«МЫ» и Архстояние 2024
На фоне живописных пейзажей Калужской области, в самом сердце России, в этом году вновь развернулся уникальный фестиваль искусства и ландшафтной архитектуры – Архстояние 2024. Никола-Ленивец, традиционно принимающий гостей со всей страны и зарубежья, стал эпицентром креативных идей, новаторских решений и захватывающих инсталляций.
Тема фестиваля 2024 года — МЫ. Никола-Ленивец начался с группы художников, архитекторов и их неожиданных соавторов — крестьян (кстати, об истории фестиваля многое рассказали появившиеся в этом году на территории парка таблички «Легенды и мифы Никола-Ленивца»). Позднее появились новые участники, создав пространство для художественной полемики. А сейчас только в штате Никола-Ленивца больше 150 человек: местные, родившиеся в маленькой деревушке и их повзрослевшие дети, волонтеры и архитекторы, ботаники и просто самые разные люди, просто и беззаветно верные этому месту, — это все МЫ, социум Никола-Ленивца.
«Дом из воздуха и линий»
Архитектор, художник, математик, Александр Константинов много лет создавал проекты для Никола-Ленивца. «Дом из воздуха и линий» стал данью памяти художнику, которого уже нет с нами. Как и другие работы Константинова, «Дом» отличается математичностью и простотой формы. Линии, напоминающие штриховку на рисунке, создают основательную и в то же время воздушную конструкцию, наполненную светом.
«Дом из воздуха и линий» можно соотнести с академическим минимализмом в музыке. Именно поэтому для презентации объекта был приглашен Московский ансамбль современной музыки, который представил любимые Константиновым композиции американских минималистов.
«Баня-форум»
Идея «бани-форума» пришла Николаю Полисскому в далеком 2003 году, когда он вместе с жителями деревни Никола-Ленивец впервые отправился показывать русский ленд-арт на фестиваль «Арт-Клязьма» — в том числе и настоящую баню с прозрачными стенами. А в 2024 году «баня» вернулась обновленной: теперь она может объединить одновременно до 200 человек, причем не только в формате парной, но и в качестве форума — в дни Архстояния в ней разместился лекторий.
Впрочем, форум — это еще и намек знаменитую площадь в Дневнем Риме: внешне павильон напоминает античные руины, только если бы античность зародилась не на Балканах, а в русской деревне. Полисский и раньше экспериментировал с «русской античностью», используя вместо мрамора Никола-Ленивецкий орешник (вспомним его колонны, выставлявшиеся в том числе на Красной площади в Москве), а в этом году замахнулся на целый «русский античный ордер».
А еще уже второй год «Архстояние» вскрывает культурный капитал регионов и дает слово арт-инициативам самых заметных частными и государственных институций из разных городов страны.
Город-лабиринт
Лабиринт рассказывает истории норильчан — жителей города посреди тундры. Его уникальность — в обычности. Как говорил один из строителей Норильска: «Вы представляете, где мы строим обычный город?». В этом городе всегда очень сильно дует ветер, но местные научились с ним жить. Ветер стал таким же горожанином, как они, буквально их соседом.
Архитекторы придумали город-лабиринт. В нем комфортно и норильчанам, и ветру.
Вот и посетители Архстояния и поблуждали в лабиринте северного ветра, слушая истории норильчан в аудиозаписях.
«Заволга»
«Заволга есть Заволга есть Заволга есть Заволга» — у гостей фестиваля появилась возможность пожить в переосмысленных декорациях заволжского лагеря. Для жителей Самары Заволга — это такое сакральное место, территория свободы, стихийно развивающаяся с 1990-х годов на заповедных берегах Волги прямо напротив города, не тронутых цивилизацией в виде застройки и коммуникаций. Главное здесь — ландшафты и сообщество близких по духу людей, которые жертвуют удобствами ради ощущения близости к естественной природе и максимального отдаления от неественных человеческих страстей и пустых хлопот. Уже не одно поколение творческих и мыслящих людей — в том числе архитекторов — выросло в этой атмосфере незавимости Заволги, где в теплое время города живут в полустационарных-полувременных сооружениях из фанеры, баннерной ткани, старых дверей и паллет. Можно сказать, что Заволгой зародился и развился уникальный вид вернакулярной архитектуры, феномен которой тщательно исследовали самарские архитекторы Сергей Малахов и Евгения Репина (тоже «граждане Заволги»).
Так что стены-баннеры конструкций, на которых куратор проекта в Никола-Ленивце Анастасия Альбокринова собрала выставку художников Самарской области, — это явный оммаж заволжской архитектуре. Днем участники отправлялись в лес, создавали инсталляции в рамках экологической ленд-арт-акции художника Кирилла Гурова. А вечером — собирались у костра на форум-спектаклях. В то же время ДОМ:А гости знакомились с практиками волжского гедонизма (именно этот термин придумали жители Заволги в отношении своих антиматериальных удовольствий) и путешествовали на байдарках.
«Дома земли»
В рамках проекта «Дома Земли» в арт-парке выросли три башни — «Инсекто-фаланстер», «Птичья колокольня» и «Театр природы». В каждой из них можно было встретиться с природными сообществами и пережить опыт взаимодействия с коллективным иным. Основой башен стали элементы человеческого быта и архитектуры: старые наличники и ставни, оконные рамы и двери.
Куратором проекта выступил художник Андрей Сяйлев, а соавторами художественного действия вокруг «Домов земли» в трехчастном спектакле «Сонастройки» Аси Литвиновой стали пчелы и другие насекомые, птицы и растения Никола-Ленивца.
В «Инсекто-фаланстере» посетители поближе узнали пчел, оказавшись среди них в костюмах пчеловодов. Микрофоны, установленные рядом с пчелиным роем, окружали оставшихся внизу людей жужжанием, создавая ощущение неспешной беседы.
В «Птичьей колокольне» участники фестиваля слушали записанные на рассвете трели.
А в «Театре природы» участники разделяли наблюдение лесной панорамы с растениями парка, которые создавали уникальный музыкальный «цветочный джем».
Общий холст
Художники Надя Петрова, Ян Посадский, Юля Староверова, Алёна Федоткина и Ульяна Ёлкина под кураторством Дарьи Эпин провели сессии росписи 100-метровой ткани.
Общий холст стал символом креативного сотворчества, а в финале фестиваля его ритуально развернули на поляне — как праздничный рушник в день первого снопа.
Метафоричное завершение
Одним из самых запоминающихся моментов фестиваля является его символичное закрытие, когда все собравшиеся сжигают огромные арт-объекты. Это не просто эффектное шоу, а глубоко метафоричный акт. Он символизирует переход от созидания к разрушению, от материального к эфемерному: все созданное человеком временно и конечное, и в конце концов оно возвращается в природу.
Этот обряд объединил всех присутствующих в одном общем переживании, напоминая о цикличности жизни и вечном круговороте природы. Такое завершение по замыслу организаторов «Архстояния» должно оставить глубокий след в сердцах участников, вдохновляя их на новые творческие свершения и переосмысление роли искусства в нашей жизни.
«Кураторство по обмену»
Важной новостью фестиваля стало то, что в 2025 году, когда «Архстояние» будет отмечать 20-летний юбилей, его приглашенным куратором станет Василий Бычков — генеральный директор компании «Экспо-Парк Выставочные Проекты» и основатель выставки-форума архитектуры и дизайна АРХ МОСКВА.
Ранее, весной 2024 года, стало известно, что Николай Полисский, художник и основатель арт-парка Никола-Ленивец и фестиваля «Архстояние», будет куратором следующей АРХ МОСКВЫ. Которая в 2025 году тоже отметит юбилей — 30 лет. Что принесет обеим фестиваля такая коллаборация? Как минимум, ждем больше дерева и природных элементов в Гостином дворе, а в Никола-Ленивце — больше архитектуры. А может быть, от этого объединения тоже родится свое МЫ — социум, идеологией которого будет не архитектура как коммерция, а архитектура как система гармоничной интеграции человека и всего антропогенного в природу — самое прекрасное, что только у нас есть.