КОСнется каждого: очередные премьеры «Архстояния»-2023
Два новых арт-дома, перформанс-шествие с косой и персональные прогнозы от искусственного разума — чего еще ждать 28-30 июля от фестиваля ландшафтных объектов, посвященного теме «Игра в предсказания».
Коллекция обитаемых арт-объектов, постепенно пополняющих номерной фонд, начала формироваться на просторах Никола-Ленивца в 2017 году, когда фестиваль задал своим авторам вопрос «Как жить?» и ждал в ответ решений художественных, но вполне себе рациональных и совместимых с жизнью (желательно комфортной). Так появились «Вилла ПО-2» Александра Бродского, «Дом с люстрой» АБ «ХВОЯ», «Кибитка 32 053» Рустама Керимова и Юрия Муравицкого, в 2020-м Алексей Лука построил свой «Дом-антресоль», а в 2021-м Сергей Кузнецов — «Русское идеальное».
Петербургское бюро KATARSIS architects, которое сначала навело, а потом сожгло на Масленицу в Николе-Ленивце коллективные мосты, возвращается с объектом, который сперва назывался «Русское имперское»: 9-метровый деревянный дом-обелиск на пьедестале — это пространственная метафора нашей жизни, неизбежно повторяющаяся из столетия в столетие. Однако финальное название «Проект Катарсис», кажется, противопоставляет не идеальное имперскому, а временному — постоянное: обелиск обитаем, чем-то напоминает пирамидальные ледники Николая Львова и в него, как в погребок , ведет низкая дверь.
Нижний этаж — самый функциональный: с кухней, туалетом, столом и двумя лавками. Верхний же — пространство для сна и размышлений о вечном с небольшим окном в потолке — занимает почти все пространство дома. Архитекторы полагают, что внутри могли бы на разных уровнях проживать Илья Обломов и Андрей Болконский. Ну, а кто на котором — можно догадаться самостоятельно.
Второй арт-дом строит арт-группа «Алыча», знакомая гостям Никола-Ленивца по обитаемому же объекту «Штаб». И если «Штаб» похож скорее на роллердром для отрабатывания трюков со спальней наверху (а как мы знаем, всякий подобный вид спорта — это вызов обществу и самому себе и совершенно особый способ работы с пространством), то «Воздухопровод» действительно ассоциируется с неким вентиляционным прибором. Таким образом авторы пропагандируют еще одно эпатирующее движение — сквоттерство, ведь совсем скоро лесной чистый воздух станет роскошью, доступной только богатым, а всем остальным только и останется, что незаконно «подключаться» к таким вот шахтам природного воздухопровода. Или приезжать в Никола-Ленивец.
Напомним, что хедлайнером фестиваля в этом году станет Алексей Козырь и его «Капсула предсказаний» — для нее прямо сейчас собирают послания в будущее, чтобы контейнер со множеством ячеек в этом году торжественно зарыть, а отрыть в 2050 году.
Однако посетители фестиваля смогут не только сыграть в предсказания со своими потомками, но и получить их сами: зайдя внутрь «Павильона предсказаний» (Антон Кочуркин, Ян Калнберзин, Джин Колесников, Моника Норс) — невесомого «облака» — можно будет сначала выбрать тот или иной сценарий будущего, изменив объемную флюидную симуляцию, а затем прояснить будущее и для себя самого.
Еще один способ приоткрыть завесу тайны завтрашнего дня — случайно или намеренно встретиться с художницей Ульяной Подкорытовой. Она часто обращается к образу заплетенной косы и специально к фестивалю создаст 20-метровую косу, которая будет путешествовать по парку, давая гостям предсказания, а в перерывах — дремать, обвиваясь вокруг разных объектов. В такие моменты на косе, как на большом диване, можно будет сидеть, валяться и спать.
Подробности программы и билеты на фестиваль