
Актуализация и восстановление стелы-панно «Радость труда» в Тольятти
Недаром фрагмент панно попал на обложку ПР2025: проект беспрецедентный, и слово «актуализация» в нем далеко не случайно. Работа художников-мозаичистов эпохи СССР должна быть быть не просто восстановлена, но и стать современным центром притяжения, привлекая не только ценителей искусства, но и туристов и жителей города. Новое общественное пространство, доминантой которого оказался мозаичный брус, — яркий акцент линейного центра Автозаводского района Тольятти. А стела, наконец, вернула себе статус главного шедевра в коллекции мозаичных панно города эпохи модернизма.
Самарская область, г. Тольятти, Приморский б-р, 37 (рядом с ДК «Волгарь»)
фото: Константин Антипин, Иван Кузнецов, Артем Чернявский, Алина Паранина, Павел Зверев, Мария Степанова, Александр Москотин
2019-2023
cтоимость восстановления стелы-панно:
39,45 млн руб.
cтоимость благоустройства:
30,546 млн руб.
0,38 га
размеры стелы:
5,2×50×3 м
общая площадь мозаики:
ок. 545 м2
Центр урбанистики / Центр креативных индустрий Тольяттинского государственного университета
Михаил Криштал, Дмитрий Микель, Мария Степанова, Иван Кузнецов, Игорь Панов, Алексей Зуев, Владимир Игнатьев, Александр Морозов, Елена Василик , Евгения Зуева, Александра Дамиани, Анна Иванушкина, Виктор Паравин, Алиса Хомутова, Алина Паранина, Юрий Верин, Евгений Хмелев, Наиль Зуев, Павел Зверев, Антон Иванушкин, Наталья Зуева, Ольга Седых (Лыкова), Юрий Богданов, Юрий Игнатьев, Антон Игнатьев, Максим Куликов, Константин Колоссов
Информация от авторов проекта:
Проектирование стелы началось еще в 1970-х годах в Москве, а официальное открытие состоялось в 1981 году. Работу над созданием монумента по эскизам Юрия Королёва вёл комбинат монументально-декоративного искусства Московского союза художников.
Одно из первых упоминаний о стеле можно найти в девятом томе издания «История искусства народов СССР» (1982 год). «...Неподалеку от этого дворца (дворец спорта „Волгарь“. — ред.), на площади, окруженной гранитными ступенями, воздвигнут необычный монумент, посвященный 50-летию советской власти. Это, пожалуй, первый в нашей стране памятник, созданный преимущественно средствами монументальной живописи», — отмечается в источнике.
По всему периметру стелы смальтовой мозаикой выложены картины, иллюстрирующие ключевые события истории советского периода (16 сюжетов), начиная от революции 1917 года и заканчивая «трудовой героикой» времен проектирования монумента, в том числе о строительстве Автограда и ВАЗа, выпуске первого советского автомобиля. Создание стелы приурочено к присвоению Волжскому автомобильному заводу имени 50-летия СССР в 1972 году. По замыслу архитекторов и градостроителей, «Радость труда» расположилась в структуре линейного центра Автозаводского района недалеко от набережной и группы спортивных объектов.
«Живописно-ритмическим мотивом, объединяющим все композиции мозаичного фриза, является струящаяся полоса красного знамени, которая то как бы выступает вперед, то уходит в глубину, приобретая при этом густые, темно-пурпурные оттенки. Колорит мозаик построен на чередовании тёмных и более светлых частей. Разнообразные оттенки красного сочетаются с золотым смальтовым фоном и отдельными акцентами зеленого, синего и белого», — написано в той же книге.
Современные специалисты считают «Радость труда» действительно уникальным объектом и подтверждают его художественную ценность. Это связано прежде всего с масштабами выполненной работы. Материалы для создания стелы изготавливались в разных городах Советского Союза: Ростове-на-Дону, Лисичанске, Костино. Всего для создания стелы использовалось более 3,5 миллионов элементов мозаики сотен разных оттенков.
Разрушение памятника сделало его еще более символичным. Создававшаяся по крупицам, как нечто совершенно новое и уникальное, мозаичная стела-панно буквально олицетворяла своё время, но с развалом Советского Союза была оставлена и забыта. Несмотря на свою уникальность, долгое время панно было заброшенным. Огромные части мозаики со временем были утеряны, а территория вокруг покрылась зарослями, скрывающими монумент от горожан.
Стела, называвшаяся когда-то «золотым брусом Советского Союза», была вынесена из реестра памятников в 2011 году (решение Думы г.о. Тольятти II созыва № 858 от 21.06.2000 «О Реестре памятников истории и культуры города Тольятти, Концепции сохранения и использования историко-культурного наследия г. Тольятти, Положении «Об охране и использовании памятников истории и культуры г. Тольятти» — утратило силу — см. Решение № 722 от 21.12.2011). Мозаичная стела-панно превратилось в «муниципальную собственность», с таким же статусом, как любая малая архитектурная форма...
В мае 2016 года с созданием паблика в социальной сети «ВКонтакте» собралась инициативная группа сторонников восстановления стелы. Активисты занимались сбором подписей за восстановление монумента, обращались к городской администрации. Благодаря многочисленным запросам в администрацию города проведено межевание земли, и монумент получил собственную территорию. Но своим главным достижением активисты считают привлечение внимания городской администрации к стеле.
С 2019 года сотрудники центра урбанистики ТГУ (Степанова М.А., Кузнецов И.И.) активно занимались проектом актуализации и восстановления стелы-панно «Радость труда», целью которого было не только восстановление самой мозаики, но и актуализация значимости объекта декоративно-монументального искусства через создание нового общественного пространства — культурного центра и уникальной достопримечательности, как для горожан, так и для гостей города Тольятти. Архитекторы собирали информацию об объекте, вели исследовательскую работы, разрабатывали варианты того, как совместными усилиями университета, администрации, городских сообществ восстановить памятники, искали способы финансирования.
В 2020 году проект показали на XVII Всероссийском конкурсе «Моя страна — моя Россия», где он был отмечен бронзовой медалью. Это стало достойным основанием, чтобы представить проект администрации города, как уже «получивший поддержку» на всероссийском уровне. После презентации проекта при администрации была организована рабочая группа, которая занялась различными организационными и техническими вопросами. Было принято решение о необходимости восстановления.
Особо остро вопрос сохранения стелы-панно встал в 2021–2022 гг., когда стало понятно, что разрушения достигли критического уровня и мозаика может быть утрачена безвозвратно. В 2022–2023 гг. на средства города восстановление стелы было реализовано силами Центра креативных индустрий ТГУ. Эскизы утраченных фрагментов выполнил директор института изобразительного и декоративно-прикладного искусства ТГУ, профессор живописи Игорь Панов.
Под руководством Алексея Зуева над восстановлением стелы в течение 12 месяцев трудились 25 мозаичистов, включая штатных сотрудников ТГУ, выпускников университета, сотрудников Музея актуального реализма, волонтеров, а также приглашенных специалистов — группу пяти мозаичистов из Санкт-Петербурга (руководитель — Владимир Игнатьев). Строительно-ремонтные работы в ходе восстановления стелы выполнены силами субподрядной организации ООО «Волжская Строительная Компания» (руководитель строительных работ — Александр Морозов). Восстановительные работы состояли более чем из 20 различных этапов, начиная от детального обследования мозаики в августе 2022 года и заканчивая гидрофобизацией всей поверхности панно специальными составами в августе 2023 года. Для придания стеле первоначального вида потребовалось удалить с поверхности старую, деформированную смальту, восстановить утраченную штукатурку с устройством проволочного каркаса, укрепить всю площадь стелы специальными химическими анкерами для предотвращения разрушения, инъектировать в полости штукатурных слоев расширяющийся микроцемент, сделать новую кровлю с рубероидом и небольшим козырьком, демонтировать старую бетонную площадку под стелой и украсить новую площадку с тумбами гранитом, подобранным под цвет первоначальных образцов, очистить мозаику от атмосферных осадков, граффити и минеральных отложений, сделать новую систему ливневок для отвода осадков с крыши стелы. Отдельного внимания заслуживают работы по воссозданию 200 квадратных метров утраченных участков мозаики, над которыми художники в плотном режиме трудились в мастерских ТГУ с декабря 2022 по апрель 2023 года, а затем непосредственно на стеле — по сентябрь 2023 года.
Параллельно восстановительным работам Центр урбанистики занимался разработкой вариантов общественного пространства на территории стелы, обсуждением их с администрацией и горожанами, актуализацией отношения горожан к заброшенному объекту через исследовательскую, проектную и просветительскую работу.
Так, было понятно, что если само мозаичное панно реально восстановить в высокой степени схожести с первоначальным вариантом (что и прозошло), то пространство рядом со стелой уже не могло быть восстановлено в прежнем виде: кадастровый участок значительно уменьшился. Изменения произошли и на идеологическом уровне: в документах периода создания стелы территория рядом с ней была обозначена как «главная площадь» Автограда. Однако в настоящее время рядом появилась новая застройка и идеологический запрос изменился. Поэтому одним из вызовов было найти новое предназначение пространству и сделать его посещаемым и востребованным.
