Подземный музейный комплекс в Балаклаве

Бывшая подземная база подводных лодок в Балаклавской бухте представляет собой секретный стратегический объект времен Холодной войны (Объект 825 ГТС и 820 РТБ ВМФ СССР) – сооружение противоатомной защиты первой категории, включающее комбинированный подземный водный канал с сухим доком, цеха для ремонта, склады, минно-торпедную часть. В начале 2000х база стала частью Военно-исторического музея фортификационных сооружений.

расположение:

г. Севастополь, Балаклава, Таврическая набережная, 11

Фото: Юрий Югансон 

общая площадь проектирования:

8500 м2

реализация:

2021

авторы проекта:
Wowhaus

Руководители бюро: Олег Шапиро, Дмитрий Ликин Главный архитектор проекта: Екатерина Ковбашина Руководители  проектных групп: Дарья Ионова, Татьяна Старченко Архитекторы: Екатерина Кургеева, Анна Бычкова, Мария Топорова, Валерия Лифшиц, Александра Бритвина, Ольга Павленко, Даниэле Ферарри, Юлия Пушкина, Глеб Перевозников, Виктория Дзеранова, Виктория Егорова

Концепция музея и разработка контента: «Красный квадрат»

Световые решения: студия “Yarko Yarko”

Подземное сооружение площадью 20 000 м2 прокладывали с помощью взрывов направленного действия. Вход в засекреченный объект был скрыт в массиве скалы и незаметен со стороны бухты. В случае ядерного удара канал длиной 602 м становился убежищем, вмещающим 10 подводных лодок и тысячу человек. 

В 2021 году объект был музеефицирован в соответствии с современными техническими нормами: установлены система пожаротушения, безопасные ограждения, впервые организована входная группа с кассой и местом выдачи аудиогидов.

Экспозиция музея состоит 10 зон, которые посетители проходят последовательно. Длина всего маршрута составляет 600 м. Разделы экспозиции рассказывают об истории создания объекта, особенностях организации противоатомного убежища, подводных лодках и городах-героях, посетитель проходит через транспортный тоннель, сухой док и морской канал.

Главным экспонатом является сам военный объект, историю которого лучше всего показать внутри него самого, не имитируя при этом то, что могло здесь происходить, а показать историю объекта глазами современного человека. Чтобы подчеркнуть аутентичность и историю места, были сохранены оригинальные детали базы, в частности накладки из свинца, необходимые для того, чтобы создавать герметичность во время ядерного удара или мощные металлические защитные двери помещений, где хранились ядерные заряды.  

Экспозиционные решения выстраиваются вокруг использования света, звука и проекций на фактуры пространства.
Экспозиционные решения выстраиваются вокруг использования света, звука и проекций на фактуры пространства.

Экспозиционные решения выстраиваются вокруг использования света, звука и проекций на фактуры пространства. Световые инсталляции показывают мощность действия ударной волны: если она прошибает входные шлюзы, тоннель гасит ударную волну и находящиеся внутри него люди могут выжить. Ширина световых полос от большего к меньшему показывает уменьшение мощности действия ударной волны. 

Во второй части Транспортного тоннеля создано динамическое освещение, которое ритмично и последовательно включается и выключается по мере прохождения людей по коридору. В каждом зале продуман звуковой ландшафт, усиливающий эффект погружения в историю. 

Отдельная экспозиция рассказывает о семи системах жизнеобеспечения противоатомного убежища и представляет из себя инсталляцию из каркасных кубических модулей. Особенность такого решения – способность экспозиции к трансформации при изменении выставки, ее легко увеличивать и видоизменять с помощью дополнительных встраиваемых полок.

В стене по ходу движения в длинной нише располагаются экспонаты подводных лодок, словно парящих в толще воды. Под каждой лодкой находится масштабная линейка, позволяющая посетителю понять реальный размер судна. 

Экспозиция заканчивается залом памяти с символической инсталляцией из бумажных корабликов и проецируемыми на стены фотографиями погибших подводников.

В конце 2021го года ко входу в музейный комплекс отбуксирована подводная лодка, которая стала дополнительной экспозицией.

читать на тему: