Образовательный центр для одаренных детей «Сириус» в Сочи

После того как отгремели Олимпийские игры в Сочи, часть построенных инфраструктурных объектов осталась не у дел, а часть обрела новую жизнь. Одна из самых перспективных ожидала гостиничный комплекс в Нижнеимеретинской бухте, который указом президента превратился в образовательный центр для одаренных детей.

расположение:

Краснодарский край, Сочи, Олимпийский пр-т, 40

фото: Алексей Народицкий © «Студия 44»

площадь участка:

0,7563 га

общая площадь корпуса «Школа»: 9 060 м² (3 этажа + техническое подполье)

общая площадь корпуса «Спорт»: 8 890 м² (2 этажа + подвал)

количество детей: более 600 (от 10 до 17 лет)

проектирование и реализация:

2016–2021

авторы проекта:

«Студия 44»/ Авторский коллектив: Н. И. Явейн, В. А. Романцев, А. И. Амелькович, А. Д. Баженов, Е. М. Богомаз, Н. А. Гончарова, Е. Б. Григорьев, Т. Е. Епимахова, А. А. Патрикеев, У. В. Сулимова (архитекторы), Д. П. Кресов, А. В. Агашков, С. С. Богданов, Е. В. Силантьева, А. Ю. Короваев, Ю. О. Сергеев (конструкторы), Л. В. Герштейн, М. А. Рогожкина (ГИП)

производитель:
VELUX

Мансардные окна

Каждый месяц спальные и административные корпуса гостиницы «Сириус» ежемесячно принимают более 600 юных талантов — а через месяц приезжает еще 600, потому что обучение в центре длится столько же, сколько смена в летнем лагере. Впрочем, даже такая стремительная скорость обновления не помогает охватить всех желающих — слава «Сириуса» слишком велика.

Чтобы комплекс мог функционировать в полном объеме, жилой и административный корпус дополнили зданиями «Школа», «Спорт» и «Искусство». Два первых — кольцеобразная «Школа» и каплевидный «Спорт» — уже готовы.

«Космические» формы новых построек удивительно соответствуют духу места. От гостиницы, которая по-прежнему будет использоваться для проживания учеников, корпуса «Школа», «Спорт» и «Искусство» своей архитектурой скорее отстраняются. Но зато перекликаются с объектами Олимпийского парка — да и сами больше похожи на парковые павильоны выразительных обтекаемых форм. Обтекаемость как свойство не просто эффектна, но и более устойчива: природные нагрузки — ветровые, снеговые, сейсмические — равномерно распределяются по ее поверхности; не возникает проблем с удалением атмосферных осадков; сферическая или эллипсовидная форма позволяет объять заданный объем покрытием наименьшей площади, то есть минимизировать площадь ограждений и теплопотерь. Зачастую при отсутствии естественного освещения внутри такой оболочки бывает светлее, чем снаружи. В подкупольных пространствах гасятся шумы и равномернее распределяется звук. 

Корпус «Школа». План.
Корпус «Школа». План.
Корпус «Школа». Разрез.
Корпус «Школа». Разрез.

У кольцеобразного павильона «Школа», поблескивающего алюминиевой «кожей»,  жесткая привязка к гостинице, поскольку большая часть обслуживающих помещений остается там: номера, столовая, гардеробные, санитарно-технические службы. Так что «Школу» расположили чуть восточнее административного корпуса и предусмотрели между ними теплый переход. 

Объемы же «Спорт» и «Искусство» разместили на участке так, что они образуют пропилеи по бокам центральной аллеи, ведущей от главного входа в существующее здание образовательного центра на юг, в сторону пляжа. При этом «Спорт» оказывается в зоне уже оборудованных открытых спортивных площадок, а «Искусство» — на берегу водоема, как какой-нибудь современный «звездный» музей.

Продолжением сложного паттерна фасада стали мансардные окна VELUX. Стеклопакеты с рамами из клееной сосны и пониженным пропусканием солнечной энергии защищают помещение от лишнего тепла, а некоторые снабжены встроенным приводом дистанционного открывания: в случае дождя они закрываются автоматически. Часть окон на дистанционном управлении интегрированы в общую систему дымоудаления.

«Школа» имеет кольцеобразный план: в результате два этажа учебного корпуса — это сплошная анфилада, на которую нанизаны разные функции. В одно полукольцо включены химические лаборатории, во второе — физические. В универсальных классах-трансформерах можно проводить занятия по любому предмету и в любом составе: звукоизоляционными перегородками кабинеты делятся на два или три поменьше. Десять рекреаций, по пять на каждом учебном этаже, разрезают идущую по кольцу анфиладу. Все они сосредоточены вокруг вертикальных коммуникаций, что удобно с точки зрения навигации. На первом этаже из рекреаций есть выходы в парк, а наблюдать его можно и изнутри. На втором этаже две рекреации спроектированы в виде амфитеатра.

Десять рекреаций, по пять на каждом учебном этаже, разрезают идущую по кольцу анфиладу. Все они сосредоточены вокруг вертикальных коммуникаций, что удобно с точки зрения навигации. На первом этаже из рекреаций есть выходы в парк, а наблюдать его можно и изнутри. На втором этаже две рекреации спроектированы в виде амфитеатра.  

Во внутреннем дворе будет комфортно даже в жаркую погоду: по периметру он озеленен и частично перекрыт перголами из солнцезащитных ламелей. В центре устроен класс-поляна под открытым небом: дети будут собираться под сенью зеленого дуба и слушать рассказы ученого-преподавателя. А на переменах — бегать по кругу: это гораздо полезнее, чем по прямой.

Корпус «Спорт». План.
Корпус «Спорт». План.
Корпус «Спорт». Разрез.
Корпус «Спорт». Разрез.

Двухэтажный каплевидный объем спортивного корпуса, перекрытый деревянными рамными конструкциями, внутри устроен как каскад из двух террас. На нижней расположены бассейны, на верхней — универсальные спортивные залы, под которыми удачно вписаны гардеробные и раздевалки. Такое эффективное и компактное решение возможно благодаря эллипсоидной форме оболочки, способной органично «объять» помещения с различными плановыми и высотными габаритами без увеличения строительного объема. Освещенные верхним светом, оба уровня образуют в подкупольном пространстве единый спортивный форум. И здесь, как и в учебном корпусе, присутствует живое напоминание о том, что вы находитесь в городе-курорте, — визуальная и физическая связь с ландшафтом: из расположенного на первом этаже закрытого пресного бассейна можно выплыть в открытый, с искусственно соленой водой. 

В основе текста материал из ПР83

читать на тему: