Эскиз к проекту бюро KASA

Венеция на удаленке: российская экспозиция архитектурной биеннале переходит в онлайн

Сегодня комиссар павильона Тереза Иароччи Мавика объявила, что проект павильона России на Венецианской архитектурной биеннале 2020 года полностью переходит в онлайн-режим, а восклицательный знак в его названии сменил вопросительный. И это нагляднее всего характеризует ситуацию, когда под вопросом оказался не только OPEN, не только судьба российского павильона, который предстоит реконструировать, не только самой биеннале, но и понятие культурной институции в целом.

Решение было принято Министерством культуры Российской Федерации совместно с международным художественным советом. Его полностью поддержали и комиссар, и куратор проекта Open?, архитектор и основатель бюро 2050+ Ипполито Пестеллини Лапарелли, и оператор павильона — Анастасия Карнеева из компании Smart Art. 

«Перенос биеннале из-за пандемии коронавируса заставил всерьез задуматься об экономическом, социальном и экологическом значении масштабных культурных событий, — гласит пресс-релиз. — Учитывая всю серьезность положения, сложившегося в результате пандемии и вызванного ей мирового экономического кризиса, нельзя просто возобновить проект в изначальном виде, как будто ничего не произошло. Молодые художники и культурные активисты, которым мы предложили поработать в павильоне, оказались в неопределенной ситуации. Переход в онлайн позволит им реализовать свои идеи».

Эскиз к проекту бюро KASA
Эскиз к проекту бюро KASA

Действительно, перевод в онлайн становится гарантией, что Россия выступит на биеннале «при любой погоде», и при этом экспозиция окажется доступной гораздо большему количеству зрителей, чем обычно. И даже не в августе, когда по-прежнему намечено официальное открытие выставки: уже в мае на сайте павильона участники большой междисциплинарной команды начнут публиковать свои проекты. 

«В этой неопределенной ситуации мы решили перенести всю программу павильона России в онлайн и превратить наложенные мировым кризисом ограничения в возможности, опробовать новые жанры и пространства, осмыслить роль и задачи культурных институций в переломные времена, — говорит Ипполито Пестеллини Лапарелли. — У приглашенных нами участников будут все средства и возможности для того, чтобы получить этот удивительный опыт и осуществить свои идеи».

Реконструкция павильона Российской Федерации в садах Джардини, как и планировалось, пройдет по проекту бюро KASA, о котором мы уже подробно писали. В этом проекте партнерами KASA станут дизайнер одежды Мария Пшеничникова, художник по тканям Харука Сёдзи, инженер-конструктор Йосихиро Фукусима и специалист по реставрации архитектурных памятников Ксения Воронина. Проект исходит из необходимости бережного отношения к зданиям, людям и экосистемам; здание павильона предполагается раскрыть навстречу садам Джардини и лагуне. Работы должны начаться в ноябре 2020 года, их завершение намечено на весну 2021-го.

Так будет выглядеть чат-бот Lion & Unicorn
Так будет выглядеть чат-бот Lion & Unicorn

Остальные участники сейчас перестраивают свои программы, чтобы они могли состояться в виртуальной реальности. Впрочем, у большинства из них они были рассчитаны на это изначально — например, у Lion & Unicorn — молодого междисциплинарного коллектива, куда входят Пекка Айраксин, Лиза Доррер, Карина Голубенко, Антон Кальгаев, Мария Качалова, Мария Косарева и Иван Курячий. Вместе с гейм-дизайнерами Дарьей Насоновой и Дмитрием Весниным они должны разработать цифровую платформу, помогающую оценить общественную роль институций. Она задумана как приложение, похожее на Telegram, которое будет работать как чат-бот: любой посетитель сможет представить себя в роли участника биеннале — художника или архитектора, призванного представлять свою страну в национальном павильоне; комиссара павильона; волонтера. Поскольку пандемия повлияла на все стороны нашей жизни без исключения, включая и работу биеннале, вирус появится и в приложении, ставя игроков в ситуации со сложными решениями. Приложение позволит многое понять о механизмах биеннале, о взаимоотношениях между странами-участницами, кураторами, институциями и зрителями, и в конце мая его можно будет увидеть в действии на сайте.

Эскизы компьютерной игры MOMAM для российского павильона от Максима Максимова
Эскизы компьютерной игры MOMAM для российского павильона от Максима Максимова

Михаил Максимов — московский художник и гейм-дизайнер, известный разработкой игровой платформы MOMAM (Museum of Modern Art Massacre), — делает для российского павильона новую, постапокалиптическую версию своей игры, где главный герой оказывается внутри пустынного и заброшенного здания павильона. По ходу действия ему предстоит исследовать пустующий павильон на разных уровнях и выяснить, что именно фатально нарушило ход истории. Игра опирается на работы Бруно Латура и Донны Харауэй, ее демонстрация на сайте также состоится в конце мая. А музыку для игры напишет композитор Владимир Раннев, отвечающий за звуковую картину павильона. 

Еще один аудиовизуальный перформанс представит Павел Миляков (Buttechno) — московский саунд-художник, известный великолепными танцевальными сетами и авангардными эмбиентными треками, основатель лейбла RASSVET Records, выпускающего российских исполнителей. Перформанс также будет транслироваться на сайте павильона.

Визуализация перформанса Павла Милякова aka Buttechno
Визуализация перформанса Павла Милякова aka Buttechno
А так мог бы выглядеть кинотеатр на площади перед павильоном в Джардини
А так мог бы выглядеть кинотеатр на площади перед павильоном в Джардини

Наконец, Владимир Надеин — куратор, сооснователь и продюсер Московского международного фестиваля экспериментального кино (MIEFF) — будет отвечать за кинопрограмму сайта. Здесь будут показаны полнометражные и короткометражные картины, мировая классика и отечественная новая волна. Сквозные темы подборки — изоляция и дискриминация, бегство и ностальгия, близость и отдаление. Каждый фильм рассматривает ту или иную социальную «зону» с точки зрения ее обитателей и дает возможность проследить за тем, как в разделенном обществе люди находят новые основания для объединения.

Цикл кинопоказов под общим названием «Другие зоны» стартует в начале мая. Новые фильмы будут выходить раз в две недели вплоть до ноября. Каждую картину с участием одного или нескольких гостей будет представлять сам Надеин. Кроме того, павильон инициирует широкую дискуссию о роли культурных институций в мире после пандемии. 

Ну, а мы, в свою очередь, продолжим публиковать на своей «удаленке» проекты участников конкурса OPEN!.

читать на тему: