Не храм, но фабрика: новые подробности о культурном пространстве ГЭС-2 в Москве
29 октября 2019 года в Москве на международной пресс-конференции «Открывая ГЭС-2» фонд V–A–С анонсировал новые детали о создаваемом им культурном пространстве ГЭС-2. Фактически новый район в центре Москвы общей площадью 40 тыс. м2 (площадь участка — 2 га), спроектированный великим Ренцо Пьяно, откроется в сентябре 2020 года. Он задействует здание бывшей электростанции, склады Смирновской водки и даже Патриарший мост. В новом центре будут «Своды», «Дно», «Второе дно», крыша, производящая энергию, и пространство, производящее культуру.
ГЭС-2 — это выведенная из эксплуатации электростанция, которая была построена в 1907 году на Болотной набережной на острове Балчуг в центре Москвы. В 2014 году фонд V–A–C приобрел электростанцию вместе с прилегающей территорией и доверил архитектурному бюро Renzo Piano Building Workshop разработать проект нового городского культурного пространства. «Я посмотрел на здание электростанции и понял, что здесь просто необходима площадь, пьяцца, общественное пространство, поэтому я сказал: нужно выкупить и здания вокруг тоже. Зачем? — спросили меня. — Конечно, чтобы снести, ответил я», — рассказывает Ренцо Пьяно. Самое ценное, впрочем, сохраняется: основное здание электростанции 1907 года постройки и соседние склады водочной фабрики Ивана Смирнова, преобразованные в центр художественного мастерства «Своды».
В здании, построенном по заказу водочной фабрики Ивана Смирнова, разместится центр художественного производства «Своды» общей площадью 2000 м2. Это не просто новое помещение для творческой работы в Москве — это мастерские с высокотехнологичным оборудованием, предоставляющие самые разнообразные средства для художественного производства. «Своды» станут местом, где творческие профессионалы смогут экспериментировать и активно взаимодействовать друг с другом. Центр будет включать в себя столярную, слесарная и текстильную мастерские, лабораторию 3D-печати, звукозаписывающую и видеостудию, керамическую мастерскую и студию шелкографии, комнату для прослушивания, фотолабораторию и библиотеку материалов.
За зданием ГЭС-2 расположены двор, где летом будут проводиться кинопоказы и концерты, и березовая роща, через которую по тропинке можно попасть на смотровую площадку, построенную параллельно Патриаршему мосту.
Под двором и рощей — так называемое Дно: двухуровневая парковка, рассчитанная на более чем 200 машиномест. Верхний уровень парковки также предназначен для проведения музыкальных мероприятий. А под Дном расположено Второе дно — открытое хранилище ГЭС-2 площадью 2000 м2, в котором разместится коллекция фонда. Желающие смогут посетить хранилище по предварительной записи.
«50 лет назад вместе с Ричардом Роджерсом мы построили Бобур в Париже. Это тоже был культурный центр — но он не имеет ничего общего с ГЭС-2. За полвека много изменилось, и ГЭС-2 — уже не храм, а фабрика. Потому что оно не музеефицирует, а производит культуру, — комментирует Ренцо Пьяно. — Мне всегда нравилось создавать пространства, где люди могли бы встречаться и обмениваться эмоциями. Еще больше мне нравится, когда такое пространство появляется на месте бывшей электростанции. А если все это происходит в центре Москвы, на берегу реки, моей радости и энтузиазму нет предела. В проекте ГЭС-2 есть все, о чем может мечтать архитектор: место с богатой историей, бывшее индустриальное здание, производившее энергию и свет, и возможность создать новый дом для красоты. Красоты, воплощенной в искусстве, науке и дружном единении. И даже если красота не спасет весь мир, как верил князь Мышкин, она способна спасти очень много людей».
О фонде V-A-C
Фонд V–A–C был учрежден в Москве в 2009 году Леонидом Михельсоном и Терезой Иароччи Мавикой. Помимо насыщенной выставочной, перформативной и социокультурной программ, фонд создавал совместные проекты с партнерами по всему миру. Основным направлением деятельности фонда V–A–C является культурное производство.