Зодчество-2019. Границы кураторства
Институту кураторства на главном фестивале Союза архитекторов России этом году исполняется 10 лет. Можно говорить о «Зодчестве» до и после 2009 года — достаточно вспомнить, что в эпоху «до» на фестивале было возможно выступление казачьего хора. Роль реформатора выпала архитектору-бумажнику и мастеру чистых экспозиционных решений Юрию Аввакумову. Он не только минимальными средствами произвел революцию в организации пространства фестиваля, но и задал ему концептуальную повестку. Фактически «Зодчество» и сегодня существует в той же парадигме десятилетней давности: упорядоченный хаос проектов, присланных со всей страны на смотр-конкурс, и «прикрывающие» его кураторские инициативы.
В последние годы куратора выбирают по результатам конкурса на лучшую концепцию фестиваля, и порой бывают довольно смелые предложения по изменению формы и содержания этого события. Взять, например, конкурс 2017 года, информация о котором есть на сайте САР. Артель архитекторов megabudka, KOSMOS architects и Артема Черникова предлагала разомкнуть пространство узкопрофессионального фестиваля и вывести его на улицы города. В беседе с ПР Черников (рядчик «Артели архитекторов», сотрудничающий в т. ч. с МАРШ Лаб) высказал мнение, что ежегодный отчет архитекторов перед архитекторами — а именно им и является «Зодчество» — это давно устаревший и малоинтересный сюжет. «Архитектура — это междисциплинарная коллаборация. Формат выставки проектов на планшетах и дискуссий в сегодняшнем виде не дает возможности настоящего диалога с конечным пользователем и профессионалами из других областей. Диалог может проходить по-разному, но диалог, ведущийся на "Зодчестве", мог бы вообще не проходить — и этого никто бы не заметил». По словам Черникова, молодым архитекторам важно участвовать в больших профессиональных событиях, как-то заявлять о себе, и они вливаются в кураторскую программу «Зодчества», если их приглашают. «Но если спросить их, какой они видят саму площадку, то, думаю, в идеале они видят ее как-то иначе», — предполагает он.
Редакция со своей стороны задала этот вопрос девяти молодым архитектурным бюро — участникам организованного нами проекта «Новая оптика» на круглом столе «Метаархитектура: стирая границы». Они подтвердили, что границы нужно стирать прежде всего между «Зодчеством» и городом, между архитектурой и другими дисциплинами, активно вовлекая художников, графических дизайнеров, музыкантов и т.д.
Отметим, впрочем, что молодежи в программе не так уж много (студентов и школьников в расчет не берем). Кроме круглого стола, который инициировал наш журнал, можно отметить разве что лекцию Виктора и Дмитрия Столбовых из бюро Syndicate, спроектировавшего летний кинотеатр «Гараж». Его пригласила на «Зодчество» Елена Петухова как продюсер специальных программ СМА, но это скорее ее личная инициатива, чем желание Союза налаживать контакт с перспективной молодежью.
Еще один ее представитель — Егор Орлов, спекулятивный архитектор и концептуалист. На «Зодчестве» 2015 года, проходившем в ЦДХ, он оформлял центральное панно с фантазийной Россией будущего при входе, а в этом году графика его подопечных из Тимирязевской детской художественной школы, где Орлов ведет курс «Архитектура будущего», получили «Золотой знак» (см. 1, 2, 3, 4, 5). В уже упоминавшемся конкурсе на кураторство в 2018 году Орлов и Камила Халилова (оба — выпускники студии TIArch), подали заявку на проведение «1-го международного фестиваля спекулятивной архитектуры» (по ее следам в журнале Tatlin Mono был опубликован программный текст). Молодые архитекторы предложили допустить ряд условий и сочинить архитектурное будущее, исследуя его возможности. По их версии, такая модель влечет за собой появление архитектурных пространств, которые умеют удивлять, «ведь, новым размерам архитектуры будущего нужны свои неогалактические и игровые формулы». Заявка и два года спустя разрывает шаблон (в пространстве выставки разворачиваются сюжеты, облеченные в форму сказок, например: «Одноразовый мир будущего», «Супер-способности будущего», «Архитектура человеческого тела будущего»), это архитектура и мир из послезавтра, непонятно, как это реализовать, высок риск странного результата. Последнее, наверное, и отпугнуло членов жюри, не готовых к экспериментам. В итоге они единогласно выбрали понятную повестку про новые подходы к формированию и оценке качества городской среды, предложенную архитекторами-«ветеранами» Владом Савинкиным и Владимиром Кузьминым («Поле-дизайн»). После «Реконтекста» они остались курировать фестиваль и в 2019-м, предложив тему «Прозрачность». Но эта широкая концептуальная рамка оказалась наполненной зачастую слишком ожидаемым содержанием: прозрачные ограждающие конструкции, перетекание интерьера в экстерьер и наоборот, прозрачность коммуникации в эпоху соцсетей и гаджетов, новые технологии как инструмент повышения прозрачности процесса проектирования и реализации… Участники проекта ПР «Новая оптика» — бюро SKNYPL — для архитектурного фестиваля в Лондоне с близкой темой «Границы» раскрыли ее в гораздо более неожиданном ключе.
