Развлечения вместо покупок и бункеры вместо отелей. Архитекторы обсуждают, как пандемия изменит общественные интерьеры
На прошлой неделе главный редактор «Проект Россия» Юлия Шишалова встретилась в Zoom с пятью архитекторами, чтобы обсудить, какие перемены ждут общественные интерьеры, если эпидемия задержится надолго. Как бизнес может перестроить (и уже перестраивает) офисы, коворкинги, торговые центры, отели, рестораны и бары, чтобы выжить в реальности продолжительного форс мажора и при отсутствии адекватной господдержки? В условиях вынужденного перехода работы на удаленку, а услуг и торговли — в онлайн, изменятся ли общественные места физически или поменяются лишь стратегии их использования? Как все это отразится на работе архитекторов и дизайнеров?
Участники дискуссии:
- Юлия Тряскина, соучредитель бюро UNK project
- Валерий Лизунов, руководитель бюро Archpoint, совладелец баров PARKA, Prosecco, APR.L
- Сергей Труханов, руководитель бюро T+T Architects
- Настя Колчина, архитектор и дизайнер
- Владислав Спицын, со-основатель и партнер бюро Front Аrchitecture
Работа не волк — из офиса/коворкинга не убежит
Компании, понесшие существенные потери от лукавого режима нерабочих дней, будут вынуждены скорректировать свой подход к рабочему пространству, и это будет довольно тонкий баланс противоположных факторов.
Чтобы сэкономить на аренде, придется оптимизировать площадь офисов. По мнению Сергея Труханова, мы увидим спрос на офисы малого формата, поскольку компании с региональной сетью вместо одной гигантской штаб-квартиры будут открывать офисы, обслуживающие региональные подразделения. Настя Колчина в свою очередь считает, что повысится интерес к офисам меньшей площади, но более высокого класса. По ее словам, уже сейчас заметен рост спроса на офисы класса «А» и повышение требовательности клиентов к качеству дизайн-проектов.
Кроме того, бизнес будет пересматривать свои рабочие процессы так, чтобы часть сотрудников могли перейти на удаленную работу. «И все же говорить, что мы все станем работать удаленно — преждевременно. Я убежден, что выработанные годами системные привычки победят эту панику и мы вернемся, с поправкой на „ветер“, к тому, что было в начале года», — считает Сергей. Настя Колчина также подчеркивает важность рабочего места. «Многие жалуются, что мотивация на удаленке сильно падает, хотя есть и люди, у которых эффективность наоборот растет. Офисы были нужны, чтобы сплачивать команду и выстраивать внутренний бренд для сотрудников, общие ценности, общий диалог. Особенно это важно для компаний, которые делают сервис. Потребность в этом никуда не делась, они сейчас очень страдают на удаленке и с радостью вернутся в офисы», — считает Настя.
Что будет с организацией рабочего пространства? Широко распространенные опенспейсы не умрут, поскольку, по выражению Сергея Труханова, невозможно по щелчку пальцев перестроить бизнес-процессы, которые диктуют планировку офисов. С другой стороны, сохранение угрозы заражения ковидом заставит искать решения для соблюдения режима социального дистанцирования. Более разреженная посадка, пересчет нормы площади на человека, возвращение перегородок и кубов, создающих ощущение защищенного уголка — перечисляет Юлия Тряскина возможные варианты, которые будут работать и для офисов, и для коворкингов. Но и тут не все бесспорно с точки зрения экономики. «Любой пересмотр площадей упирается в стоимость метра. Готовы ли сейчас арендаторы платить больше за меньшую эффективность — это вопрос. Пересматривать арендные ставки вряд ли будут. Чтобы получить эффективную площадь, арендатор вынужден будет заплатить в два раза больше», — отмечает Труханов.
Юлия Тряскина считает, что коворкинги будут осваивать спальные районы, чтобы стать ближе к жилью пользователей. В целом они могут измениться в том, что касается дизайна, но точно не исчезнут. Труханов согласен: «Коворкинги никуда не денутся — они наоборот, возможно, даже усилят свое присутствие, ведь что такое коворкинг? Коворкинг — это сервис. В условиях, когда тряхнуло экономику, большую штаб-квартиру могут содержать только богатые компании. Мелким компаниям куда-то надо деваться. Без живого общения бизнес-процессы не выстроить. Суррогатное общение через Zoom не заменит процесс коллаборации в рабочей команде. При этом только коворкинги смогут быстро среагировать на ужесточение протоколов клининга». Труханов приводит данные Jones Lang LaSalle, согласно которым к 2030 году доля коворкингов в общей площади рабочих пространств вырастет до 30% с нынешних 5% (в этот прогноз зашит эффект от пандемии). Стоит, правда, оговориться, что долгосрочные прогнозы — вещь весьма ненадежная, и коронавирус лишний раз подтверждает очевидность этой истины.
Крупный ритейл «обобществится»
Юлия Тряскина сообщила, что в связи с объявлением карантина приостановились два проекта крупных торговых центров, которые вело бюро UNK project. Заказчики, видя массовый уход ритейла в интернет-торговлю и ожидая многочисленные банкротства небольших магазинов, стали задумываться о сокращении торговых площадей и переориентацию на другие — общественные — функции. «Перестройка торговых площадей и раньше шла в сторону развлекательной индустрии, больше появлялось фудкортов, детских центров, даже библиотек. Сейчас с переходом в онлайн и паникой, вызванной этим трендом, огромные торговые площади уже начали пересматриваться и перестраиваться. В связи с пандемией тенденция только усилилась», — говорит она. В скором времени поход в ТЦ не будет ассоциироваться с посещением магазина. Проекты в новой парадигме ожидаются уже к следующему году.
Сергей Труханов согласен, что для торговых центров единственный жизнеспособный вариант — создание суррогатных общественных пространств в попытке адаптироваться к изменившейся структуре торговли. «Не знаю, насколько удастся сделать из этого качественный продукт в уже построенных ТЦ, возможно, новые сумеют как-то более гибко к этому подойти. Существующим торговым центрам будет очень тяжело, потому что у этих новых функций, которые предполагается туда внедрить в виде дополнительных развлечений, образования, ставка аренды гораздо ниже. И эти функции не дадут ТЦ делать нормальную экономику. В этом есть скрытый риск», — говорит Сергей. С одной стороны, он не видит смысла в гигантских сооружениях вроде «Авиапарка» с уклоном на детские развлечения. С другой, он приводит в пример Хельсинскую библиотеку, которая востребована жителями и по площади сопоставима как раз с условным окружным торговым центром.
При этом Настя Колчина считает, что если карантин затянется и потребительские привычки изменятся, то ритейл, который всегда был витриной дизайна, самым экспериментальным, ярким, инновационным направлением, скорее всего, перестанет быть таковым.
Общепит раздробится и ускорится
Валерий Лизунов, одновременно и архитектор, и владелец нескольких баров, говорит, что все рестораны сегодня находятся в тупике. В то же время, в более выигрышном положении оказались предприятия, заточенные под сетевой формат и доставку. Они же будут наиболее востребованы в будущем, наряду с точками быстрого обслуживания и едой/напитками на вынос. Он приводит в пример американские рестораны, которые уже фактически переформатировались в магазины ресторанной еды. Небольшие нишевые рестораны европейского формата будут испытывать сложности, полагает Валерий. Одновременно с этим импульс к развитию получат премиальные, «закрытые» рестораны для состоятельных клиентов, которые будут готовы платить за ограниченный доступ и сервис высокого класса.
По мнению Лизунова, будут происходить дробление и локализация: «Сейчас крупные предприятия общественного питания будут в жесткой стагнации и им будет тяжело выходить из кризиса и, скорее всего, основная часть их разорится и закроется. Именно формирование мелких заведений будет иметь большое значение после карантина». Дизайн интерьеров станет более доступным и востребованным среди предпринимателей, которые раньше боялись обращаться в дизайн-бюро и заказывать проекты. Это будет объясняться падением стоимости услуг дизайнеров, и приведет к тому, что последние будут браться за небольшие и недорогие заказы. Сам дизайн при этом будет более стандартизирован, унифицированным и более доступным и демократичным.
Первыми начнут открываться маленькие заведения, которые будут давать посетителю чувство защищенности. Рестораторы какое-то время будут опасаться начинать большие проекты. При всех надеждах на скорое окончание эпидемии и возобновление работы бизнесов, наиболее реалистичным кажется сохранение социального дистанцирования надолго — одно из возможных решений уже появилось, например, в Амстердаме, где Центр искусств Mediamatic разместил на террасе теплицы, с помощью которых изолируются гости за одним столиком.
