17 июля 2024: открытие нового маршрута «Малевич в лесу» в Парке Малевича
17 июля в подмосковном Парке Малевича открылся новый экспозиционный маршрут, представляющий произведения современных российских авторов. В экспозицию вошли девять новых объектов, созданных Аллой Урбан, Александром Константиновым и творческим дуэтом «МишМаш».
Никита Гончаров
©АНО «МосОблПарк»
В 2024 году парк открывается не только с нового входа, теперь прогулку можно начать с входной зоны со стороны поселка Ромашково, но и с новой стороны. Новая экспозиция уделяет внимание взаимоотношению природных ландшафтов, традиций садово-паркового искусства и современного паблик-арта. Маршрут «Малевич в лесу» продолжает осваивать территории парка с помощью современного искусства. Кураторы рассказывают о традиции художественного осмысления природных ландшафтов, пришедшей в Россию вместе с эпохой романтизма в конце XVIII — начале XIX века. Таким образом современный паблик-арт в Парке Малевича становится наследником философии садово-паркового искусства.
«Новая территория парка сильно отличается от основной части — и рельефом, и растительностью. Тут гораздо светлее, лес хорошо просматривается, ландшафт прорезает живописный овраг, а плавные изгибы тропинок постоянно открывают новые виды и перспективы. Именно особенности леса в этой части парка и навели нас на мысль обратится к традициям романтического пейзажного парка, где редкие объекты и павильоны помогают человеку по-настоящему увидеть природу, впустить ее внутрь своего ощущения момента. Арт-объекты, созданные специально для Парка Малевича, заняли место традиционных парковых беседок, скульптур, руин, не повторяя их, но наглядно показывая, что современное искусство может быть удивительно деликатным и лиричным, а природа остается постоянным собеседником художников и в XXI веке», Ксения Новохатько, сокуратор проекта.
«Субтитры» группы «МишМаш»
Отличительная особенность некоторых объектов в парке — повышенная скрытность. Их сложно разглядеть издалека, порой нужно подойти вблизь, взглянуть сквозь ветви. Блуждая по тенистой, виляющей дорожке мы первым делом наткнулись на «Субтитры» — брошенные, случайно рассыпанные на фоне пейзажа буквы. Фразы в квадратных скобках обозначаются фоновые звуки. Это странные парадоксальные надписи, комментирующие природный ландшафт парка. Неожиданное появление слов в природной среде явно отсылает к традиции парков эпохи романтизма, в которых так часто появлялись поэтические надписи.
«Центральный лесной Оракул» дуэта «МишМаш»
Еще один объект от талантливого дуэта Миши и Маши это «общественно полезный прибор индивидуального пользования», помогающий находить ответы на сокровенные вопросы. Отсылая к романтике космоса и стилистике 1960-х годов, дружелюбнй «Оракул» одновременно вызывает ассоциации и с яркими «шутихами», которыми славились барочные парки.
«Хоровод» Аллы Урбан
Вот мы и кружимся в хороводе Малевича. Алле Урбан удалось обнять деревья, которые вошли внутрь обрядового танца. Восемь конусов, которые художница ассоциирует и с конусообразными юбками крестьянок с картины Казимира Малевича «Девушки в поле» из Русского музея, и с рупорами с советских постеров авангардистов, вещающих нам с небес.
Вот как сама художница говорит о своей работе: «Наше зрение все собирает в конусы: небо, лес, поля, снежинки, летящие на лобовое стекло, капли дождя. Если смотреть в небо, то и окружающие деревья собираются в конусы. Такова природа зрения. Может быть, это происходит потому, что все вокруг имеет свой голос, а зрение подсказывает, что надо прислушаться к этому голосу. Конус — рупор, несущий нам сообщение».
Акведук Александра Константинова
Акведук гравюрщика Алекснадра Константинова — художника, чьи «Цветные деревья» уже хорошо знакомы посетителям парка, — объемная гравюра, пронизанная воздухом и светом. Акведук — портал в другое измерение, воспоминание об античных водоводах. Руины говорят: природа побеждает все, вытесняя личное из рук человеческих.
А еще, для посетителей парка был снова создан бесплатный аудиогид «Малевич в лесу», который можно найти на платформе izi.TRAVEL. Маршрут прогулки озвучивает куратор экспозиции Ирина Горлова, объединяя и комментируя объекты, осмысляя наследие пейзажных парков и фантазий романтизма.