Проект экспозиции «Планета Океан» Музея Мирового океана в Калининграде
Новый корпус калининградского Музея Мирового океана ожидает постоянной экспозиции не первый год. С 2021 по 2022 год Комбинат музейно-выставочного искусства (КМВИ) работал над проектом экспозиционной архитектуры для нового корпуса «Планета Океан». Многолетний опыт КМВИ в создании музейных
и выставочных объектов позволяет предположить, что Калининград имел возможность получить для своего знакового музея экспозицию самого высокого уровня. Однако по причинам, не связанными с культурными и художественными аспектами, даже безупречные проекты не всегда доходят до этапа реализации.
Цель данной публикации — не только показать, каким мог бы стать Музей Мирового океана, но и рассказать о той важной составляющей экспозиционной архитектуры, которая чаще всего остается вне поля зрения. Нереализованные проекты, если речь идет о профессиональной команде, — это серьёзная работа, в которую вложено много творческой энергии и сил, и она достойна внимания. Как показывает история, неосуществленные замыслы иногда оказывают ощутимое влияние на развитие художественного мышления, даже если не получают прямого воплощения. Можно вспомнить известные архитектурные фантазии Дж. Б. Пиранези или так называемую «бумажную архитектуру» советской эпохи. Проект экспозиции «Планета Океан» созданный Комбинатом, полностью готов к реализации и является образцом отточенности, согласованности всех составляющих, детальной проработки элементов. И это безусловно хороший пример для рассказа о том, из каких элементов и как выстраивается современный концептуальный дизайн музейной экспозиции.
Большую сложность в работе над музейным проектом представляет перевод с письменного научного языка на экспозиционный язык образов и форм. Над созданием научной концепции и тематической составляющей будущей экспозиции, как правило, трудится множество научных сотрудников, причем каждый из них специализируется именно в своей узкой области знания. Задача творческой команды, работающей непосредственно над художественным воплощением, — привести разнородный информационный массив к общему стилевому знаменателю. В случае с экспозицией Музея Мирового океана само содержание и тематический состав (естественные науки, история, техника и технологии) обязывали к предельной концептуализации архитектурно-художественного решения.
В основе художественной концепции — представление об океане как планетарном феномене. Идея океана-планеты заложена не только в научной разработке музея, но и в архитектуре здания, представляющего собой сферу, обрамленную волнообразной конструкцией. Архитектура и содержательная база обусловили соответствующее интерьерное решение и образную структуру экспозиции. Центральный символ в этой разветвленной системе — биореактор, отражение Мирового океана как планетарной лаборатории, в которой возникает и развивается жизнь на Земле. Все тематические разделы представляют собой научно-исследовательские лаборатории, разместившиеся одна над другой на семи экспозиционных уровнях здания. Отправной точкой движения по музею на первом уровне является «Лаборатория Балтики», выполняющая роль географического сцепления: через Балтийское море осуществляется связь места расположения музея с глобальным океаном. Дальше все пространство музея от «Зала аквариумов» и «Зала Большой волны» выстраивается по принципу постепенного развития от Мирового океана к Космосу и технологиям, от биологического к цивилизационному, от биосферы к ноосфере, от нижних уровней к верхним. «Лаборатория Красоты», завершающая путешествие по музею, в этой системе — это отсылка к библейскому седьмому дню творения и метафора отдыха. Обобщающий образ музея — космический корабль — читается как высший этап развития разумной жизни на Земле, вышедшей из океана, а также как своеобразный «космический синтез» всех точек зрения на океан в рамках экспозиции. Все этажи здания заключены в единый смысловой и образный каркас, и каждый элемент как в экспозиционной архитектуре, так и в функциональных интерьерах, подчинен общему замыслу.
Была продумана система смысловых звеньев, на которые опирается архитектурно-художественный проект. Каждое звено — одна из базовых форм интерпретации научной концепции музея, которая в жесткой связке с другими формами образует уравновешенную и целостную структуру. Архитектурный принцип согласованности всех смыслов и образов — основное условие концептуальности проекта. Этот принцип сжато можно представить в виде системы бинарных соответствий: основной тезис — образное решение. Среди экспозиционных воплощений принципа: Планета Земля — «Планета Океан»; космический корабль — лаборатории тематических блоков; биологическая структура — архитектурная тектоника; биолюминесценция — свето-динамические композиции; живая клетка — техническая бионика и т.п.
Каждый из ключевых образов раскрывается по-разному в различных разделах экспозиции, являясь его интерпретацией сквозь призму каждой «лаборатории», зала или функционального пространства. Все интерьеры музея, начиная с входной зоны, пронизывает архитектурная структура «волна», которая непосредственно отсылает к образу океана, а также к волновой природе различных физических явлений и процессов. В «Лаборатории Балтийского моря» волна решена в виде комплекса архитектурных структур, напоминающих снежно-ледяной массив, так как Балтийское море образовалось в результате таяния ледника. В «Лаборатории жизни» волна сформирована в виде конструкции, похожей на клеточную мембрану, и далее в разделе рассказывается о зарождении биологической жизни в океане. «Лаборатория воды и воздуха», объединяющая темы гидросферы и атмосферы Земли, интерпретирует волну как парус. Тема волны стала основой архитектурно-художественного решения «Зала Большой волны» — особого вертикально ориентированного пространства музея, проходящего через все экспозиционные лаборатории. Здесь тема волны решена в комплексе трех экранных плоскостей различной конфигурации, демонстрирующих видео запись океанских волн. С образом космического корабля наиболее отчетливо связано архитектурно-художественное решение «Лаборатории технологий», организованной по модульному принципу с мобильным комплексом выставочного оборудования. Раздел предназначен для размещения временных экспозиций, важной задачей дизайна является унификация, приведение к стилистическому единству разнородных элементов.
Также для каждого уровня разработан тематический блок «научный модуль» — интерактивное пространство, стилизованное под научно исследовательскую лабораторию. Техническая эстетика интерактивных зон поддерживает концепцию космической лаборатории. Лаконичный и ясный дизайн соединяет минималистические черты и бионический подход, позволяя органично вписывать «научные модули» в контекст различных разделов экспозиции музея.
Каждый раздел расставляет свои акценты в соответствии с основной темой и ее цветовой интерпретацией. Например, в «Зале аквариумов» обобщающий образ Мирового океана дан через глубокие оттенки синего и динамический световой сценарий. Яркая подсветка концентрирует внимание на обитателях аквариумов, а пространство для посетителей имеет приглушённое освещение, сопровождающееся световыми эффектами каустики. По тому же принципу в «Лаборатории жизни» биологической теме соответствуют оттенки зеленого цвета как основного, в «Лаборатории воды и воздуха» основная тема раскрывается в голубом. Для подводящей итог экспозиции «Лаборатории красоты» выбран белый цвет, оживляемый подсветкой с нежно-голубыми и розовыми фильтрами. Такое решение основано на ассоциативной связи с отдыхом на берегу океанского или морского побережья.
В рамках проекта была разработана подробная структура объектов, и для каждой витринной зоны, макета, мультимедиа или графики в деталях продумано соответствующее содержанию экспозиционное решение. Ключевые темы в разделах раскрываются через инсталляционный подход, сочетающий экспонаты и художественное решение в порой неожиданных для посетителя формах выразительных, информационно- насыщенных, образных арт-объектов. При этом всегда сохраняется стилевое единство, композиционная и смысловая согласованность всех пространственных элементов между собой. Примером может служить инсталляция «Исполины океана», в центре которой размещены — в подвешенном положении и на подиуме — крупногабаритные экспонаты (скелеты китов. и других морских млекопитающих). Рядом располагается витрина «Паспорта китов» с образцами подлинных документов советского китобойного судна — научных паспортов убитых китов. Драматургия темы раскрывается в сопутствующем мультимедийном оборудовании и с помощью художественных элементов. Над скелетами размещен арт-объект «Душа кита» в виде имитации паспортов китов, закреплённый с помощью системы подвесов и парящих в динамическом движении. Все вместе художественные средства создают мощный образ морского исполина, парящего над головами посетителей и тающего на их глазах, что является метафорой сложного взаимоотношения человека и крупнейших обитателей океанских глубин. Инсталляции являются акцентными звеньями экспозиции всех «лабораторий» и залов, составляя ее архитектурно-художественный каркас.
Стиль графики также обусловлен естественнонаучной основой концепции. Образ корабля-лаборатории поддерживается графическими элементами в интерьере — акцентные цифры, лаконичный шрифт, отметки уровней, шкалы, фрагменты острой технической графики. Энциклопедическая эстетика и технические корабельные элементы проявляют в себя в различных типах графических структур, а также лежат в основе сформированного в рамках проекта фирменного стиля. Являясь компонентом последнего, знак музея несет в себе несколько смысловых пластов. Круг символизирует сферу, отсылая к основным образам концепции — планета, био- и ноосфера. Круг — это также буква, первая в слове «океан». Пересекающая круг пунктирная линия — это буква «О», написанная азбукой Морзе, в этом аспекте она символизирует разум. Также линию можно воспринимать как центральную ось планеты или как ватерлинию, проходящую по борту научного судна. Смысловая многослойность логотипа — профессиональный почерк, по которому узнаются экспозиционные проекты Комбината.
Проект включил в себя множество элементов, позволяющих составить общее представление о будущей экспозиции, и погрузиться в ее детали. Для каждого мультимедиа объекта был составлен паспорт с информацией о характере контента и способе его представления. Для всех разделов был написан подробный маршрут посетителя, отразивший смысловое наполнение, логику построения экспозиции и сценарий взаимодействия с ее элементами. Кроме основных экспозиционных лабораторий и залов, в состав проекта вошли интерьерные решения для библиотеки, конференц зала, а также тщательно продумана входная группа, включающая в себя холл музея, сувенирный магазин и кафе.