«Себе на уме», или как рассказать о костромском современном искусстве в Москве
Московская публика, как ни крути, избалованная. За последнее десятилетие в столице было столько выставок-блокбастеров, что прийти и рассказать камерную в общем-то историю о современной костромской художественной сцене и сделать это так, чтобы люди пошли на нее смотреть, совсем непросто. Впрочем, рецепт есть: выбрать модную экспозиционную локацию, сделать хороший и лаконичный дизайн выставки и записать квест-аудиогид, а лучше пять: лирично-народный, интеллектуальный, чуть мистический, мрачноватый и рэп. И народ потянется.
Интерес к расширению культурного поля и децентрализации культурного производства у фонда V–A–C возник еще в 2015 году, когда фонд работал с несколькими районами Москвы в рамках проекта «Расширение пространства». В новых реалиях, когда большинство культурных институций переключились с международных проектов на российские истории, пристально вглядываясь вглубь страны и отыскивая там новое, по мере сил вдохновляющее, V–A–C продолжил свою тему, но уже в российских городах.
Впереди нас ждет целый цикл выставок, посвященный городам России, правда, исключительно тем, где представлены дочерние компании ПАО «НОВАТЭК». Первой в цикле стала выставка про Кострому с неожиданным и удачным названием «Себе на уме», которое отражает, с одной стороны, полную свободу трактовок выставки, а с другой, через формат поговорки —традиционность, народность представленного искусства, пусть формально и современного.
Выставка посвящена костромской художественной сцене с 1960-х и до наших дней. Это своеобразная попытка очертить круг тем и сюжетов, определяющих представления костромских художников о себе и городе. Кроме того, выставка тесно связана с прошедшим 24 сентября 2022 года уличным фестивалем «День равнодействия», который был попыткой «вывести» искусство из мастерский и галерей, объединив художников, ремесленников, музыкантов, перформеров и жителей Костромы.
Фестиваль, длившийся ровно один день и призванный показать жителям города разные художественные практики, существующие вокруг них, был организован местными художественными кураторами, а в архитектурном плане оформлен московской студией UTRO и Ольгой Рокаль. По ее собственным словам, благодаря уже отработанной практике локальных фестивалей «Районнале», у нее был опыт того, как быстро, бюджетно и эффектно оформлять такого рода действа. Поэтому, когда воспоминания о фестивале переросли в отдельный экспозиционный проект, архитектором снова пригласили Ольгу Рокаль. Нужно было оформить экспозицию таким образом, чтобы она отсылала к «Дню равнодействия», но одновременно и так, чтобы обрамление фестиваля-однодневки с минимальным бюджетом трансформировалось в стильную современную экспозицию, соответствующую уровню «ГЭС-2».
Основным материалом стало дерево: простой, понятный материал, самим своим видом отсылающий к культурному коду Костромы. А основным художественным образом — крупный деревянный наличник: с одной стороны, перекликающийся с рамами на фестивале и с наличниками Костромы, а другой, символизирующий своего рода «портал», через который можно погрузиться в один из образов города. Какой именно — зависит от персонажа-рассказчика, который становится проводником по выставке.
Маршруты отмечены графическими символами: круги, ромбы, половинки овалов и проч. Они же украшают сверху каждый из наличников, отмечая начало пути. «Кострома достаточно интересный регион. С одной стороны он очень консервативный, с другой стороны есть в нем какой-то языческий флер. Фестиваль был вроде и про современное искусство, но при этом с сильной национальной чертой», — говорит Ольга Рокаль. Наверно все это же можно повторить и про выставку, на которую сознательно перенесли все впечатления от фестиваля.
Персонажей разработала драматург Алина Журина по мотивам текстов костромичей и о костромичах, а также своих интервью с жителями города. В отличие от большинства аудиогидов, персонажи не рассказывают о работах, что на них изображено, это какой-то свой параллельный нарратив, от которого вопросов больше, чем ответов. Каждый из них говорит словами реальных людей, цитатами из их сочинений и биографий, обобщает их опыт и взгляды на жизнь, а заодно показывает экспонаты — разные по времени, стилистике и качеству, но так что они завязываются в какую-то общую историю: где-то лиричную, с каким-то консервативно-народными настроениями, где-то мрачноватую, параллельно рассказывающую о сложностях переезда из Костромы в большой город. Сегодня в этой истории слышится больше — тема переезда и эмиграции так или иначе затрагивает всех. Самый бодрый персонаж — «Человек в большой шляпе» — изъясняется рэпом.
Картины и скульптуры, привезенные на выставку, расположены в непростом для экспозиции пространстве «ГЭС-2», в галерее на втором этаже: это сильно вытянутый белоснежный зал, в котором нужно было разыграть 5 маршрутов. Оси задали 2 объекта, которые были и на «Дне равнодействия»: это машстабная скульптура Иосифа Дашевского и надувной гриб -«Фантом». Вдоль одной из стены расположен шатер, точнее его половинка: это отсылка к фестивалю – внутри показывают фильм, как все происходило на «Дне равнодействия».
Между скульптурой и «Фантомом» на столиках, сделанных Ольгой Рокаль специально для выставки, расположилась скульптура, по стенам – живопись и «порталы». Квесты- аудиогиды предполагают, что слушатель все время перемещаеется по залу, причем у всех гиды разные и со стороны выставка напоминает Броуновское движение. Поэтому столики-подставки немного подыгрывают этой идее: у них ассиметричные ножки, где-то с наклоном, словно они только что перемещались вместе со всеми по своим каким-то затейливым маршрутам. Все столики немного разные: кто выше, кто ниже, кто только «пришел» на место, у части есть деревянные свисающие «скатерти» и все вместе это задает экспозиционному дизайну динамики, несмотря на всю его замечательную лаконичность и сдержанность.
К слову, для мерча Ольгой Рокаль был разработан pop up стол в стиле выставки: со свисающими деревянными скатертями. А мерчем стала керамика от местной художницы Марины Ивановой.