Здание года — библиотека LocHal в Тильбурге, Нидерланды. CIVIC architects + Braaksma & Roos architectenbureau + Inside Outside + Mecanoo © Stijn Bollaert

На пути к равенству: победители WAF 2019

В Амстердаме завершился 11-й Всемирный архитектурный фестиваль, на котором архитекторы в течение трех дней защищают свои проекты в разных номинациях и борются за звание лучшего. Результаты акцентируют актуальные тренды, влияние которых невозможно игнорировать даже в России — как известно, всегда идущей своим путем: кто-то говорит, что в разрез остальным, кто-то — что банально отстает — это как посмотреть; но хотелось бы уже двигаться как минимум в одном направлении с цивилизованным миром.

В 2016 году, когда зданием года стал музей в Щецине по проекту KWK Promes (кстати, члены жюри номера ПР91), набирал силу тезис о том, что главное в любом общественном здании — общественное пространство, даже если ради этого приходится фактически закопать само здание под землю. Победившая годом позже землянка, возрождающая старинные строительные технологии и призванная быстро восстановить китайскую деревушку после землетрясения, снова недвусмысленно намекала на смещение акцента на социальный аспект в архитектуре, когда реализация права на собственное жилье одинаково доступна и богатым, и бедным. Зданием года в 2018 году стал жилой комплекс, разработанный специально для сосуществования бок о бок поколений молодежи и так называемого «третьего возраста»: с разговоров о достатке перешли к отказу от сегрегации по возрастному признаку. 

Библиотека LocHal в Тильбурге, Нидерланды. CIVIC architects + Braaksma & Roos architectenbureau + Inside Outside + Mecanoo © Stijn Bollaert
Библиотека LocHal в Тильбурге, Нидерланды. CIVIC architects + Braaksma & Roos architectenbureau + Inside Outside + Mecanoo © Stijn Bollaert
А обильная зелень, хотя и вновь привнесенная, выглядит так, будто прорастала здесь годами сквозь бетон и кирпич.
А обильная зелень, хотя и вновь привнесенная, выглядит так, будто прорастала здесь годами сквозь бетон и кирпич.
Из мобильных дубовых модулей можно собрать подиум, амфитеатр или индивидуальное рабочее место.
Из мобильных дубовых модулей можно собрать подиум, амфитеатр или индивидуальное рабочее место.
По другим рельсам — сверху — ездят гигантские шторы, быстро переконфигурируя пространство.
По другим рельсам — сверху — ездят гигантские шторы, быстро переконфигурируя пространство.
Первая половина консорциума — CIVIC architects + Braaksma & Roos architectenbureau — отвечала за архитектуру и реконструкцию библиотеки, вторая — Inside Outside + Mecanoo — за интерьер. И если снаружи здание получило новый стеклянный фасад, то внутри сохранено максимум деталей, включая даже рельсы, по которым теперь перемещаются столы.
Первая половина консорциума — CIVIC architects + Braaksma & Roos architectenbureau — отвечала за архитектуру и реконструкцию библиотеки, вторая — Inside Outside + Mecanoo — за интерьер. И если снаружи здание получило новый стеклянный фасад, то внутри сохранено максимум деталей, включая даже рельсы, по которым теперь перемещаются столы.

Так что библиотека LocHal по проекту CIVIC architects + Braaksma & Roos architectenbureau + Inside Outside + Mecanoo в голландском Тильбурге стала вполне логичным продолжением этой цепочки: к социальному уравниванию всех и вся, многофункциональности, адаптивности и гибридности добавился пункт, что вместо того, чтобы строить такое здание с нуля (как библиотеку oodi в Хельсинки, которой многие прочили статус фестивального фаворита), оно создается внутри уже существующей, но ненужной структуры. В данном случае — вместо старого железнодорожного депо (интересно, что параллельно в номинации Display показывала свой проект музея железнодорожного транспорта в старом депо петербургская «Студия 44»). Как будто к национальному девизу Германии «Единство, право и свобода» — в 2016-2017 годах фестиваль проходил в Берлине — добавили девиз Нидерландов «Я сохраняю».

Интерьер года — Living Lab House в Тайпее. J.C. Architecture © Kuo Min-Lee
Интерьер года — Living Lab House в Тайпее. J.C. Architecture © Kuo Min-Lee

Ярким проектом социального редевелопмента оказался и выбранный в этом году «Интерьер года»: J.C. Architecture придумали, как переделывать бывшие казармы японских солдат, которых в Тайпее осталось множество, в жилые дома для малообеспеченных семей (для сравнения, в прошлые года выбирались бары, отели и выставочные пространства).

И наконец, ландшафт года — это масштабная реконструкция набережной реки Хуанпу в Шанхае по проекту Original Design Studio: городу вернули территорию протяженностью 45 км, которую раньше сплошняком покрывали заводы, так что выхода к воде не было в принципе. 

Ландшафт года — реконструкция набережной Хуанпу в Шанхае © Original Design Studio
Ландшафт года — реконструкция набережной Хуанпу в Шанхае © Original Design Studio
Ландшафт года — реконструкция набережной Хуанпу в Шанхае © Original Design Studio
Ландшафт года — реконструкция набережной Хуанпу в Шанхае © Original Design Studio

Большую часть заметных российских проектов, прошедших в шорт-лист и представленных на фестивале, тоже можно отнести к категории «ре»: это и нашумевший ЖК Бадаевский от бюро Herzog&de Meuron, который победил в номинации «Жилье» и получил специальное упоминание жюри в категории «Мастер-планирование» — за очевидно инновационный подход к работе с промышленными территориями и раскрытию в них новых качеств; и номинант в категории «Старое и новое» ЖК «Рассвет» (бюро DNK ag); и приспособление под жилье тепловой электростанции в Пскове по проекту «Студия 44»; и получивший специальное упоминание жюри в номинации «Образовательные проекты» Парк будущих поколений в Якутске бюро ATRIUM — проект о том, как на месте транзитного участка без особой функции в центре города впервые в мире возникает парк круглогодичного использования в условиях вечной мерзлоты и образовательное пространство нового типа.

К слову о единстве и равенстве. Несмотря на то, что фестиваль — это всегда большая лотерея, реальные шансы на победу на фоне работ международных коллег были, пожалуй, только у тех российских проектов, которые жюри в итоге и отметило. Сложно соревноваться с Хизервиком или теми же библиотеками — кстати, яркими примерами метаархитектуры, о которой мы последнее время так много говорим.

Проект года — Connected City, мастер-план района Oberbillwerder в Гамбурге © Adept+Karres&Brands+Transsolar+Büro Happold+Kraft
Проект года — Connected City, мастер-план района Oberbillwerder в Гамбурге © Adept+Karres&Brands+Transsolar+Büro Happold+Kraft

Но главное, очевидно, что сегодня «Ре» — это не только про редевелопмент, реконструкцию или даже ревитализацию. Это про глобальную перестройку нашего отношения к городскому устройству, городской ткани и самим горожанам. Даже «Проект года»-2019 — мастер-план нового района Oberbillwerder в Гамбурге консорциума Adept+Karres&Brands+Transsolar+Büro Happold+Kraft — казалось бы, касающийся строительства на еще не освоенных территориях — только укрепляет позиции подхода «РЕ»: авторы руководствуются совершенно другими принципами, которые хотя и у всех на слуху, но пока еще не так часто встречаются «живьем», тем более в масштабах сотен гектар. Ориентация на пешехода и велосипедиста, устойчивые предпосылки для устойчивого развития (и это абсолютно осознанная тавтология), климатическая коррекция, эффективное управление энергетическими и водными ресурсами — Connected City задумывался как модель города будущего и вполне вероятно таковым и станет.

Будущее городов России пока что видится, прямо скажем, совсем не таким устойчивым и прогрессивным. И всем нам предстоит еще пройти мощную РЕ-абилитацию, чтобы вернуть себе способность мыслить интересами общества, а не бизнеса или власти. Пока что наш максимум — выравнивание перекоса. Из представленных на WAF 18 проектов на территории России таких вот, «с небольшими отклонениями», все же было большинство. Считать ли это добрым знаком? Время покажет.

читать на тему: