Выставка архитектуры и архитектура выставок: «Проект Россия» на фестивале АРХ Москва

В ближайшие дни мы будем праздновать 25-летие журнала и выход нового номера, говорить об экспозиционном дизайне и экспозициях на венецианской биеннале, обсуждать, как показывать архитектуру и показывать ее архив за четверть века. Это невозможно пропустить.

Проект Россия 25: отмечаем юбилей

Формально первый номер вышел в 1995 году, однако в 2020-м мы поступили, как все: сдвинули праздненства на год. И теперь на АРХ Москве покажем масштабный юбилейный стенд, отвечая главной теме выставки — «Идеи». Как никак, все эти годы журнал транслировали именно идеи, которые со временем превращались в вехи и ориентиры. А главное — изменилась и сама идея журнала: из полиграфического продукта и источника информации он превратился в многоканальный медиа-ресурс, в котором бумага показывает срез лучших проектов, веб-версия — информационно-аналитический срез, а обширная программа офлайн-мероприятий задает тон в профессиональном дискурсе.

Когда: 3–6 июня 2021

Где: стенд E7/1

Обложка нового номера ПР97
Обложка нового номера ПР97

Лучшее об архитектуре выставок: новый номер ПР + презентация + дискуссия

Специально к началу АРХ Москвы мы выпускаем журнал с темой «архитектура выставок/экспозиционный дизайн». В нем будут, как всегда, лучшие проекты, картотека бюро, специализирующихся на выставочном дизайне, предпосылки самого явления «архитектура выставок» в России, двенадцать и одно интервью с директорами музеев и кураторами, ода свету как главному инструменту музейной сценографии и результаты брейншторма с ведущими мультимедиастудиями о том, когда и зачем нужны эти самые мультимедиа.

По специальной предзаказной цене журнал можно купить уже сейчас онлайн или на презентации 3 июня там же в Гостином дворе (ограниченный вход по приглашениям). После — на нашем юбилейном стенде или в зоне прессы.

Предзаказать журнал онлайн

Отправить заявку на регистрацию на презентацию Проект Россия 3 июня

Фрагмент выставки «Под маской Венеции» в Царицыне, архитектура PS Culture
Фрагмент выставки «Под маской Венеции» в Царицыне, архитектура PS Culture

Об архитектуре впечатлений мы поговорим еще и отдельно

5 июня состоится круглый стол «Архитектура впечатлений: экспозиционный дизайн в действии», организованный совместно Комитетом по архитектуре и градостроительству г. Москвы и журналом «Проект Россия». Сегодня именно благодаря экспозиционному дизайну показ экспонатов (которых, кстати, в современном музее может и не быть) превращается в уникальное переживание. Как возникает и развивается идея экспозиции? Есть ли рецепт «идеальной выставки»? Как при помощи архитектуры «программировать» впечатления? Как изменился базовый инструментарий за последние годы? Как говорить с посетителями просто о сложном? Обсудим это со всеми участниками креативного процесса: директорами музеев, кураторами и, конечно, архитекторами.

Участники: 

– Елизавета Фокина, генеральный директор музея-заповедника «Царицыно»

– Елизавета Лихачева, генеральный директор Музея Архитектуры

– Юлия Наполова, основатель PSCulture studio

– Агния Стерлигова, основатель бюро Planet 9

– Егор Ларичев, куратор, член АХХА «Послезавтра», куратор программы «Экспозиционный дизайн» в архитектурной школе МАРШ

Когда: 5 июня, 13:00-14:00

Где: зал «ИДЕИ Москвы» (центр вставки)

Эскиз стенда «Проект Венеция» на АРХ Москве, 2021
Эскиз стенда «Проект Венеция» на АРХ Москве, 2021
Павильон России в садах Джардини, 2021 © Марко Каппеллетти
Павильон России в садах Джардини, 2021 © Марко Каппеллетти

Проект Венеция: диалог двух биеннале с разницей в 17 лет

В  конце мая этого года вместе с открытием архитектурной биеннале в Венеции открылся после реставрации российский павильон, построенных в садах Джардини Алексеем Щусевым. Задачей куратора Иполлито Пестеллини Лапарелли было переосмыслить павильон физически и институционально, а результаты этого стали основой текущей экспозиции биеннале. 

Такой подход — и проведение открытого конкурса, и демонстрация в павильоне процессов, а не экспонатов, — перебросил мостик в 2004 год, к проекту «Workshop Russia», когда по приглашению Евгения Асса 90 юных архитекторов со всей России в стенах венецианского павильона придумывали проекты для будущего. 

Тогда эта идея неоднократно подвергалась критике, а меж тем это был редчайший случай, когда павильон «сработал» не как репрезентация российского «нашего всего», а как культурная институция, ставящая самые актуальные вопросы и способствующая развитию российской архитектуры: как выясняется, значительное число участников воркшопа ее сегодня и формирует. Кроме того, многие из них приняли участие в конкурсе OPEN!, объявленном в 2019 году новым комиссаром павильона Терезой Иароччи Мавикой на реконструкцию павильона в двух смыслах: по форме и по содержанию.

На биеннале 2018 года группа Lion & Unicorn уже поднимала вопрос о необходимости реформ и прозрачности процедуры выбора куратора своим проектом «виртуального российского павильона». Но конкурс OPEN!, в силу своей темы и нетривиального технического задания, спровоцировал появление еще большего числа проектов-манифестов и важную дискуссию о сути профессии (спонтанное обсуждение результатов конкурса под названием «Really Open?» трансформировалось в дискуссионную платформу о ремесле архитектора «ЦЕХ», организованную бюро Saga, Nowadays и  «ХОРА»).

Наша экспозиция, посвященная одновременно воркшопу 2004-го, проекту реконструкции 2021 года и предшествующему ей конкурсу, построена как диалог двух видений павильона в качестве культурной институции. Ее цель все та же: еще раз артикулировать и продолжить дискуссию о роли биеннале и павильона в развитии российской архитектуры.

Когда: 3-6 июня 2021

Где: стенд E7/1

Дискуссия «Проект Венеция. Архитектура как процесс»: 6 июня, 14:00-15:30, зал «Архдиалог»

Шоурум ЖК «Переделкино Ближнее», арх. Studio TA
Шоурум ЖК «Переделкино Ближнее», арх. Studio TA

Архитектура как средство маркетинга: сессия «Шоурумы архитектуры»

За последние 3-4 года появилась абсолютно новая типология пространств — офисы продаж жилых и многофункциональных комплексов. Если раньше это были утилитарные кабинеты, оборудованные поблизости от продаваемых площадей, то сегодня это настоящие шоурумы, возводимые с нуля и играющие важную репрезентативную роль. Их внешний вид «продает» будущее здание, интерьеры демонстрируют, как могут выглядеть квартиры, плюс обязательно предусмотрено общественное пространство, в котором весь период строительства проводятся разнообразные мероприятия и тем самым заранее раскручивают место и формируют в нем определенную атмосферу.

Почему девелоперы начали уделять такое внимание офисам продаж? Насколько эта стратегия себя оправдала? Какие образы и приемы в офисах продаж показали себя наиболее успешными? Каким должен быть интерьер, «продающий» архитектуру? Мероприятие пройдет при поддержке компании LAMINAM Rus

Участники:

– Антон Надточий, сооснователь бюро ATRIUM

– Анастасия Малкова, управляющий партнер STONE HEDGE

– Николай Фанеев, ведущий архитектор IND architects

– Янина Куденко, руководитель группы проектов ГК ФСК

– Мария Николаева, руководитель и основатель бюро MAD architects

– Вадим Иванов, директор по продукту MR Group 

– Тигран Бадалян, руководитель бюро Studio TA

– Денис Хазов, руководитель управления архитектуры и дизайна, ПАО Инград

– Рубен Аракелян, сооснователь бюро WALL

– Михаил Тарасенко, менеджер по работе с архитекторами и дизайнерами, компания LAMINAM Rus

Когда: 4 июня, 14:30-16:00 

Где: зал «Идеи Москвы»

Зарегистрироваться на событие

Напоминаем, что вход на выставку АРХ Москва бесплатный, но необходимо зарегистрироваться и получить электронный билет

До встречи!

читать на тему: