Базилика «Угра» в Никола-Ленивце
Новый общественный центр, расположившийся в кемпинге «Звизжанка» на живописном плато на высоком берегу реки Угра на границе Арт-Парка, деревни и национального Парка «Угра», точке взаимодействия художественной, человеческой и природной среды.
Арт-Парк Никола-Ленивец
фото: Андрей Баранов
текст: Анна Кипарис
120м2
2022
ASWStudio/ ведущий Архитектор: Мария Тюльканова
архитекторы: Александр Чумаков, Константин Фоминов
инженеры: Александр Чумаков, Константин Фоминов
Базилика «Угра» разместилась таким образом, чтобы открыть перед посетителями вид на долину реки и новый объект Николая Полисского «Угруан» и стать местом встречи гостей арт-парка и постояльцев глэмпинга, расположившегося неподалеку. Уютное кафе с деревянной палубой и ажурным фасадом уже стало центром событий и новым мультифункциональным пространством: здесь проводят лекции, публичные мероприятия и музыкальные встречи.
Объекты арт-парка с самого его основания образуют собственную невидимую связь, — художники и архитекторы подчиняются негласным правилам, благодаря которым создают разные, но близкие по духу сюжеты огромного ансамбля, покрывающего 650 гектаров лесов и полей. Важную роль в этом процессе играет преемственность материалов и идея сохранения целостности ансамбля с помощью элементов, которым суждено трансформироваться и стать частью другой постройки. Базилика «Угра» — один из объектов, материалы которого заимствованы у разобранных построек парка. Основную их массу составляют широкие тонкие доски с сечением 100 мм, для проекта использовались как местная древесина, так и переработанные старые детали арт-объектов Никола-Ленивца.
Визуальный образ объекта характеризует двойной каркас фермы, крепящийся к вертикальным опорам под разными углами. Такое решение компенсирует толщину конструкции за счет ажурного рисунка в абрисе жесткости. Легкое устройство деревянных элементов превращает базилику в героя мифического сюжета, отсылая к переплетениям сказочных аркбутанов и старинных стропильных систем. Колонны и фермы спроектированы таким образом, чтобы использовать доски с минимальным сечением, сэкономив на древесине. Для обрешетки кровли и отделки боковых фасадов применялись отходы от производства других арт-объектов парка. Кровля выполнена из молочного поликарбоната, который в дальнейшем можно легко переработать. В строительстве использовано минимальное количество металла, чтобы его можно было разобрать и вывезти, тем самым причинив минимальный вред природе и национальному парку, на территории которого расположен объект.
Внутренний сценарий пространства Базилики развивается относительно его местоположения и частей света. Здесь пересекается несколько лесных троп: боковые фасады имеют собственные порталы в лес, а главный стилобат оформлен амфитеатром с панорамой на реку, где можно полюбоваться закатом. В торцевом отсеке организована рабочая зона и небольшая мансарда-штаб для отдыха и встреч. В глухом фронтоне, подчиняясь рисунку конструкции, прорезано окно-роза, которое выполняет свое основное предназначение: дарит гостям лучи утреннего солнца.
«На протяжении нескольких лет я и команда Арт-Парка вместе с Марией занимались развитием территории парка и его инфраструктуры. Я верю, что Базилика “Угра” - отличный пример не только удачной конструкции и “умной” архитектуры, но и позволяет развивать общественную жизнь Никола-Ленивца и соединяет местных жителей, туристов, а также деятелей искусства в одном месте», - говорит директор КБ “Никола-Ленивец” - говорит о проекте Иван Полисский, управляющий партнер арт-парка «Никола-Ленивец» и член экспертного совета фестиваля «Архстояние».