Звучащая пустота: музыкальный проект «Настройки» в «ГЭС-2»

08.04-15.05.2022 в семи пространствах «ГЭС-2» проходит выставка звуковых инсталляций, которые удивительным образом идут белоснежной, полупустой и визуально очень тихой архитектуре Дома Культуры.

Текст:

Марина Юшкевич

Одно из самых сильных впечатление от архитектуры «ГЭС-2» - тишина, сколько бы при этом групп гостей не сновало вокруг. Огромные пространства, которые выглядят так, словно их в принципе невозможно заполнить, белый цвет, ритмичное кружево конструкций и обилие света обволакивают, создавая впечатление крайней немногословности всего вокруг. 

На фоне этого замечательно, что одним из первых крупных арт-проектов Дома Культуры, появившихся с момента его открытия в декабре 2021 года, стал музыкальный проект «Настройки»,  который состоит из выставки звуковых инсталляций и серии концертов. Программа продолжает линию размышлений о связях архитектуры и звука, начатую в 2017 году проектом «Геометрия настоящего». 

«Настройки» были задуманы еще во время карантина 2020 года, в дни, когда рушились привычные нам связи и строились новые схемы общения, менялись правила, сбивались настройки и остро вставал вопрос о возможностях художественного производства в новых условиях. Удивительно они выглядят и в новых реалиях, наполняясь новыми смыслами. В пустом от других инсталляций и арт-проектов Доме Культуры «Настройки» производят очень сильное впечатление, в прямом и переносном смысле заставляя архитектуру от Ренцо Пьяно «звучать по-новому».

В этом проекте музыка и архитектура работают в тесной связке, что в принципе характерно  для современного восприятия музыки, которая давно уже не исчерпывается звуком, но заставляет ее авторов работать с пространством так же, как раньше они работали с тембром или ритмом. Архитектура вовлекается в музыкальный контекст, и рассчитанная музыкантом траектория звука, перемещающегося в пространстве, становится важной частью композиторского замысла. Почти все произведения проекта были написаны/собраны специально для «ГЭС-2» и смонтированы так, чтобы сделать восприятие музыки-звуков-звуковых ситуаций иммерсивным, тесно связанным с разными пространствами Дома Культуры. 

1. Вангелино Курентзис. Резонанс

20‐минутную модульную пьесу написал Вангелино Курентзис, а исполнил оркестр musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса в петербургском Доме радио. Для записи была разработана специальная система: 24 музыканта разместились друг от друга на таком же расстоянии, как динамики, через которые композиция транслируется на Проспекте.

В «ГЭС-2» каждый динамик звучит как отдельный музыкант, за счет особой многоканальной раскладки звука восприятие произведения меняется в зависимости от положения в пространстве, раскрываясь в движении. Можно слушать произведение и на Платформе второго этажа. Там оно воспринимается совсем иначе. 

7. Дарья Звездина. I must go seek some dewdrops here

В инсталляции I must go seek some dewdrops here Дарья Звездина работает с самыми непривычными тембрами человеческого голоса, обычно с трудом различимыми на слух. Здесь из них складывается музыкальная пьеса для четырех солистов, вначале записанная в студии, а затем прошедшая электронную обработку. Инсталляция транслируется в Роще, наполняя ее особой мистикой.

2.  Владимир Раннев. «Настройка»  

Звуковая инсталляция «Настройка» состоит из 115 финальных нот и финальных аккордов, позаимствованных Владимиром Ранневым из 115 музыкальных сочинений XVIII–XIX веков. Получается парадоксальное произведение на всем своем протяжении полное финального надрыва, «бесконечный конец». 

3. Эдуард Артемьев. «ГЭС -2». Антология. Часть 1

За свою долгую карьеру Эдуард Артемьев написал невероятное количество мелодий в самых разных жанрах. «Антология», составленная для «ГЭС‐2» директором фонда V–A–C по звуку Дэмьеном Кинтаром, включает и музыку к фильмам «Солярис», «Сталкер» и «Зеркало» Андрея Тарковского и многое другое. Перезаписанные и заново сведенные композиции из мультфильма «Девочка и дельфин», военной драмы «Жаркое лето в Кабуле» и других советских картин, о которых у публики остались лишь смутные воспоминания, звучат в пространстве «ГЭС‐2» совершенно по‐новому. «Антология» звучит в зале с видом на Рощу с ее особым умиротворением. Это, пожалуй, один из самых спокойных и радостных фрагментов проекта.

4. Владимир Раннев. Китеж

Один из русских мифов  — легенда о граде Китеже— история о том, как город, атакованный войсками хана Батыя, по молитве жителей погрузился в воды озера Светлояр и так спасся от кочевников. Озеро и по сей день остается местом паломничества: считается, что на его берегах можно услышать колокольный звон церквей, ушедших на дно много столетий назад.

На рубеже ХХ века, когда эсхатологические настроения были особенно сильны, предание разрослось до масштабов общенационального символа: опера Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1904) проникнута предчувствием надвигающейся катастрофы, крушения привычного порядка вещей, наступления новой, непонятной реальности.

Произведение Владимира Раннева - своего рода «отголосок» оперы Римского-Корсакова, который доносится издалека, словно перезвон колоколов со дна Светлояра.

5. Олег Гудачёв. Архипелаг

Невидимые острова, из которых петербургский композитор, теоретик и импровизатор Олег Гудачёв собрал свой «Архипелаг», — это звуковые ландшафты, записанные в разных концах земного шара. Два главных «острова» — восьмиканальная аудиозапись работы крупнейшей в мире гидроэлектростанции «Три ущелья» в Китае и шестиканальный городской ландшафт Нью‐Йорка с многократно замедленным соло полицейской сирены.

Звуковой ландшафт разворачивается в сумрачном подвальном пространстве с драматично выхваченной светом «сердцевиной»: именно там звуковой накал достигает масксимума. Если двигаться по пространству, акценты будут постоянно меняться и смещаться. 

6. Дмитрий Власик. ГЭС-2 Опера

Звуковая инсталляция композитора Дмитрия Власика в Доме культуры «ГЭС‐2» имеет долгую предысторию. В 2015 году, когда ГЭС‐2 закрывалась на реконструкцию,  режиссер Всеволод Лисовский записал рассказы сотрудников электростанции, а поэт Андрей Родионов придумал, как превратить эти беседы в стихотворное произведение — «поэтический вербатим». Этот вербатим стал основной для либретто к «ГЭС‐2 Опере», в которой обходчик котлов Илья Власов вспоминает свой распорядок дня, процесс проверки оборудования, аварию, где погибли его коллеги. Партитура ориентировалась на сложную звуковую палитру турбинного гула электростанции. 

Эти же турбины послужили основой и для новой звуковой инсталляции: эхо постановки, подобно акустическому призраку, теперь звучит на Парковке.

Фото: Анна Тодич
Фото: Анна Тодич
читать на тему: