Библиотека и арт-резиденция «ШКАФ» в Санкт-Петербурге
В двухэтажной пристройке к жилому дому для молодых рабочих завода «Красный Выборжец» библиотека была изначально. Но когда стало ясно, что обновление неминуемо, руководство, вместо того чтобы пойти по пути «библиотек нового поколения» с их стандартами и типовыми решениями, создало прецедент, уникальный для всего Петербурга (а то и России). На проект обновления провели архитектурный конкурс, привлекли к делу автора оригинального проекта здания и нащупали ни на кого не похожую идеологическую нишу. Теперь это своего рода место синтеза книжной культуры и лаборатории современного искусства, и ради выставок и мероприятий в «ШКАФУ» в Красногвардейский район съезжаются со всего города.
Санкт-Петербург, ул. Маршала Тухачевского, 31Б
фото:
Дмитрий Яров © Serious project
2018-2019
реализация:
2020–2022
1 108,5 м2
Serious project / Александр Белик, Григорий Писаренко
графический дизайн:
Александр Кузнецов
Вышеупомянутый жилой дом — образец позднего модернизма и своего рода местная знаменитость, известная как «дом трехэтажных квартир». Один из его авторов, архитектор Святослав Гайкович, вспоминает, что неожиданное решение, как всегда, родилось из имеющихся ограничений: здание, куда требовалось расселить молодежь из общежитий, получалось вытянутым и развернутым к улице торцом, и один из широких фасадов смотрел строго на север. Чтобы соблюдались нормы инсоляции, комнаты должны были выходить на юг, но тогда северу оставались только кухни и коридоры (руководство завода настаивало исключительно на однокомнатных квартирах). Пришлось разбить небольшие площади около 30 м2 на три уровня и компоновать их между собой, как жилые ячейки в конструктивистских домах-коммунах: прихожая-комната с лоджией-кухня. Между этажами располагались санузлы и кладовые.
Кроме библиотеки в комплекс «Красного Выборжца» входила столовая, проработавшая до 1990-х годов —позже она трансформировалась в магазин, а библиотека так и оставалась библиотекой и прилежно обслуживала весь район. Пока не настал момент перерождения — спровоцированный, как водится, силами обстоятельств и воли отдельно взятых личностей.
Дело в том, что в Санкт-Петербурге (как-никак — культурная столица) конкуренция между библиотеками заметно острее, чем даже в Москве, не говоря уже о других городах. Обновить книжный фонд и оборудование, сделать более или менее современный ремонт и предусмотреть места для выставок, мастер-классов, кафе и коворкинга — недостаточно. Нужен определенный фокус. Например, в библиотеке «Ржевской» — тоже не так давно реновированной — фокус на изучении и популяризации истории все того же Красногвардейского района; Маяковку со всеми ее филиалами отличает доступ к высококлассному оборудованию и софту для решения разнообразных творческих задач; в Лермонтовке есть психологи и библиографы, подбирающие списки источников для научных работ; и т.д. А вот «ШКАФ» решил разложить по своим полочкам сразу четыре направления: литература, архитектура, дизайн и исполнительское искусство. И для каждого найти свое пространство.
Начали с архитектуры — не иначе, сказалась нетривиальная история всего комплекса. Само здание библиотеки, кстати, на обычный шкаф не похоже — у него много срезанных углов и ниш, балкон на втором этаже и световые фонари в кровле. Тем очевиднее было, что полагаться на собственные силы нельзя — в 2018 году заведующая библиотекой Анастасия Гусева организовала конкурс, причем председателем жюри пригласила как раз Святослава Гайковича, спроектировавшего эту библиотеку 40 лет назад, — дабы проследил, чтобы главный архитектурный замысел сохранился. И он, надо сказать, не просто сохранился, но проявился: к примеру, заново открылись зенитные фонари, давно заложенные потолочными панелями. Атриум как световой колодец хоть и работал, но больше никак не использовался. Начинающий осыпаться фасад скорее отталкивал, чем привлекал посетителей. А внутри им и вовсе не было места — пространство до отказа забили книгами, хаотично распределенным оборудованием и видавшей виды мебелью.
Проект молодого бюро Serious, победившей в конкурсе из 20 заявок, предлагал не только концепцию интерьера вплоть до индивидуальных предметов мебели, но и определенное видение айдентики и системы навигации — как в пространстве библиотеки, так и на полке для поиска необходимой книги. Именно с легкой руки «серьезных» архитекторов библиотека получила свое название: очень уж всем понравились поворотные шкафы, которые — опять же легкой рукой и за считанные минуты — преображают пространство зала первого этажа, зонируя его под разные сценарии. Тут и Нарнию грех не вспомнить, порталом в которую был шкаф (раз — и ты буквально в другом мире), и таинственный флер, которым по определению окутано содержимое любого шкафа. Находясь в библиотеке, и правда возникает ощущение, что соприкасаешься с магией: читательский билет, как волшебная палочка, открывает любые двери, начиная от локеров для вещей в вестибюле и заканчивая тем, что информация о взятой книге записывается на него автоматически. В угоду читателям гораздо более гостеприимным и функциональным стал фасад: помимо того, что кирпич подновили и покрыли фактурной штукатуркой, поменяли вывеску и сделали привлекательную вечернюю подсветку, рядом со входом появилось круглосуточное окно для приема книг — выглядит как банкомат, только для обмена бумагой иного толка.
Внутренние изменения такие же акупунктурно точечные и осмысленные. Например, планировки основных библиотечных залов почти не изменились, но зато добавление новых функций повлекло за собой реконструкцию вестибюля, атриума и второго этажа. Напомним, идея арт-резиденций в данном случае в том, чтобы «предоставлять возможности художникам, музыкантам, актерам, режиссерам, авторам, архитекторам реализовывать междисциплинарные проекты с помощью современного оборудования площадки, а также презентовать результаты работы публике, ориентированной на современное искусство». Соответственно, в «ШКАФу» появился театральный зал и выставочный зал «Открытая мастерская», помещения для арт-резидентов, трансформируемый кабинет на 2-м этаже, кафе (на балконе), коворкинг (как раз в пространстве атриума) и «Комната бездельника» для неформальных переговоров.
Кабинет Дизайнера оснащен плоттером, компьютерами с полным пакетом Adobe и оборудованием для создания цифровых полиграфических продуктов.
Профессионалам в исполнительском искусстве предназначен зал-трансформер blackbox со сценическим светом, проекторами, экранами, а также хромакей-виртуальным оператором (можно, например, снимать клипы на любом фоне или «вживаться» в собственную презентацию).
В «ШКАФу» вообще очень много мультимедиа-примочек. Буквально с порога посетителей встречают цифровые экраны, которые знакомят с историей района или используются для кросс-медийных проектов.
Если вернуться к архитектуре, то первым публичным проектом «арх-резиденции» стала сама библиотека, в которой к тому же известные архитекторы «говорят» с посетителями прямо со стен. А следующий глобальный «проект в проекте» — архитектурная фотогалерея «Точка»: под кураторством критика Владимира Фролова, экс-главного редактора журнала «Проект Балтия», здесь проходят выставки архитектурной фотографии (например, Максима Атаянца или Алексея Народицкого), и именно такой нишевой специализации нет ни у какой другой галереи.
Пока что tabula rasa и лакомым кусочком для направления «архитектура» остается двор, но кроме дефицита идей пока что налицо и дефицит финансирования (удивительно уже то, что «ШКАФ» умудрился появиться в прокрустовых рамках районного бюджета). Видимо, эта страница архитектурной истории «ШКАФа» еще впереди.
А пока здесь можно читать и обсуждать книги, смотреть выставки, слушать лекции, концерты, участвовать в дискуссиях. «Хочется верить, что площадка стала новым местом притяжения для людей, проживающих в этом районе, и со временем приобретет имидж пространства, в котором можно не только получать и информацию, но и творить и просто проводить время», — говорят архитекторы. Они результатом довольны: получился проект, максимально точно отображающий заложенную первоначальную концепцию. Остался удовлетворен и автор здания Гайкович. Тем более, что теперь в его «шкафу» живут не бездушные скелеты, а люди — творческие и любопытные. Чего еще желать?