1-е место. Станция «Кленовый бульвар». Наземный павильон © ZHA Architects

Свет в начале тоннеля: будущее московского метро

По результатам последнего международного конкурса на архитектурный облик станций московского метрополитена, «Кленовый бульвар» будет строиться по проекту консорциума во главе с британским бюро Zaha Hadid Architects, а «Проспект Маршала Жукова» — под руководством бюро Асадовых. Также была отмечена работа команды российского бюро Nowadays и лондонского Architects of Invention. Причем во всех трех концепциях главную роль играет свет: он создает атмосферу, направляет пользователей и воссоздает образы будущего.

Просто космос

Действительно: входные павильоны и платформенные залы двух станций Большой Кольцевой Линии по версии ZHA и Nowadays+Architects of Invention (последние, как и Асадовы, проектировали «Проспект Маршала Жукова») выглядят натурально как космические корабли. Правда, у первых это скорее обтекаемость и лаконичность «Прибытия» Дени Вильнева — только с большим количеством искусственного и естественного освещения, где свет — это прежде всего средство навигации и путь к эргономичности. А у Nowadays+Architects of Invention это такой «ламповый» «Стартрек», и даже цветовая гамма похожая: красный, синий и серебристый. По замыслу архитекторов, подобная эстетика — это посвящение механистической и ретрофутуристической природе метрополитена.

Станция «Кленовый бульвар». 1-е место. Станционный зал © ZHA Architects
Станция «Кленовый бульвар». 1-е место. Станционный зал © ZHA Architects
Спуск в метро © ZHA Architects
Спуск в метро © ZHA Architects
Зал с кассами © ZHA Architects
Зал с кассами © ZHA Architects
Схема платформы © ZHA Architects
Схема платформы © ZHA Architects
Станционный зал © ZHA Architects
Станционный зал © ZHA Architects
Станционный зал. Схема освещения потолка © ZHA Architects
Станционный зал. Схема освещения потолка © ZHA Architects

В консорциум Zaha Hadid Architects также вошли структуры «A-проект. К» (проектное бюро в составе концерна «КРОСТ»), английское отделение световой компании ARUP Lighting и итальянские эксперты по транспортному инжинирингу из Systematica s.l.r. Соответственно, все эти перетекающие друг в друга конструкции стен, потолка, колонн и скамей предполагается отлить из фибробетона (его производит дочернее предприятие «КРОСТ»); «умное» же освещение будет уметь реагировать на приближение поезда, меняя свою температуру.

Как навигация в этом проекте работают не только светильники, но и колонны вдоль путей, облицованные известняком: их радиус кривизны тем больше, чем дальше от центра платформы находится колонна. Таким образом, колонны служат своеобразными пластическими «стрелками», визуальные послания которых «дублируются» светодиодами на потолке. По словам авторов, «это пример станции метро нового поколения, созданной с использованием методов проектирования, позволяющих воздействовать на чувства пассажиров».

Общее освещение создается отраженным светом, источники которого спрятаны за боковыми продольными карнизами и основаниями звезд – капителями колонн. Особую торжественность интерьеру придает рубиновый свет стеклянных участков © Бюро ASADOV_
Общее освещение создается отраженным светом, источники которого спрятаны за боковыми продольными карнизами и основаниями звезд – капителями колонн. Особую торжественность интерьеру придает рубиновый свет стеклянных участков © Бюро ASADOV_
Тонкие лучи золотого света создают геометрический световой орнамент на потолке © Бюро ASADOV_
Тонкие лучи золотого света создают геометрический световой орнамент на потолке © Бюро ASADOV_
Станция «Проспект Маршала Жукова». 1-е место © Бюро ASADOV_
Станция «Проспект Маршала Жукова». 1-е место © Бюро ASADOV_
Интерьер наземных павильонов © Бюро ASADOV_
Интерьер наземных павильонов © Бюро ASADOV_

Путеводная звезда

Что касается победившей концепции бюро Асадовых, то она трактует название «Проспект Маршала Жукова» достаточно буквально: прообразом станции стал военный орден. «Красная звезда, белое обрамление и золотые лучи сплелись воедино, превратившись в обелиски славы, — говорят архитекторы. — В парадном строю застыли воины-победители. Темные боковые стены, олицетворяя трагизм войны, зрительно раздвигают пространство». Здесь в виде своеобразных стрелок сделаны как раз наземные павильоны, только в виде стрелок-флажков, как на военных картах: красные клинья маркируют входы.

Свет же как будто продолжает направление звездных лучей, в путевом зале подчеркивая граненость рубиновых колонн, а в зале касс — формируя на потолке свои собственные пятиконечные звезды.

Эскалаторный спуск © Nowadays + Architects of Invention
Эскалаторный спуск © Nowadays + Architects of Invention
Станция «Проспект Маршала Жукова». Специальное упоминание жюри. Наземный павильон © Nowadays + Architects of Invention
Станция «Проспект Маршала Жукова». Специальное упоминание жюри. Наземный павильон © Nowadays + Architects of Invention
Станционный зал © Nowadays + Architects of Invention
Станционный зал © Nowadays + Architects of Invention
Кассовый зал © Nowadays + Architects of Invention
Кассовый зал © Nowadays + Architects of Invention

План «Перехват»

Интересно, что специального упоминания жюри в ряду проектов для «Проспекта Маршала Жукова» удостоился макисмально нейтральный проект Nowadays+Architects of Invention, никоим образом не заигрывающий с военной тематикой. Он универсален, потому как будущее уместно везде. Поэтому их «Стартреку» Комитет по архитектуре и градостроительству обещает найти другую станцию — площадку для приземления.

В противовес асимметричным обтекаемым формам павильонов ZHA, его силуэт построен на многократном повторении фигуры вращения и подчеркнут цветной подсветкой от белой внизу — через градиенты синего — до красного вверху. Аналогичный прием используется в станционном зале. Только здесь фигура вращения — не ограниченная кривая, а разновеликие прямоугольники, порождающие 46 впечатляющих колонн. Сочетая в себе архитектурный элемент, инженерные системы (вентиляцию) и источник освещения, они отсылают к телескопическим устройствам и изделиям — антеннам или механическим «ногам» строительных или космических аппаратов.

Станция «Проспект Маршала Жукова». Проект-финалист бюро АБТБ. В трехнефном платформенном зале расположены 8 уникальных колонн с барельефами на военную тему. Потолок над центральным нефом платформы выполнен из шлифованных металлических панелей, которые принимают цвета окружения и мягко отражают свет, символизируя московское небо в огнях
Станция «Проспект Маршала Жукова». Проект-финалист бюро АБТБ. В трехнефном платформенном зале расположены 8 уникальных колонн с барельефами на военную тему. Потолок над центральным нефом платформы выполнен из шлифованных металлических панелей, которые принимают цвета окружения и мягко отражают свет, символизируя московское небо в огнях
Станция «Проспект Маршала Жукова». Проект-финалист бюро АБТБ. Тонкие красные металлические конструкции наземных павильонов — локальный цветовой акцент и отсылка к знаковому объекту района — Живописному мосту
Станция «Проспект Маршала Жукова». Проект-финалист бюро АБТБ. Тонкие красные металлические конструкции наземных павильонов — локальный цветовой акцент и отсылка к знаковому объекту района — Живописному мосту
Станция «Проспект Маршала Жукова». Проект-финалист бюро MAP architects. Связь с военной тематикой обыграна единым элементом в виде декоративного паттерна, напоминающего контрастные орденские планки. Паттерн используется в интерьере (на стенах) и в благоустройстве станции в виде мощения
Станция «Проспект Маршала Жукова». Проект-финалист бюро MAP architects. Связь с военной тематикой обыграна единым элементом в виде декоративного паттерна, напоминающего контрастные орденские планки. Паттерн используется в интерьере (на стенах) и в благоустройстве станции в виде мощения
Станция «Проспект Маршала Жукова». Проект-финалист бюро Blank Architects. Путь от павильона до платформы представляется как проход через «облако»
Станция «Проспект Маршала Жукова». Проект-финалист бюро Blank Architects. Путь от павильона до платформы представляется как проход через «облако»
Станция «Проспект Маршала Жукова». Проект-финалист бюро Blank Architects. Потолочные ламели «облака» выполнены из металла
Станция «Проспект Маршала Жукова». Проект-финалист бюро Blank Architects. Потолочные ламели «облака» выполнены из металла
Станция «Кленовый бульвар 2». Проект-финалист бюро Blank Architects. Нарисованное светом «небо» можно разглядеть через колонны, стилизованные под кроны деревьев
Станция «Кленовый бульвар 2». Проект-финалист бюро Blank Architects. Нарисованное светом «небо» можно разглядеть через колонны, стилизованные под кроны деревьев
Станция «Кленовый бульвар 2». Проект-финалист консорциума Buro Vozduh (Москва, Россия) + WP I ARC Plan GmbH (Ганновер, Германия). Дизайн станции построен на визуальном контрасте и рассчитан на эффект неожиданности
Станция «Кленовый бульвар 2». Проект-финалист консорциума Buro Vozduh (Москва, Россия) + WP I ARC Plan GmbH (Ганновер, Германия). Дизайн станции построен на визуальном контрасте и рассчитан на эффект неожиданности
Станция «Кленовый бульвар 2». Проект-финалист бюро «АБТБ». В основе дизайна — образы крон и стволов деревьев и фрагментов неба, просвечивающих через них
Станция «Кленовый бульвар 2». Проект-финалист бюро «АБТБ». В основе дизайна — образы крон и стволов деревьев и фрагментов неба, просвечивающих через них

Небесные замки

Темой звездного неба, облаков и прочих атмосферных явлений вдохновлялись и другие участники конкурса. Так, Blank Architects спроектировали для «Проспекта Маршала Жукова» павильон-облако, которое внутри станции оказывается уже как бы над пассажирами; а в концепции для «Кленового бульвара 2» воссоздают на потолке залов небо с помощью света. В проекте «АБТБ» для этой же станции темный потолок из алюминиевых панелей со встроенными прямоугольными светильниками изображает разнообразные просветы неба сквозь листву деревьев. У консорциума во главе с Buro Vozduh полоточные светильники повторяют геометрию созвездий, представляя карты северного и южного неба, а цветовые акценты вестибюлей выполнены стеновыми панелями с текстурой «северного сияния».

Так или иначе, победители определены, и теперь остается только ждать, произойдут ли с этими проектами те трансформации, которые нередко случаются с конкурсными концепциями станций метро. Мы как раз выяснили, что происходит с каждым из 9 проектов четырех прошлых конкурсов — и это оказалось весьма поучительным.

читать на тему: