Игра, которая стоит свеч: итоги архитектурного рейтинга Нижнего Новгорода 2018/2019
Почти четверть века назад, в 4-м номере «Проект Россия», посвященном новой нижегородской архитектуре, Барт Голдхорн и Григорий Ревзин озаглавили соответствующую статью «Вкусно!». Так когда-то говорил главный архитектор Нижнего Новгорода, и не иначе как с его легкой руки на объявлении результатов рейтинга нижегородской архитектуры, запущенного в 1997 году благодаря инициативе журналистки Марины Игнатушко, появилась «вкусная» традиция: печь и съедать торт в виде проекта-победителя. В этот раз тортов было два, а в шорт-лист 13-го по счету рейтинга по совпадению вошли 13 построек.
Игра на своем поле
Два победителя — две типологии: гостиница и спортивный кластер. Все-таки последние пара лет в Нижнем Новгороде прошли под флагом футбольного мундиаля. Например, построенный по случаю стадион в районе Стрелки тоже участвовал в рейтинге, но не вышел в шорт-лист, а победил в итоге юношеский спортивный лагерь «Арена» бюро Стаса Горшунова GORA. Что касается гостиницы, то здесь в фаворитах оказался «гостинично-административный комплекс с торговым центром и подземной автостоянкой» на Московском шоссе, спроектированный ТМА Никишина. По слухам, гостиницу должны были достроить опять же к чемпионату, но не успели. Зато торт в виде «Краулера» — такое «говорящее» название придумали ему по еще одной традиции авторы рейтинга, сравнив с гусеничными крепостями торговцев дроидами из «Звездных войн», — испекли точно вовремя.
Игра в «современники»
И «Краулер», и многих других участников нижегородского рейтинга можно смело отнести к некой современной модной волне: гостиница Никишина и силуэтом, и пропорциями, и сбитым ритмом окон напоминает работы Сергея Скуратова. Гостиница «Березовая роща», как подметили и организаторы, нарекая постройку «ЗАХАДИ», отдает дань евразийскому мейнстриму. Самобытно выглядит загадочное «здание без функций» проектного бюро DA и Ольги Кныш (больше всего похожее на ту же гостиницу): если постройка бюро, вошедшая в прошлый рейтинг, называлась «Броненосец Родион» и демонстрировала преимущества складчатого дома с ярко выраженной кирпичной фактурой — а для Нижнего Новгорода не слишком характерно ни то и ни другое, — то в этот раз «Идти на уступки» — это оригинальным образом террасированный дом. В силу особенностей рельефа это как раз для города «обще место». Но при этом террасы имеют разную и сложную многоугольную форму, что наделяет здание непохожими друг на друга образами в зависимости от точки зрения; а один из самых удачных ракурсов — сверху.
Игра в РЕ-версии
Появлением в шорт-листе рейтинга проектов редевелопмента и реконструкции Нижний Новгород не раз был обязан уже упомянутому Стасу Горшунову. То он выступал с остроумным решением переделки старых корпусов советской турбазы в современный загородный кампус, то придумывал, как на месте прежней постройки возвести новую быстро, дешево и сердито. Часть зданий в победившей в этом году «Арене» — тоже реконструкции, проведенные в рамках вновь разработанного условного «дизайн-кода» кластера.
Но куда более важным и программным объектом для бюро стал концертный зал «Юпитер» эпохи советского модернизма, который превратился в многофункциональный культурный центр. Образцово-показательная работа с фасадами и внутренними помещениями, получившая высокую оценку со стороны многих коллег. К сожалению, нашлись и те, кто расценивает технологии «ре» исключительно как проектирование новых интерьеров, то есть такой «недо-архитектурой». Вопреки общемировой тенденции на искусный и эффективный редевелопмент, а не на новое строительство. Хотя никогда еще так, как с «Юпитером», нижегородский рейтинг не был близок к тому, чтобы признать лучшим «старый» объект.
Игра в «классики»
А вот заигрывание со старым — всегда пожалуйста. Тут тебе и интерпретации классического ордера, и дворы-курдонеры XVIII-XIX века, и многоярусность американских небоскребов ар деко, и аллюзии на кирпичный северный модерн, и такое локальное явление, как оммажи позднему конструктивизму с первыми ростками сталинского ампира в социалистическом городе вокруг нижегородского Автозавода. Какие-то из этих заигрываний более удачные, какие-то менее; именно этот метод некогда привел к бурному развитию и общенациональному признанию нижегородской архитектурной школы. Однако в последние годы наблюдается явный разворот в сторону большей подражательности, и в этом смысле лучше, что побеждают не «пересмысления классики», а «переосмысления современности».
Игра в кубики
Прекрасный пример таких «переосмыслений» — постройки, представляющие собой комбинации простейших объемов, без всяких заворотов и криволинейностей. Тем не менее, эти трехмерные супрематические композиции складываются таким образом, что в них возникает то звенящее напряжение, которое слишком сложные и одновременно оплощенные силуэты (свойственные псевдоклассике) могут запросто убить.
Самым слабым звеном остается жилье: как ни пытаются архитекторы разнообразить тектонику его фасадов, жесткие требования ТЭПов и планировок сводят их старания на нет. Но это проблема отнюдь не Нижнего Новгорода, а России в целом с ее ставкой на воспроизводство все растущего числа квадратных метров, дабы осчастливить каждого.
Куда ведут благие намерения — не секрет. А пока будем счастливы уже тем, что эти башни-свечки не обращаются в торты — иначе гарантировано встали бы поперек горла.
Подготовила Юлия Шишалова