Лизунов отмечает, что препятствием для тех, кто хотел бы открыть небольшое районное кафе или бар, станет объявленный в майские праздники запрет на получение алкогольной лицензии для заведений площадью менее 50 м2 в жилых домах. «А все остальные сервисы будут активно развиваться локально, и это может привести к определенному прорыву в развитии районов. Это будет плюсом, так как спальные районы остаются довольно необжитыми, магазинов и сервисов там мало», — полагает он.
Сергей Труханов считает, что появление небольших заведений и сервисов в районах, удаленных от центра, — это не какой-то новый «пандемический» тренд, а в целом естественный процесс. «Мы давно идем к диверсификации. Это нормальность, присущая нормальному европейскому городу, плотного и компактного. Тренд на децентрализацию и создание локальных аттракторов только будет усиливаться. Это будет создавать возможность размазывания концентрации людей в центре», — считает Сергей.
Вместо отелей и airbnb — бункеры и избушки?
Владислав Спицын, в дискуссии выступивший как главный эксперт по отелям, рассказал, что в последние годы устройство гостиниц тяготело к шеринговой модели, когда общественная зона лобби увеличивалась и служила главным местом социализации и работы для постояльцев в отличие от съежившихся номеров. «Сейчас же [в связи с пандемией] будет пересмотр этой концепции, постараются увеличить площадь номеров, чтобы осталось место для индивидуального времяпрепровождения», — говорит Владислав. Этот разворот соответствует глобальным трендам, зафиксированным в отчете Wunderman Thompson Intelligence о главных потребительских трендах 2020 года: вместо шеринга и общения — уход в себя, изоляционизм и коммуникации с помощью приложений.
Нас также ждет вполне логичная переориентация на внутренний туризм, правда, с появлением необычных туристических объектов. «Мои близкие знакомые, например, организуют ряд отелей: один — это отдельно стоящий домик где-то на севере, в Мурманской области, а другой — на Байкале», — говорит Спицын. По его словам, такие предложения будут доступны в сервисах бронирования отелей. В условиях, когда традиционные гостиницы закрыты и невозможно выехать за границу, такой уединенный отдых на природе в «продвинутой палатке» кому-то может показаться вполне желанной альтернативой. Еще одна опция, которую называет Спицын — это отель, защищенный не только от эпидемий, но и от природных катаклизмов, вроде ураганов. «Будет востребовано что-то вроде бункера в джунглях», — говорит он. Ну и кроме того, люди будут больше думать о безопасности, и именно поэтому в путешествиях станут отдавать предпочтение не аренде жилья через airbnb, а отелям, которые способны предоставить предсказуемый уровень защиты и сервиса.
Кризис — это всегда шанс
Что ждет архитектуру как отрасль, какие бюро и архитекторы устоят перед лицом экономического кризиса? Очевидный ответ: в кризис особенно нужны специалисты. По мнению Юлии Тряскиной, вопрос компетенции архитектора выступает на передний план. Выживут компании, которые давно на рынке, накопили большой опыт, прошли не один кризис и понимают, как адаптироваться. «Кризис — всегда шанс, это шанс перестроить и внутри работу бюро, и пересмотреть свою работу, смыть лишнее», — говорит она.
Настя Колчина уверена, что будет большой запрос на качество, креативность и возможность приспосабливаться к этому новому миру. Заказы будут, просто за них вырастет конкуренция. Валерий Лизунов согласен, что работы у архитекторов и дизайнеров прибавится, просто стоимость проектирования будет несколько занижена. «Все понимают, что кризис, денег нет, и все захотят получить дополнительную скидку, уменьшение стоимости и снижение своих рисков. Заказов будет много, тем более, если карантин продлится, многие захотят улучшить свои жилищные условия. Работа у архитекторов и дизайнеров будет», — говорит архитектор. Это мнение в чем-то поддерживает Владислав Спицын, который отметил нетривиальную ситуацию: в этот кризис многие его состоятельные знакомые, которые обычно обретаются за границей, вернулись в Россию и, вероятно, будут инвестировать в отечественную недвижимость. И услуги архитектора в таком случае будут как нельзя кстати.