До 31 августа. Выставка «Красный сад» на Красной площади
1 июля центральная площадь страны впервые со времен скандального чемодана Louis Vuitton наполнится паблик-артом: произведения известных российских художников, от Николая Полисского до Дмитрия Аске, установят прямо под стенами ГУМа.
Проект «Красный сад» — второй выпуск выставки-фестиваля современного искусства ГУМ-Red-Line, впервые состоявшегося в рамках «Черешневого леса» весной 2019 года и приуроченного к открытию галереи ГУМ-Red-Line. Новая галерея заняла два неслучайных зала на третьем этаже третьей линии Верхних торговых рядов: как рассказывают владельцы, именно здесь в 1893 году открылась галерея Генриха Афанасьевича Брокара – знаменитого московского парфюмера и собирателя. Выставки Брокара проходили в течение почти десяти лет и превратили ГУМ из престижного торгового центра в одно из самых популярных мест времяпровождения москвичей. Этому немало способствовали вошедшие в моду концерты и артистические вечера, которые завершили новый имидж торгового дома.
Спустя почти 130 лет эту выставочно-развлекательную функцию ГУМа возродили, и с момента открытия в галерее регулярно показывают российское актуальное искусство (за два года прошло 14 выставок). А в этот раз «Красный сад» скульптур, который «вырастет» в рамках открытого фестиваля искусств «Черешневый лес» при поддержке компании «ИНТЕКО», выйдет за пределы универсального магазина.
Дизайн экспозиции «сада», как и первого фестиваля ГУМ-Red-Line, разработан архитектурным бюро Wowhaus: подиумы геометричных форм, клумбы, газоны и дорожки в духе классических садово-парковых ансамблей. Все это становится своеобразным продолжением традиции ГУМа, который на протяжении вот уже девяти лет устраивает на Красной площади «Фестиваль цветов». «Любой объект, сооружение или пространство несет в себе авторское высказывание, однако архитектура больше не декларативна, она обязана учитывать множественность возможных интерпретаций, — говорит сооснователь Wowhaus Олег Шапиро. — Мы поддерживаем идею ГУМ-Red-line показать современное искусство в пространстве, которое посещают все, а не только подготовленная публика».
Название «Красный сад» смыслово связано не только с местом проведения, его историческими корнями и коннотациями: в разных интерпретациях красный символизирует очищение и преображение, это цвет смелости, праздника и великодушия. Сам же «сад» буду возделывать представители целого спектра направлений современного искусства: за ленд-арт отвечает Николай Полисский, московский концептуализм представляет Андрей Филиппов, медиаискусство, мимикрирующее под садовую скульптуру, — Аристарх Чернышев, постмодернистскую традицию с элементами сюрреализма — Ринат Волигамси, монументальное искусство из металла в технике ковки — Дмитрий Жуков, абстрактную скульптуру – Роман Ермаков, паблик-арт с элементами советского монументального искусства — Дмитрий Аске, интерактивные инсталляции – Василиса Прокопчук и Евгений Брагин. Общим для всех художников является стремление в монументальной форме выразить идею современности и свое видение возможностей искусства в общественном пространстве, а также наметить параллели с отечественной историей, провести аналогии между традиционной и современной городской скульптурой.
После завершения проекта работы художников продолжат свою жизнь в общественных пространствах города и жилых комплексах генерального партнера проекта компании «ИНТЕКО», а также возле Мануфактуры Bosco в Калуге и в арт-парке Никола-Ленивец («Архстояние» — один из организаторов фестиваля). А вслед за открытием «Красного сада» организаторы также представят первую персональную выставку Николая Полисского в Москве, которая откроется 21 июля: в галерее ГУМ-Red-Line развернется тотальная инсталляция «Русская античность». Деревянные скульптуры Николая Полисского и Никола-Ленивецких промыслов, отсылающие к классическим базовым архитектурным элементам — колоннами, базам, архитравам, — займут все пространство галереи кроме зала для презентаций. Неотъемлемой частью инсталляции также станет фото- и видеодокументация перформансов и других проектов «Архстояния», запечатленных за 15 лет существования фестиваля. Многие документы будут показаны впервые, в том числе запись 33-часового перформанса немецкого художника Марка Форманека.
Продюсеры: Игорь Казаков, Юлия Бычкова, Иван Полисский
Кураторы: Антон Кочуркин, Марина Федоровская