преподаватель архитектурной школы МАРШ

Сроки проведения: с 8 по 14 сентября 2025 г.

Не только сама архитектура, но и архитектурная графика содержит требующие интерпретации контекстуальные смыслы. Однако часто архитектурная графика нема и не дает пояснений к причинам ее использования.

Почему Альберти учит архитекторов использовать инструменты перспективного построения, Булле предпочитает размещать свои монументальные проекты в пустоте и использовать резкие контрасты света и тени, Фомин изображает на своих планшетах много голубого неба и обращается к технике офорта, а Колхас совмещает архитектурную графику с аналитическими диаграммами?

Вместе с участниками воркшопа мы исследуем неисчерпаемую коллекцию архитектурной графики в МУАРе, чтобы понять, почему архитекторы изображают свои здания так, а не иначе. В качестве финального результата участники напишут короткие эссе для коллективного зина и попробуют сделать «несвою» работу в манере обнаруженной в собрании Музея архитектурной графики.

Условия подачи заявки: прислать CV, мотивационное письмо, портфолио работ (необязательно архитектурное).

Школа-мастерская Жолтовского И.В. Москва. Пантеон «Вечной славы великих людей Советской страны». Конкурсный проект © пресс-служба Музея архитектуры им. А.В. Щусева
Школа-мастерская Жолтовского И.В. Москва. Пантеон «Вечной славы великих людей Советской страны». Конкурсный проект © пресс-служба Музея архитектуры им. А.В. Щусева

III. «Неочевидное»

Кураторы: Михейл Микадзе, Евгения Удалова, Ольга Таламанова, архитектурное бюро ХОРА

Сроки проведения: с 22 по 26 сентября 2025 г.

Неочевидное — неявный смысл вещей или событий, который мы растеряли в нашей повседневности: то ли из-за невнимательности к ним (в угоду кажущейся их незначимости), то ли повинуясь привычке сугубо утилитарного использования.

«Неочевидное» потребует от участников воркшопа особого внимания для обнаружения неявного и уже невидимого. То, что связывает два полюса любого пространства, станет объектом нашего поэтического перевода неочевидного в зримый и открытый образ. Шаг за шагом мы будем спускаться или подниматься по ступеням; улавливать ритм и композицию вертикальной структуры.

С помощью стихов, пожалуй, даже успешнее, чем с помощью любой графической техники, мы откроем для себя поэтическую суть лестниц, счет которых, как известно, «от одного до трех или до четырех... Все они разные. По лестнице, ведущей в погреб, мы всегда спускаемся. Именно движение сверху вниз остается в наших воспоминаниях: во всех грезах, где присутствует эта лестница, она ведет вниз. По лестнице, ведущей в нашу комнату, мы то поднимаемся, то спускаемся. Двенадцатилетний ребенок на этой лестнице играет гаммы и, перепрыгивая через несколько ступенек, берет интервалы, то терцию, то кварту, а порой пытается взять и квинту, преодолеть одним махом четыре ступеньки. Какая чудесная разминка для ног — подниматься по лестнице вприпрыжку, через четыре ступеньки!

И наконец, лестница на чердак, она более крутая, чем остальные, ступени у нее более стертые, и по ней всегда только поднимаются. Она знаменует подъем к самому безмятежному одиночеству. Если я вновь переношусь на чердак былых времен, чтобы помечтать там, то я никогда не спускаюсь оттуда». — Гастон Башляр. Поэтика пространства / Глава первая. Дом от погреба до чердака. Смысл жилища.

Каждому участнику предстоит близко познакомиться с одной лестницей из коллекции неатрибутированных материалов Музея архитектуры и сложить пояснительную записку в поэтической форме, опираясь на ямб, хорей или амфибрахий в ритмике ее архитектуры.

Результатом станет поэтическая читка в последний день воркшопа / сборник стихов участников с графическими иллюстрациями лестниц.

Планируются три очные встречи с участниками: бриф воркшопа, чтение стихов и выбор своей музы; обсуждение ритмики и примечательных деталей лестниц (пояснительных записок, сложенных белым стихом); поэтические чтения.

Условия подачи заявки: прислать CV, мотивационное письмо, имя любимого поэта и название любимого его стихотворения (обязательно), портфолио работ (по желанию).

Lachave. Проект винтовой лестницы с забежными ступенями. Л.15_ часть 4.  Фасад. План. 2-я половина XIX в. © пресс-служба Музея архитектуры им. А.В. Щусева
Lachave. Проект винтовой лестницы с забежными ступенями. Л.15_ часть 4. Фасад. План. 2-я половина XIX в. © пресс-служба Музея архитектуры им. А.В. Щусева

Open call продлится до 21 июля 2025 года включительно. Заявки принимаются на электронный адрес laboratory@muartseh.ru. В теме письма необходимо указать название воркшопа (одного или более), на который подается заявка. По итогам Open call на каждый воркшоп будут приглашены по 10 участников.

Желающие могут отправить заявку сразу на несколько воркшопов, соблюдая условия подачи заявки каждой мастерской, и принять участие в работе каждой из них, если пройдут отбор кураторов.

Возрастной ценз для участников: 18+. Занятия пройдут бесплатно. Все расходные материалы предоставляются.

Творческие практики будут организованы в пространстве выставки «Времени нет. Лаборатория МУАР х ЦЕХ» в Аптекарском приказе, а их результаты станут частью ее экспозиции.

О программе

Лаборатория МУАР х ЦЕХ — программа Музея архитектуры и сообщества архитекторов ЦЕХ [Saga, XOPA, NOWADAYS office], запущенная в 2025 году.

Манифест программы размещен на музейном сайте.

Лаборатория призвана соединить единомышленников из разных областей знаний для честного, глубокого и заостренного разговора об архитектуре как искусстве, ремесле и профессии.

Каждые два года в рамках Лаборатории в Музее архитектуры будет проводиться выставка с участием архитекторов, урбанистов, художников, искусствоведов, культурологов и других профессионалов, исследующих и интерпретирующих музейную коллекцию для представления своих высказываний. Первая выставка Лаборатории — «Времени нет» — пройдет в Аптекарском приказе с 22 июля по 05 октября 2025 года.

Коллективная практика направлена не только на психологический, социальный и художественный анализ архитектуры, но и на поиск опоры для своих размышлений внутри Музея, хранящего идеи и проекты наших предшественников. Так Лаборатория превращает Музей в «живое» третье место, актуализирует культурное наследие, приумножает сообщество и стимулирует его на осмысленное отношение к архитектуре.

Кураторы Лаборатории МУАР х ЦЕХ: Наталья Масталерж, сооснователь архитектурного бюро NOWADAYS office, Юлия Стаборовская-Ардабьевская, сооснователь архитектурного бюро Saga, Лола Хрунова и Варвара Алешина, команда Музея архитектуры.

читать на тему: