Победителем конкурса на разработку концепции реконструкции театра драмы им. Достоевского в Великом Новгороде стало бюро RHIZOME
Сегодня в Москве подвели итоги конкурса на разработку архитектурно-планировочной концепции реконструкции здания театра им. Ф.М. Достоевского Великого Новгорода. Здание, которое сравнивают с Оперным театром в Сиднее и библиотекой Гейзеля в Сан-Диего, было спроектировано архитектором Владимиром Сомовым в 1970-80-х годах. Победителем конкурса стало бюро RHIZOME из Санкт-Петербурга.
Конкурс запустили 12 августа. Перед его участниками стояло несколько задач: было необходимо сохранить уникальную архитектуру театра, дополнить ее современными архитектурно-планировочными решениями, а также наполнить новый театр разнообразными культурными и досуговыми функциями. Реновация позволит раскрыть потенциал театра, повысит интерес к нему представителей сферы культуры, зрителей, горожан и гостей города.
Губернатор Новгородской области Андрей Никитин отметил, что конкурс – это первый шаг к перезапуску театра. «Так сложилось, что сейчас рядом с театром делается новая набережная, формируются новые городские маршруты. Но ядром всего этого является театральное здание. Сейчас наша задача – перезапустить театр. Я хотел бы поблагодарить компанию «Акрон», которая нас поддержала, ДОМ.РФ, который нас поддержал, коллег из КБ Стрелка, которые организовали этот уникальный конкурс. Следующим этапом будет проектирование, затем начнется реновация театра», – подчеркнул Андрей Никитин.
Специально для проекта театра был разработан уникальный формат конкурса, совмещающий функцию выбора наилучшей концепции с развитием компетенций российских архитекторов. К участию были приглашены молодые российские архитектурные бюро с опытом проектирования культурных объектов и высоким потенциалом для развития. В финал вышли архитектурные бюро ARCHIPROBA STUDIOS, FORM из Москвы и RHIZOME из Санкт-Петербурга. Каждый из финалистов в течение двух месяцев разрабатывал свою оригинальную концепцию реконструкции театра под руководством куратора конкурса – Роджера Уоттса, директора британского архитектурного бюро Haworth Tompkins. В его портфолио входит более десятка реализованных проектов зрелищных сооружений, в том числе, проект реконструкции Королевского национального театра в Лондоне. По итогам конкурса Роджер Уоттс отметил оригинальный визуальный стиль концепций каждого бюро.
В состав жюри конкурса вошли российские и международные эксперты в сфере архитектуры и истории театра, представители правительства Новгородской области. Среди них — Анна Броновицкая, историк архитектуры, специалист по архитектуре советского модернизма, Сергей Гнедовский, вице-президент Союза архитекторов России, член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук, заслуженный архитектор Российской Федерации, специалист по архитектуре театральных объектов, Елена Кирилова, заместитель Председателя Правительства Новгородской области, Дмитрий Родионов, доцент кафедры менеджмента сценических искусств Российского института театрального искусства ГИТИС, главный редактор журнала «Сцена», генеральный директор Государственного центрального театрального музея имени А. А. Бахрушина, Саймон Хенли, британский архитектурный журналист и колумнист издания Archdaily, практикующий архитектор и директор архитектурной компании Henley Halebrown.
Архитекторы из RHIZOME опирались на идею превращения театра в «город культуры». Они предложили сформировать систему связей между новыми и существующими функциональными блоками, объединив театр в единый непрерывный ландшафт. Такая проницаемость будет погружать посетителей в жизнь театра. Применяемые текстуры и фактуры металлизированных поверхностей с разной степенью отражения, объекты насыщенных цветов дополнят и последовательно разовьют авторские решения. Сквозной темой стала работа с насыщенно-красными оттенками, безошибочно маркирующими пространства как «театральные». Сохраняя преемственность логики работы с формой, авторы проекта формируют новый слой объектов, не пытающихся мимикрировать под существующие решения. Ключевая идея RHIZOME — построение коммуникации между городом и театром, привлечение новых пользователей, создание точки притяжения и роста в пространстве города.