Бауманская инженерная школа №1580 в Москве

Открывшаяся в 2023 году школа в новом районе «Символ», хотя и реализованная с некоторыми отступлениями от проекта, сразу стала одной из лучших школ Москвы благодаря не только оператору — техническому университету им. Баумана — но и самым современным приемам организации образовательного пространства.

расположение:

Россия, Москва, Золоторожский вал, вл. 11

фото:
Ольга Алексеенко

проектирование:

2016-2021

реализация:
2021-2023

площадь участка:

2,31 га

площадь застройки:
9737 м2

общая площадь школы:
17892 м2

этажность:
4

количество учеников:
1225

авторы проекта:
ATRIUM

Антон Надточий, Вера Бутко, Дмитрий Худеньких, Алексей Сорокин, Ольга Романова, Петр Алимов, Анастасия Галуткина, Екатерина Котлова, Александр Комиссаров, Анна Аленичева, Иван Хрипков

Территорией ЖК «Символ», где находится новая школа, мастерская ATRIUM занимается уже с десяток лет, разработав для района на бывшей территории завода «Серп и молот» комплекс решений — начиная от мастер-плана, дизайн-кода и архитектуры домов и заканчивая автомобильно-пешеходным мостом и парком «Зеленая река». Проект оказался знаковый — и для города, перезагружающего одну из крупнейших промзон в Лефортово, и для бюро, которое разработало уже несколько очередей и продолжает упражняться в создании здесь разнообразной и живой, но в то же время узнаваемой и стилистически единой среды.

Так как окружающая застройка довольно высокая, с крышей школьного здания работали как с полноценным пятым фасадом, на который «переходит» рисунок мощения возле здания
Так как окружающая застройка довольно высокая, с крышей школьного здания работали как с полноценным пятым фасадом, на который «переходит» рисунок мощения возле здания

С другой стороны, 20 из 30 лет своего существования ATRIUM занимается проектированием образовательных пространств, накопив значительный опыт, и школа в «Символе» должна была стать рафинированным воплощением выработанных за эти годы принципов (позже сформулированных в исследовании «Архитектура развития. Методология проектирования современных школ»).

Таким образом, для бюро ATRIUM проект еще одного здания Бауманской школы был важным и символичным в квадрате. Хотя формы, в которые архитекторы мастерской облекают свои пространства, далеки от квадрата и прочей очевидной геометритизации.

Пять функциональных блоков сплавлены в одну живописную зигзагообразную форму: спортивно-медицинский, блок начальной школы, блок средней и старшей школы (включая мастерские по работе с деревом и металлом), блок информационного центра / зрительного зала и рекреационный блок. Последний, представляющий собой многосветное пространство вестибюля с открытой лестницей и ступенчатым амфитеатром с трибунами, служит между ними своего рода «шарниром», связующим звеном и внутренней архитектурной доминантой.

Это место коммуникации и конструктивного взаимодействия, организованных встреч и спонтанного общения. Можно сказать, что по крайней мере в новых школах Москвы, где департамент образования уже включил атриумы в свой стандарт, такое многосветное общественное «ядро» — неотъемлемая составляющая. Сегодня даже сложно поверить, что на момент проектирования Бауманской школы архитекторы, пытаясь согласовать атриум и максимальную открытость и прозрачность в целом, столкнулись с проблемами.

Этот рекреационный, событийный и транзитный узел является связующим как на функциональном, так и на идеологическом уровнях. Здесь пересекаются ученики разных возрастов, проходят встречи и собрания
Этот рекреационный, событийный и транзитный узел является связующим как на функциональном, так и на идеологическом уровнях. Здесь пересекаются ученики разных возрастов, проходят встречи и собрания

Тогда, в 2016-2017 годах, еще не была закончена Школа Летово (в ее проекте тоже принимали участие ATRIUM), только-только достраивалась «Хорошкола», российские прецеденты отсутствовали, и заказчик полагал, что слишком большое количество витражей будет мешать образовательному процессу.

Широкие оконные проемы позволяют максимально использовать дневной свет, создавая комфортную образовательную среду. Это не только снижает энергопотребление и экологическую нагрузку, но и способствует повышению продуктивности и концентрации учащихся, а также создает приятную атмосферу, способствующую здоровью и психологическому комфорту
Широкие оконные проемы позволяют максимально использовать дневной свет, создавая комфортную образовательную среду. Это не только снижает энергопотребление и экологическую нагрузку, но и способствует повышению продуктивности и концентрации учащихся, а также создает приятную атмосферу, способствующую здоровью и психологическому комфорту

Между тем проницаемые рекреации и застекленные классы с обилием естественного света создают открытое, единое и доступное образовательное пространство. Оно не только не отвлекает учащихся, но и улучшает их интеграцию в образовательные и культурные процессы, происходящие в школе.

Возможность размещения интерактивного музея и временных творческих выставок способствует расширению образовательных возможностей и стимулирует интерес к искусству и культуре
Возможность размещения интерактивного музея и временных творческих выставок способствует расширению образовательных возможностей и стимулирует интерес к искусству и культуре

Атриум же в данном случае позволяет формировать новые визуальные связи, что положительно влияет на образование сообществ внутри школы и вовлекает учеников в школьную жизнь. Этому же служит подход ATRIUM работы со зданием как с мини-городом, где возникают разные типологии пространств: внутренние улицы, площади и зеленые оазисы, визуально связанные с экстерьером.

Планы 1-4 этажей
Планы 1-4 этажей

Так, примыкая к центральному ядру с двух противоположных сторон, спортивно-медицинский блок и блок общешкольных помещений образуют главный вход в здание и обширную площадку перед ним: для общих сборов и торжественных мероприятий. Чтобы эта площадь случилась, от дороги сделан намеренный отступ. При этом пространство организовано так, чтобы главный вход просматривался от основного входа на территорию школы: так родители будут видеть входящих и выходящих детей.

Для ATRIUM очень важна идея интеграции школы в город и ее роль смыслового и функционального центра района. Поэтому отдельные входы предусмотрены не только в блок начальных классов, но и в спортивный блок, и в медиа-библиотеку. Вход в двухуровневую медиатеку расположен слева от главного входа и акцентирован консолью на ногах с ярко оранжевым «нутром» (и перед ним сформирована еще одна уютная мини-площадка).

Предполагается, что медиатекой в неурочное время смогут пользоваться жители района и проводить здесь лекции, устраивать кинопоказы, мастер-классы и т.д.
Предполагается, что медиатекой в неурочное время смогут пользоваться жители района и проводить здесь лекции, устраивать кинопоказы, мастер-классы и т.д.

Как лучи знания проникают в юные умы, так красные, желтые и оранжевые всполохи цвета то тут, то там высвечивают школьные пространства. Желтый, например, акцентирует блок начальной школы на фасаде со стороны закрытого двора. Общий прием оформления окон — асимметричное цветное обрамление (в основном серое), так что кажется, что само окно расположено под углом к плоскости фасада, — желтая часть стены обыгрывает буквально, «утапливая» два окна. Однако по сравнению с изначальным архитектурным замыслом фасадные решения в процессе стройки были оптимизированы и упрощены (а где-то и уплощены).

 

Оранжевым выделена стена спортивного зала и несколько «улиц» между рекреациями, которые плавно перетекают друг в друга. Но рекреации больше не являются транзитными пространствами перехода из одного класса в другой: они оформлены как зоны отдыха с подиумами и пуфами, где удобно расположиться в компании или в одиночку. А еще оранжевый — самый яркий «ингредиент» столовой: в него выкрашена часть стульев.

Ну, а красный встречает прямо на входе — это основной тон того самого атриума. Красным он был и в проекте. Тем не менее, по большей части отделочные материалы, двери, мебель, осветительные приборы были закуплены и установлены не по оригинальному дизайн-проекту. А главное, рабочая документация разрабатывалась другой компанией, и планировочные решения были значительно изменены. Самая вопиющая трансформация — актовый зал развернут на 180 градусов, из-за чего потолок на антресоли медиатеки оказался слишком низким.

Естественное освещение в вестибюле спроектировано так, чтобы создать приятную атмосферу и учесть разные потребности освещения для различных активностей, включая выставки и встречи
Естественное освещение в вестибюле спроектировано так, чтобы создать приятную атмосферу и учесть разные потребности освещения для различных активностей, включая выставки и встречи
Здание школы взаимодействует с окружающим городским пространством, создавая места для праздников и других культурных событий. Это способствует укреплению связи между школой и местным сообществом
Здание школы взаимодействует с окружающим городским пространством, создавая места для праздников и других культурных событий. Это способствует укреплению связи между школой и местным сообществом

Отступления от проекта сказались и на концепции доступности: из-за сдвига отметок разных корпусов внутри появились ступени и пандусы. 

Впрочем, несмотря на несовершенное воплощение проекта, он оказался достаточно стойким к оптимизации, чтобы и после них сохранить полное право называться инновационным.  Тем более, когда речь не про частную школу, где другой уровень возможностей и маневров, а про школу на балансе городского департамента образования.

Уникальный облик, дружелюбные интерьеры, максимально эффективное использование площадей, разнообразные форматы взаимодействия с пространством делают Бауманскую школу в ЖК «Символ» не просто образовательным учреждением, а центром активного обучения, культурных событий и общения, способствуя интеграции с окружающим сообществом и созданию комфортной и вдохновляющей образовательной среды.

 

читать на тему: