Шоурум архитектуры: о роли офисов продаж недвижимости

4 июня 2021 в рамках АРХ Москвы наш журнал инициировал разговор с с архитекторами и девелоперами об архитектуре офисов продаж недвижимости. Для чего они нужны — какую смысловую, визуальную и коммерческую роль исполняют? Какой должна быть архитектура шоурумов и их наполнение? Что они призваны демонстрировать или даже тестировать?

Посмотреть запись дискусии

Традиция создавать павильоны офисов продаж жилья сравнительно недавняя. Еще лет 10-15 назад никто не озадачивался созданием для этого отдельного здания с концептуальной архитектурой: первое время продажи велись из центральных офисов, а то и «с колес» из фирменных фургонов девелопера; чуть позже появились офисы-контейнеры.  

Сегодня такое отношение к клиентам кажется немыслимым. Чтобы убедить потенциального покупателя в том, что он делает правильное вложение, рядом с будущим ЖК — как правило, совсем близко к стройке, — возводят элегантные павильоны, которые, с одной стороны, предваряют образ будущего ЖК, часто перекликаясь с его архитектурой, а с другой — становятся настоящими шоурумами, где с помощью макетов, VR-демонстраций и полностью построенных и обставленных квартир покупателю позволяют «примерить» на себя новое место и образ жизни.

Офис продаж «Павелецкая Сити» в Москве, IND architects
Офис продаж «Павелецкая Сити» в Москве, IND architects
Офис продаж ЖК RiverSky в Москве, Studio TA
Офис продаж ЖК RiverSky в Москве, Studio TA

Демонстрация планировок и технологий

Денис Хазов, руководитель управления архитектуры и дизайна ПАО Инград — девелоперской компании, одной из первых начавших создавать для своих ЖК качественные офисы продаж, — рассказал, что второй этаж офиса «RiverSky» от Studio TA представляет собой один из самых распространенных лотов: трехкомнатную квартиру 109 м2 с полной отделкой, которая стала основным козырем для роста продаж. «Клиентам настолько нравится обстановка в шоуруме квартиры, что они не только хотят купить недвижимость, но и похожую обстановку. Нам, как создателям, очень приятно, что удается убедить их в качестве продукта».

Еще одна атмосферная особенность офиса продаж «RiverSky» — эксплуатируемая кровля и зеленые террасы, оформленные компанией «Илья Мочалов и партнеры»: «Зачастую клиенты ставят под сомнение рациональность террас в Москве, считая, что озеленять их безумно дорого, и при этом ничего не растет. Мы попросили ландшафтную студию сделать, во-первых, недорогой проект, во-вторых — доказать, что все прекрасно растет и зимует. Сад пережил несколько сезонов и отлично выглядит», — говорит Денис Хазов.

Николай Фанеев, ведущий архитектор IND architects, рассказал, что компания больше 10 лет проектирует офисы продаж и выработала свой подход к их созданию: «Главная задача офиса продаж — продать. Поэтому мы выделяем утилитарную и выставочную функции. Утилитарная функция: разместить менеджеров, место встречи с клиентом, складирование материалов маркетингового характера. Вторая функция выставочная — презентация продукта. И офис продаж должен продемонстрировать те качества, которые будут у жилого комплекса, будь то благоустройство или особое качество архитектуры. Поэтому весь офис продаж становится своего рода выставкой, где все от фасада до макета рассказывает о продукте». 

Вадим Иванов, директор по продукту MR Group: «Мы делаем офисы продаж на всех проектах и делаем их дорого: нужно показать высокий стиль, высокий дизайн наших будущих проектов». Важная деталь офисов — их прозрачность. «Мы стараемся делать архитектуру максимально открытой, чтобы у клиента складывалось впечатление, что здесь все прозрачно, ничего не скрыто». MR Group практикует создание двух последовательных офисов продаж: сперва временный, на пару месяцев, потом создается капитальный шоурум. «Внешне это визуальный праздник, но при этом есть функциональная карта, соответствующая "воронке продаж" от первого показа буклета до заключения сделки. Следуя ее логике, выстраивается планировка шоурума. Появление подобных офисов поднимает темпы продаж до 30%», — уточняет Вадим. 

Офис продаж ЖК Sreda, UNK-Project. На полу — покрытие LAMINAM
Офис продаж ЖК Sreda, UNK-Project. На полу — покрытие LAMINAM
Офис продаж «Ingrad Преображение» в Москве, использование LAMINAM в отделке
Офис продаж «Ingrad Преображение» в Москве, использование LAMINAM в отделке

Демонстрация локации и среды

Как правило, офисы продаж призваны показать будущему покупателю то, каким станет строящийся ЖК. Пусть не буквально, но сформировать у него этот образ через гамму, качество отделки, пропорции. Поэтому так важен выбор материалов: он отвечает за имидж проекта. Михаил Тарасенко, менеджер по работе с архитекторами и дизайнерами компании LAMINAM Rus, рассказал о многолетнем опыте использования продукции компании в офисах продаж на таких ярких примерах, как офис ЖК Sreda с деревьями внутри павильона и керамическими повехностями LAMINAM с фактурой натурального камня, офис продаж «Павелецкая Сити» или офис продаж ЖК «Преображение». Крупноформатные поверхности  LAMINAM позволяют не только качественно, но и очень быстро делать отделку, что в случае с офисами продаж, которые стараются возводить в максимально сжатые сроки, всегда очень на руку и архитекторам, и девелоперам. 

«Мы построили более 30 офисов продаж», — рассказывает Тигран Бадалян, руководитель бюро Studio TA. «И всегда стараемся создать эффект завлечения, здание должно выглядеть как какая-то шкатулка, в которую хочется заглянуть. Внутри офисов продаж три зоны: зона ожидания, зона продаж/переговорная, зона демонстрации. Переговорные сейчас уходят в сторону более расслабленной атмосферы с диванами, мягким светом. Клиент не должен находится в строгой деловой атмосфере, всячески подчеркивающей, что он сейчас осуществляет очень крупную сделку. Надо дать ему почувствовать себя более свободно».  

«Шоурумы могут быть разными: иногда это прямо макет квартиры, когда надо показать, что в таком пространстве удобно жить. Особенно это важно для небольших студий. Есть шоурумы- переговорные, в которых можно почувствовать общую атмосферу места, а есть — шоурумы- мокапы, с обстановкой на манер ИКЕА».  

Рассказал Тигран и о некоторых неочевидных, но важных моментах: «Во всех офисах продаж обязательно нужно делать зону для детей. Сначала делали детские зоны на улице — казалось бы, прекрасный способ показать возможности будущего благоустройства; но выяснилось, что это плохо сказывается на продажах: клиент все время разрывается между улицей и покупкой и потом в итоге уходит».

Шоурум архитектуры

Янина Куденко, руководитель группы проектов ГК ФСК, рассказала об офисе продаж ЖК Sidney City. Поскольку площадь комплекса очень большая, 9 га, стройка рассчитана на 10 лет в несколько очередей, поэтому офис продаж нужен был большой и надолго: «Мы считаем, что офис продаж должен быть в единой стилистике со строящимся комплексом. У большинства людей не очень развито визуальное мышление: нам нужно показать атмосферу их будущего дома и этим запомниться, а не стать одним из многих в череде новых ЖК». 

Про работу с офисами продаж на примере ЖК «Небо» рассказала Мария Николаева, руководитель и основатель бюро MAD architects. Легкий, светлый, немногословный по архитектуре офис создавался как предтеча лаконичного минималистичного комплекса. Основой интерьера небольшого шоурума стал своего рода амфитеатром — многофункциональным пространством, которое можно использовать для показа видео о ЖК, клиентских мероприятий или как зону для свободной работы менеджеров. 

Анастасия Малкова, управляющий партнер STONE HEDGE
Анастасия Малкова, управляющий партнер STONE HEDGE
Офис продаж Cameo Moscow Villas, бюро Wall
Офис продаж Cameo Moscow Villas, бюро Wall

Анастасия Малкова, управляющий партнер STONE HEDGE и Рубен Аракелян, сооснователь бюро WALL, рассказали об особенностях архитектуры и целях офиса продаж комплекса вилл Cameo. «Нам важно было показать необычную локацию, атмосферу места — тихий переулок недалеко от Садового. Второе — показать непривычный для Москвы и для клиентов в элитном сегменте формат вилл с фронт-ярдом. Поэтому офис был создан как прототип первого этажа будущей виллы», — рассказала Анастасия Малкова. Перед офисом как прототип уже высажен маленький садик, офис облицован тем же камнем, который будет украшать готовые виллы, парковка организована как парковка будущих вилл, кроме того, организован мокап окон с автоматическим открыванием. Таким образом, через взаимодействие с офисом продаж создается полное погружение в продукт. В случае, когда офис проектирует то же архитектурное бюро, что и сам ЖК, офис продаж становится полноценным шоурумом архитектуры.

По этому же пути пошло бюро Atrium, создавая офис продаж для ЖК «Рихард». Одна из самых заметных деталей комплекса — «золотая арка» со сложной ломанной поверхностью, отражающей солнечные блики. Такая же поверхностью появилась и на шоуруме, привлекая к нему внимание издалека, — его как будто аккуратно «вырезали» из будущего комплекса. При этом в «золотой» объем офиса продаж врезается одноэтажный кирпичный блок жилой части — шоурум с квартирами, повторяющими планировки ЖК. Здесь для архитекторов создание шоурума, кроме прочего, стало «тренировкой на местности» в части использования отделочных материалов: после отделки офиса клинкером было решено выбрать отделку для корпусов самого ЖК на тон светлее. 

Офис продаж для ЖК «Рихард», ATRIUM
Офис продаж для ЖК «Рихард», ATRIUM
Офис продаж ЖК «Небо», MAD architects
Офис продаж ЖК «Небо», MAD architects

«То, что офис продаж живет в среднем 5 лет, очень помогает архитекторам раскрыться. Можно сделать из архитектуры некое шоу. И часто получается  гораздо более яркие запоминающиеся образы, чем у зданий, срок службы которых измеряется десятилетиями», — подытожил встречу Николай Фанеев. 

Сессия оказалась интересным началом долгого разговора о феномене шоурумов архитектуры, который получил развитие в России гораздо заметнее, чем во всем мире. Мы продолжим следить за тем, как развивается эта тема, а подробнее о других проектах можно почитать по тэгу

читать на тему: