Логика изменений: Летняя школа городских исследователей в Нижнем Новгороде

С 29 июня по 24 июля 2020 года в Нижнем Новгороде прошла Летняя школа городских исследователей, организованная нижегородским Институтом Урбанистики. В рамках проекта все желающие учились тому, что такое исследования городской среды и как их проводить. Самые активные участники школы получили стипендии от Института Урбанистики.

У городских исследований есть своя специфика, и пока этому не учат ни в одном вузе. Поэтому школа стала не только образовательным проектом для неспециалистов, но и площадкой для повышения квалификации и обмена опытом, наработкой методологических основ для дальнейшего развития городских исследований.

Среди лекторов и руководителей практики были как известные нижегородские урбанисты, социологи, архитекторы, так и приглашенные эксперты из других городов: Москвы, Санкт-Петербурга, Красноярска, Казани и Самары. Всего за период проекта на онлайн-лекции зарегистрировалось почти 400 человек, из которых около 130 прошли практику. Они проводили исследования общественных пространств, которые будут благоустроены в следующем году по программе «Формирование комфортной городской среды». Практические занятия проходили на территориях всех районов Нижнего Новгорода.

Результаты исследований. Существующие сценарии использования территорий в сквере 50-летия Победы
Результаты исследований. Существующие сценарии использования территорий в сквере 50-летия Победы
Ира Маслова, куратор ЛШГИ, Институт Урбанистики НН

Проект Россия: Какие цели ставил перед собой проект, насколько получилось их достигнуть? 

Ирина Маслова: Во-первых, собрать большую команду людей, которые хотят исследовать город дальше, собрать новых людей, которые чувствуют в себе потенциал исследователя города, но пока не знают, как его развить. Мы фактически собрали активное сообщество профессионалов по интересам, и это здорово. Во-вторых, проект ставил цели обучить сотрудников института, «прокачать» для них компетенции городских исследователей.  

ПР: Расскажите подробнее про программу школы. Как лекционная и практическая части соотносились между собой?

ИМ: В лекциях были темы, которые конкретно посвящены методикам исследования территорий и непосредственно нужны на практике, и были лекции, которые не привязаны к ней, например, лекция по свету («Исследования города в световой урбанистике» Олега Юрченко — прим. ред.). Мы практиковались в световом анализе, но не делали само исследование света на территориях.

Были лекции, которые нужно было слушать и сразу «дословно» переносить на практику как готовую методику. Важная надстройка над лекционным блоком — это общая теория о том, как городские исследования встроены в процесс проектирования территорий

ПР: Какие проблемы освещались на лекциях и исследовались в практической части?

ИМ: Мы исследовали, в основном, проблемы физической среды, конкретные вопросы, которые можно изменить проектом благоустройства. Иными словами, мы не говорили только об историческом контексте территории, о ее идентичности, а больше анализировали то, как по ней ходят люди, какие социальные практики там организованы, говорили о функциональном зонировании и особенностях использования пространства. То есть о том, что мы передаем архитектору, чтобы он понял, как на самом деле функционирует территория, что нужно менять или сохранять.

 ПР: Чем школа поможет программе ФКГС 2021?

ИМ: Школа подготовила предпроектный анализ территорий для благоустройства по программе ФКГС-2021, хотя мы не обязаны были им заниматься. Двоих исследователей, которые работают в штате института, было бы недостаточно, чтобы сделать полноценный анализ. На исследовании должно работать большое количество людей одновременно, а ФКГС не предусматривает финансирование исследований и не закладывает на них время. Но мы сделали невозможное: мы эти исследования провели, потому что готовились задолго до объявления голосования за территории, которые будут благоустроены в следующем году. 7 июля, когда были объявлены результаты, мы уже начали практику. 

ПР: Чему научились участники и где они могут применить свои знания?

ИМ: Я надеюсь, что участники научились непредвзято смотреть на город и не делать преждевременных выводов. Они могут применить свои знания, если пойдут, например, в исследовательский проект, где требуется с разных сторон проанализировать город: с культурологической, с архитектурной, с туристической целью.

Вера Просвирнина, социальный инженер, городской исследователь, лектор ЛШГИ, Нижний Новгород

ПР: В чем, на ваш взгляд, ценность школы?

Вера Просвирнина: Ценность школы заключалась в том, что в качестве преподавателей принимали участие российские и нижегородские эксперты-практики — те, кто участвует в междисциплинарных проектных командах и может поделиться не только методиками, но и тонкостями их использования. 

ПР: Чем она полезна участникам?

ВП: Для всех участников школы это еще одна возможность посмотреть город с разных сторон, увидеть привычное с необычной стороны, глубже понять процессы, которые происходят в городе, познакомиться с людьми, которые меняют города, понять логику этих изменений либо наоборот — убедиться в ее отсутствии. 

Валерия Привалкова, исследователь ЛШГИ, Нижний Новгород

ПР: Чем запомнилась практика?

Валентина Привалкова: Подобный опыт волонтерской работы случился со мной впервые. Я как-то по-другому посмотрела на всё это изнутри. И те же люди-волонтеры, выгуливающие собак в сквере Интернационалистов на пересечении улиц Малая Покровская-Обозная, открылись мне с другой стороны. Абсолютно любой человек может что-то сделать просто так, будь то помощь в исследованиях территорий для благоустройства, выгул собак, проведение «субботника» или посадка цветов. И поверьте, сделанное своими руками почувствуется и запомнится намного лучше, чем жить с мыслью «кто-то нам что-то должен». Как показал опыт интервью с местными жителями, – человеку нужен человек. Общение, желание выслушать, посочувствовать, посмеяться или вместе погрустить. Поэтому главное, что лично со мной случилось на практике, это общение с незнакомыми людьми. Они все разные, интересные и со своей историей.

ПР: Чем полезна школа нижегородцу?

Школа дает знания для понимания сути города. Как что устроено, как мы можем увидеть и понять, что происходит вокруг нас. Что мы — люди: не какие-то отдельные беспомощные организмы, а непосредственные участники процесса. Можем влиять на происходящее, хоть многие думают, что это не так.

Анастасия, участник

ПР: Какие лекции вы прослушали, на какие практические занятия ходили?

Анастасия: Я прослушала почти все лекции, побывала на практике на четырех территориях и одном экологическом исследовании. Оказывается, у каждой территории есть своя «изюминка» и свои привычные способы ее использования.

ПР: Чем, по-вашему, школа будет полезна нижегородцу?

А: Не уверена, что она будет полезна всем, но тем, чьи интересы не ограничиваются пространством собственной квартиры, она точно нужна. Для того, чтобы понять себя, территорию рядом с которой ты живешь, увидеть, как проблемы решены на других территория города и научиться разговаривать предметно с теми, в чьей компетенции претворять в жизнь эти изменения.

Результаты исследований. Пляж на острове Сортировочное. Существующие сценарии использования территорий и проблемы
Результаты исследований. Пляж на острове Сортировочное. Существующие сценарии использования территорий и проблемы
читать на тему: