Беседка Хармса в Хвалынске
Беседка Хармса возникла во дворе небольшого музея в Хвалынске как напоминание о том, что именно в этом городе прошли детские годы писателя. Яркий и броский арт-объект функционален и даже многофукционален: это и сцена, и навес для мастер-классов, и символ присутствия русского авангарда на территории музея маленького русского города
Саратовская область, г. Хвалынск, территория Краеведческого музея, ул. Петрова Водкина, 40
2019
реализация:
2019
ФРСИ, Алексей Комов, Хвалынский краеведческий музей
Алексей Комов
Информация от архитектора:
«Беседка Хармса» спроектирована и установлена на территории Хвалынского краеведческого музея по заказу Фонда развития современного искусства (ФРСИ).
Послереволюционный эстетический бум, давший миру наследие, от которого до сих пор питается современная актуальная мировая культура: русский абсурд, соединение несоединимого, русское чудо.
Традиционная конструкция и корневая форма рождает авангардный конструктивизм и яркий образ. Утопия формирует реальность, а театральность иллюстрирует духоподъемный эмоциональный взрыв эпохи. Пьеса Хармса «Елизавета Бам» — эмоция и абсурд, традиция и авангард.
Стоит отметить, что именно в это время русские архитекторы активно взаимодействуют с разными гранями художественной жизни городов, дав миру понятие «синтетическая культура», в том числе и в области сценографии. Людям необходима была позитивная повестка за окном, несмотря на разруху, которую страна преодолевала после Гражданской войны. Архитекторы активно участвовали в оформлении городов, от ярмарок до манифестаций, оттачивая свое мастерство в «низком жанре», до появления госзаказа в середине 1920-х годов.
Ярчайший пример — павильоны выставки ВСХВ в Москве 1923 года, где ,как на полигоне, все будущие звезды, пионеры русского архитектурного авангарда — от Мельникова и братьев Весниных до Голосова и Гинзбурга — отметились павильонами, вошедшими в историю мировой архитектуры. Без деревянного павильона «Махорка» Константина Мельникова невозможно представить дальнейшее развитие конструктивизма. Это архитектура прямого действия — инструмент изменения пространства и сознания «здесь и сейчас».
Размещение арт-объекта на территории Краеведческого музея города Хвалынска логично вписало его в музейную атмосферу локации и сделало важным элементом территории, задействованного в просветительских мероприятиях: от театральных постановок до лекционных собраний.