Было рассмотрено четыре сценария развития территории. Первый предполагал восстановление мозаики и благоустройство территории с фокусом на сам объект монументального искусства. Вариации второго предусматривали создание навеса над стелой: в одном случае из прозрачного стекла (по аналогии с навесом, возведенным над мозаичным панно Марка Шагала в Чикаго), а во втором — большего по площади навеса, с дополнительными опорами для наилучшей защиты от разрушительного действия атмосферных осадков.
Третий вариант также предполагал создание навеса, но накрывал он не только стелу, но и спроектированный павильон для творческой и коммерческой активности. В остальных модификациях этого варианта павильон располагался уже на кровле с функцией смотровой площадки.
В рамках четвертого — и самого дорогостоящего варианта — предлагалось возвести капитальный павильон — выставочное пространство (филиал Государственной Третьяковской галереи), главным объектом показа которого станет стела-панно «Радость труда» (как детище прославленного художника и директора Третьяковской галереи с 1980 по 1992 год Юрия Константиновича Королёва). Однако из-за высокой стоимости и отсутсвии поддержки со стороны Третьяковской галереи пришлось от него отказаться практически сразу.
В конце 2021 года провели голосование, и жители высказались за разработку проекта благоустройства территории вокруг стелы-панно по первому сценарию.
Фоном всех сюжетов стелы служит красное знамя — именно оно легло в основному колористического решения общественного пространства: мощение на территории выполнено из белых плит с красными полосами, ориентированными на опоры мозаичного панно, в красном цвете выполнены также фонари и арт-объект.
Общественное пространство спроектировано таким образом, чтобы в проектном решении прочитывалось многократное повторение современной интерпретации элемента мозаики — пикселя, который выступает в качестве связующего звена всех элементов благоустройства. Укрупненные пиксели — это сетка мощения всей площади, квадратные по своей форме клумбы, выступы бортика-ограждения, который можно использовать для сидения: он покрыт деревянным настилом, на нем можно удобно расположиться для отдыха, а также выбрать любое место для фото.
Сам борт-ограждение тоже повторяет идею развивающегося знамени. Помимо мест для сидения и фотографирования, он образует защитный барьер, препятствующий прямому доступу к мозаике и излишним прикосновениям, обеспечивая оптимальное расстояние для восприятия.
Форма уникальных фонарей, обрамляющих площадь, повторяет абрис стелы, а на опорах освещения расположена дополнительная подсветка поверхностей монумента, создающая световой акцент в темное время суток. Арт-объект представляет собой перекрестье абрисов (поперечных очертаний) мозаичного панно, образно отсылающих нас к мыслям о факеле и огне созидания. Он является ориентиром для посетителей, идущих со стороны Итальянского сквера и Дворца спорта «Волгарь» — при определенных ракурсах он выглядит как приглашающая арка входа.
Озеленение территории состоит из невысоких кустарников и композиций из многолетних цветов и трав, которые не будут закрывать вид на мозаику, а оттенки листвы и соцветий специально подобраны, чтобы подчеркнуть яркие краски смальты. По периметру высажены клены татарские и рябины, гроздья ягод которых напоминают элементы смальты и будут перекликаться по цвету с основными декоративными элементами.
К настоящему моменту не удалось реализовать на территории (но продолжается работа для дальнейшей реализации):
— музейно-информационный павильон с основной информацией о мозаичном искусстве, мозаиках Тольятти (выставки, пространства для мастер-классов и лекций);
— пергола для отдыха и созерцания стелы в тени;
— информационные стенды с информацией об истории стелы, сюжетах и истории создания и восстановления (в внедрением мозаичных элементов — чтобы посетители могли прикоснуться к мозаичной поверхности);
— еще один арт-объект в виде арки (с противоположной — южной — стороны стелы).
Точно не удастся реализовать увеличение территории в сторону гостиницы «Вега» (что позволило бы создать прямой пешеходный транзит со стороны гостиницы и набережной). Но авторы все еще не теряют надежду и ведут работу, чтобы включить в развитие территории линейного центра (в котором находится стела-панно) аллею для пешеходного транзита, но уже со смещением от основной оси стелы. В любом случае, наличие прохода до стелы будет лучшей возможностью для развития общественных пространств линейного центра Автозаводского района, создание постоянного пешеходного трафика и реализации идей и задумок градостроителей — создателей Автограда.