MOST между артом и горожанином и путеводная нить из неона
С 18 октября по 3 ноября 2020 года в Калуге проходит Всероссийский фестиваль актуального искусства MOST. Его основная идея заключается в том, что если зритель не заходит на территорию современного искусства, то искусство само найдет к нему дорогу. Актуальное искусство происходит здесь и сейчас и неразрывно связано с нашей повседневностью — ему не нужна специальная «стерильная» площадка для взаимодействия с аудиторией. Так, ключевым выставочным пространством в это раз стал заброшенный завод «Элмат», архитектуру экспозиции для которого сделала команда p.m. (personal message).
Первое и главное отличие завода «Элмат» от своих собратьев, прошедших реновацию, — сохраненное в первозданном виде рабочее пространство, которое с 1980 года снабжало электронной техникой Советский Союз. Среди других этапов развития завода были производство магнитов и светодиодов, вытяжек нового поколения и даже мебели.
8000 м2 заводских помещений стало для архитекторов настоящим вызовом. Столь масштабное перевоплощение нужно было провернуть в минимальные сроки: там, где еще совсем недавно располагалось мебельное производство, развернулось огромное арт-пространство актуального искусства, на уровне биеннале или другого крупного арт-события в стране: в мультидисциплинарную программу вошли более 50 проектов в направлениях перформанс, видео-арт, extended reality, паблик-арт, site-specific, иммерсивный и физический театр, современная драма, арт-баттл, contemporary dance, экспериментальная опера и многих других — со всей России, из стран СНГ и даже из Эквадора.
Участием последнего фестиваль обязан как раз тем самым архитекторам, которые преобразовали заводские цеха в арт-пространства: русско-эквадорскому междисциплинарному дизайн-сообществу p.m. (personal message) под руководством архитектора Пабло Джонаттана Пухно Бермео в партнерстве с директором VS unio art gallery Ланы Герасимовой. p.m. представили на MOST сразу два арт объекта — «Хватай-ка» и «Эквадор». И оба в какой-то мере навеяны самим пространством завода. Например, когда в одном из цехов Пабло Джонаттан Пухно Бермео обнаружил кран-балку, производившее в свое время разгрузку машин, он вспомнил об автоматах с игрушками, которые раньше стояли в каждом магазине. «Воспроизведение автомата из детства в пространстве завода олицетворяет детство через призму взрослости, — рассказывает архитектор. — Иллюзия контроля, возникшая во время игры у ребенка, с возрастом заменяется на наивное ощущение, что с каждым годом ты можешь контролировать больше. Но на самом деле меняется лишь масштаб иллюзии».
«Эквадор» же Пабло создал как продолжение своего эквадорского культурно-просветительского проекта Tres Leches (@_tres_leches): он лучше других в курсе того, насколько мало люди в России знают об Эквадоре. Традиционный интерес к этой далекой латиноамериканской стране ограничивается продуктами экспорта: цветами и бананами. Поэтому свою инсталляцию Пабло создал на грани мейнстрима и своих собственных ощущений от родины: здесь и всем известные розы, и личные переживания, и воспоминания об Эквадоре. А вдохновило на все это помещение с ржавыми трубами, оформленное в древесно-зеленых цветах: его облик неуловимо напомнил амазонские леса.
Заданную таким образом site-specific-стратегию архитекторы предложили поддержать и остальным участникам фестиваля, апеллируя помимо прочего к экологической повестке. Ведь подобные масштабные мероприятия неизбежно сопровождаются большим числом упаковочных материалов, изготовлением выставочных конструкций, не говоря уже о специально подготовленных произведений искусства. Вдохновленные идеей p.m., организаторы попросили приглашенных музыкантов, сценографов, театральных режиссеров и художников создать свое искусство или оформить пространство, исходя из найденных на заводе «Элмат» материалов.
Даже пыль сыграла в экспозиционном пространстве определенную роль. Так случилось, к примеру, в актуальной инсталляции «Ушли на карантин», использовавшей «замороженную» обстановку законсервированного в 2010 году производства: небольшой бардак на столе в кабинете директора, плакаты и календари на стенах, по углам смятая рабочая одежда и заводской мусор и сегодня создают впечатление обычной рабочей суеты, в которую вот-вот ворвутся люди.
Еще одной немаловажной целью выбранного подхода было сохранение духа места. «Первый раз попав на завод, мы осознали, как важно донести до будущего зрителя наши переживания от увиденного, — рассказывает Пабло. — Поэтому в основе всего лежала простая идея дать зрителю возможность прикоснуться к цехам и их производству». Архитекторы восстановили электричество и освещение во всех помещениях, станки превратили в экспонаты (кран-балку для «Хватай-ки» пришлось отдельно ремонтировать), из обнаруженных складских остатков стеклянных столешниц собрали таблички этикетажа, из старых шкафов — перегородки, из тумб и ящиков — барную стойку кофейни.
«Нашей основной задачей стало структурирование пространства, создание качественной и понятной навигации. Вдохновившись логотипом фестиваля и используя гибкий неон, мы создали своего рода неоновую нить, имитирующую застывший рисунок художника. Неоновая нить протяженностью 350 метров стала самым крупным арт-объектом на заводе: она направляла посетителей на каждую выставку, к каждому экспонату, во все используемые помещения. И не давала заблудиться», — рассказывает Пабло.
Эта же неоновая нить стала главной фотозоной и негласным символом фестиваля. зоной для фотографий и главным элементом фестиваля. Систему навигации дополнили функциональные схемы, аксонометрии и экспликации.
Таким образом, фестиваль не просто предоставил площадку для яркого проявления новых видов искусства, но и подарил необычную вторую жизнь важному для города заводскому пространству. Дал зрителю пищу эстетическую и философскую. Перекинул мост между ним и артом — и между прошлым, настоящим (актуальным) и будущим, в котором «Элмат» вполне может стать музеем современного искусства.