В самой экспозиции тема транслирована тоже во многом слишком буквально: прозрачные перегородки выставочных боксов из поликарбоната, шелкография на прозрачном оргстекле, макеты из прозрачного стекла и пластика. Таким образом, тема фестиваля (она же — кураторский замысел) была редуцирована его участниками до уровня внешнего признака, который прикладывается к любому произведению. Так произошло с экспозицией «Лекало архитектора» (куратор — Эдуард Кубенский, Tatlin), впервые показанной почти год назад в Музее архитектуры им. Щусева. Она классная, но изначально лекала были черные, а не прозрачные. Таков не входящий в кураторскую зону, но примазывающийся к теме стенд НИиПИ Генплана, где панели из плексигласа с изображением сеток различных городов иллюстрируют «набор методических подходов к градостроительному проектированию, благодаря которым на уровне архитектурно-планировочной организации территории создаются условия формирования комфортной городской среды». Таков стенд Екатеринбурга (куратор — вновьЭ. Кубенский) с инсталляцией из стилизованных двухмерных пластиковых деревьев, кроны которых изображают районы города. Таковы практически все проекты в кураторской секции — хорошие сами по себе, но притягивающие за уши свою «прозрачность», чтобы по формальному признаку вписаться в концепцию.
Тем не менее, нельзя не отметить, что в этом году было гораздо больше интерактивности, чем обычно: многие стенды были запрограммированы на взаимодействие с посетителями и решены весьма остроумно. Скажем, «Киоск архитектора» (Учебная мастерская Малахова/Репиной, СамГТУ), где любой мог примерить на себя роль заказчика и провести переговоры с архитектором. Или закуток проекта «Цифровой ландшафт» (кураторы Сергей Крючков / Наталия Воинова), где ты надевал VR-очки и бродил среди трехмерных моделей великих произведений не-фигуративной живописи XX века, выполненных студентами Школы дизайна ИОН РАНХиГС.
Смысловым центром экспозиции стал павильон-купол «Идея прозрачности / Прозрачность идеи» (куратор — Владимир Кузьмин) с инсталляциями известных российских архитекторов, интерпретировавшими заглавную тему. Здесь были сильные художественные образы и даже одно антагонистическое высказывание, пафос которых был разбавлен экспонатом-шуткой: установленным в центре пятачка куском прозрачного плексигласа со скриншотом переписки Владимира Кузьмина и Сергея Скуратова. В ней Скуратов отказывается от предложения принять участие в этой экспозиции, сославшись на занятость и нежелание халтурить за месяц до фестиваля. Отказ от участия в «Зодчестве» с чем-то проходным — как событие, как концептуальный объект. Выходка удалась, и Скуратов словил хайп.
Напоследок хочется сказать о наболевшем — о пресловутых планшетах с проектами, присланными на фестивальные конкурсы. Их стало существенно меньше, но они все еще висят по всему периметру экспозиции, создавая что-то вроде архитектурного белого шума. «Проект Россия» и сам грешен: по случаю выхода печатного журнала редакция традиционно проводит выставку планшетов с лучшими постройками, опубликованными в последнем номере. По совпадению ПР91 вышел аккурат перед «Зодчеством», и мы добавили планшетов от себя, но оговоримся: их было всего тридцать, а не несколько сотен. Но вообще не оставляет вопрос: зачем в эпоху цифры предъявлять на бумаге скопом все то, что спроектировано и построено за три года? На WAF, где проектов больше пятиста, от планшетов отказались в пользу интерактивных экранов еще в 2017 году — что мешает сделать то же на «Зодчестве»? Юрий Аввакумов в беседе с ПР предложил идею нехитрого медиа-проекта, который мог бы перевести трехдневное ознакомление с корпусом современной отечественной архитектуры в онлайн-режим. «Я бы условно назвал его "Широкополосная Россия". Представим себе: карта страны, на которой отмечаются все новые архитектурные реализации. Каждый день на ней появляются новые точки. При клике на точку мы видим краткую информацию: название, кто спроектировал, чертежи, фотографии. Можно короткий трейлер подгружать. Все, как на сайтах-агрегаторах бесплатного видео-контента. Тут же можно народный рейтинг подключить. А в конце года собираются эксперты и оценивают все эти проекты. Главное — поставить хороший движок». Это сценарий цифрового переворота на «Зодчестве» и отличный проект для САР по систематизации и популяризации отечественной архитектуры (кстати, проект «Российская архитектура. Новейшая эра», в котором наш журнал тоже принимает участие и который продолжил сбор мнений и интервью о минувших 30 годах на «Зодчестве», фактически это и делает — см. интерактивную карту). Сверх того — это свобода для куратора, которому не надо будет учитывать погонные метры планшетов при организации экспозиции.
Да, куратором фестиваля в 2020 году будет Эдуард Кубенский. Прочтите его фантасмагорический сон-пьесу о «Зодчестве» в фейсбуке и следите за событиями. Нас, видимо, ждет любопытный разговор на поистине безграничную тему «Вечность».