Павильон России в Венеции. Фото процесса реконструкции © Marco Cappeletti

Май 2021. Окончание реконструкции павильона России в Венеции

1 марта 2021 года широкой публике был представлен проект реконструкции здания Алексея Щусева в садах Джардини, который разработан молодым российско-японским бюро KASA под руководством студии 2050+. Заявляется, что работы должны быть завершены к открытию XVII Архитектурной биеннале в мае 2021 года.

Напомним, что в связи с реконструкцией оригинального павильона 1914 года постройки, который уже более ста лет служит представительством российской культуры на Венецианской биеннале, в начале прошлого года прошел открытый конкурс, в результате которого архитекторы должны были не только разработать сам проект, но и придумать, как превратить сам процесс его создания и воплощения в некий перформанс, инсталляцию, которую можно было бы демонстрировать во время венецианской биеннале-2020. И, несмотря на размытость технического задания (а, возможно, и благодаря ей), организаторы получили множество проектов от самых разных молодых команд и объединений, причем некоторые из них оказались весьма концептуальными, манифестирующими и эпатажными.

Павильон Щусева в 1914 году © Частная коллекция
Павильон Щусева в 1914 году © Частная коллекция
Павильон Щусева в 2018 году. Фото Василий Буланов © Москомархитектура
Павильон Щусева в 2018 году. Фото Василий Буланов © Москомархитектура
Павильон России в Венеции. Будущий вид © KASA
Павильон России в Венеции. Будущий вид © KASA

Победила же, по выбору комиссара павильона Терезы Мавики, оператора павильона Анастасии Карнеевой (Smart Art), куратора проекта 2020 года Ипполито Пестеллини Лапарелли в сотрудничестве с командой междисциплинарного бюро 2050+ (Джакомо Ардезио и Эрикой Петрилло), а также группы российских экспертов, работа российско-японского бюро KASA, в которой щусевский неорусский ларец предлагалось, с одной стороны, одомашнить, превратить в некое подобие русской дачи, а с другой — приоткрыть его внешнему миру, глобализировать, размыть границы «национальности». По их словам, суть нынешних преобразований состоит в возвращении к первоначальному замыслу Щусева и одновременно в решении целого ряда технических проблем.

Павильон России в Венеции. Вход © KASA
Павильон России в Венеции. Вход © KASA
Павильон России в Венеции. Окно до и после © KASA
Павильон России в Венеции. Окно до и после © KASA
Павильон России. Центральный зал © KASA
Павильон России. Центральный зал © KASA
Павильон России. Выставочное пространство © KASA
Павильон России. Выставочное пространство © KASA
Павильон России. Выставочное пространство © KASA
Павильон России. Выставочное пространство © KASA

Изначально архитектурное решение опиралось на проницаемость выставочного пространства и его окружения: с террасы открывается панорама венецианской лагуны, величественная лестница ведет на одну из главных аллей Джардини, со всех сторон предстают эффектные виды. Но со временем почти все проемы были закрыты, заделаны, загорожены. Проект KASA, разработанный при участии венецианского архитектурного бюро MAP, инженерно-проектной компании TTE (Tecnobrevetti Team Engineering) и студии 2050+, обыгрывает историческую многослойность здания и восстанавливает задуманную связь с окружающим пейзажем, что дополнительно подчеркнет заново отстроенный со стороны лагуны выход на террасу.

Схема проектного решения в разрезе © KASA
Схема проектного решения в разрезе © KASA
Схема проектного решения © KASA
Схема проектного решения © KASA
Мастер-план территории © KASA
Мастер-план территории © KASA
Схема преобразований © KASA
Схема преобразований © KASA

По замыслу архитекторов, бережная реставрация сочетается с конструктивными изменениями: так появляется возможность временно убирать перекрытия и создавать двухсветное пространство, увеличивая количество естественного освещения. В результате павильон становится более универсальным, пригодным для показа произведений и организации событий самого разного масштаба и формата. Фасаду возвращается его изначальный зеленый цвет: оттенок в точности воссоздан по данным стратиграфического исследования стен.

Павильон России. Центральный зал © KASA
Павильон России. Центральный зал © KASA
Павильон России. Второй зал © KASA
Павильон России. Второй зал © KASA
Павильон России. Галерея © KASA
Павильон России. Галерея © KASA
Павильон России. Чертеж в разрезе © KASA
Павильон России. Чертеж в разрезе © KASA
Павильон России. План первого этажа © KASA
Павильон России. План первого этажа © KASA
Павильон России. План второго этажа © KASA
Павильон России. План второго этажа © KASA

«Проект KASA исходит из ценности заботы, такта, бережного отношения, — говорит Ипполито Пестеллини Лапарелли, основатель бюро 2050+ и куратор проекта 2020 года. — Он открывает здание навстречу садам Джардини и лагуне и позволяет выстроить работу павильона на основе принципов взаимодействия и эмпатии. Именно поэтому он и был выбран».

«Сочетая реставрацию и трансформацию, наш проект для павильона РФ соединяет между собой прошлое и будущее, лагуну и сады Джардини, культуру и природу, — делятся Александра Ковалева и Кей Сато, основатели бюро KASA. — Мы надеемся, что он будет постоянно открыт для всех желающих и превратится в полноценную площадку интеллектуального взаимодействия России и мира».

И так как архитектурная биеннале 2020 года перенеслась на грядущий май (а в прошлом году проходила онлайн в виде проекта Open?), российский павильон под управлением новых кураторов и нового комиссара в очередной раз будет Open уже с утвердительной интонацией — в реконструированном виде.

Открытие же самой биеннале пока что запланировано на 24 мая 2021 года.

читать на тему: